Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:11, контрольная работа
Служба персонала, или кадровая служба, - специализированное подразделение (совокупность специализированных подразделений) организации, осуществляющее функции по управлению персоналом в организации. В зависимости от размеров предприятия, его организационной структуры, продолжительности существования, политики организации место кадровой службы в системе управления предприятием, а также конкретный набор выполняемых этой службой функций могут существенно различаться.
Спад. Сокращение деятельности
компании, уменьшение потока инвестиций
и финансирования приводит к сокращению
персонала, ликвидации социальных программ,
проблемам мотивации
Таким образом, наглядно прослеживается зависимость функций и задач службы управления персоналом от стадии жизненного цикла организации.
1.2 Структура службы управления персоналом в общей системе структуры предприятия
"Организационная структура службы персонала зависит от структуры предприятия и от бизнес - задач, стоящих перед компанией и HR-отделом". [5- с. 7]
"Структура управления
организацией или
Ученые, теоретики менеджмента
определяют структуру как "совокупность
управленческих звеньев, расположенных
в строгой соподчиненности и
обеспечивающих взаимосвязь между
управляющей и управляемой
Под углом управления персоналом
нам представляется структура организации
в виде системы оптимального распределения
функциональных обязанностей, прав и
ответственности между
Ключевыми понятиями структур в этом ракурсе являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники, так и службы, выполняющие функциональные обязанности и операции".
Конкретное место и роль подразделений -- носителей функций управления персоналом -- в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя (этот организационный статус подтверждается набором полномочий и ответственности, определяемых позицией первого руководителя организации по отношению к кадровой службе).
"Существуют разные
виды организационных структур
служб управления персоналом: линейная,
функциональная, линейно-функциональная
и матричная структуры.
В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное местоположение кадровой службы может быть различным. Приведем несколько таких вариантов
"Вариант 1 -Структурная
подчиненность кадровой службы
руководителю по
Вариант 2 -
Структурное подчинение службы управления персоналом в качестве штабного отдела общему руководству организации. Такая структура приемлема в небольших организациях на начальных этапах развития, когда руководство четко не определило статус кадровой службы.
Вариант 3 -
Структурная подчиненность кадровой службы в качестве штабного органа высшему руководству. Данный вариант наиболее приемлем в тех случаях, когда руководитель пытается поднять статус кадровой службы.
Вариант 4 -
Организационное включение
службы управления персоналом в руководство
организацией. Этот вариант является
наиболее типичным для развитых организаций.
Подсистема управления персоналом является
равнозначной подсистемой в ряду
остальных подсистем
В зависимости от структуры предприятия HR-служба может быть единой и разрозненной.
· "Единый офис.
Единая служба персонала существует в компаниях, которые полностью или большей своей частью расположены в одном месте. В такой организации HR-служба является одним из многих подразделений и осуществляет большинство HR-функций в зависимости от своей текущей роли.
На Рис. 1 изображена структура службы персонала с единым офисом.
Это достаточно распространенный случай, характерный, например, для промышленных предприятий с одним производством или торговых компаний с единым складом.
· Разрозненный офис
Ситуация, когда подразделения компании территориально находятся в разных районах или городах, прямым образом влияет на организационную структуру службы персонала.
При такой структуре (Рис. 2 ) основные функции, как правило, сосредоточены у специалистов центрального офиса или управляющей компании, а сотрудники в филиалах обладают полномочиями строго в рамках своей зоны ответственности.
Рассмотрим несколько вариантов функционирования службы персонала в этих условиях:
1. HR-специалисты. Часто
в рамках больших холдингов
помимо центральной службы
2. HR-дженералисты (от англ. general - общий). Так называют специалистов, работающих в небольших подразделениях компаний с территориально разрозненной организационной структурой. Здесь также необходимо внедрять существующие в компании HR-процедуры, но из-за небольшой численности сотрудников формирование отдела по персоналу является нерентабельным. Таким образом, функции по работе с персоналом возложены на одного специалиста.
Иногда HR-дженералистов также называют проектными HR-менеджерами. Это происходит в ситуациях, когда перед ними ставят задачу по формированию системы управления персоналом в создающемся филиале или представительстве.
3. HR-администраторы. Такие
сотрудники преимущественно
Задачи, стоящие перед службой персонала, определяют численность и должности сотрудников службы персонала". [5- с. 7-8]
Место и структура службы управления персоналом в общей структуре организации также различно в зависимости от масштабов предприятия.
"В компаниях малого
бизнеса (с численностью
В компаниях среднего бизнеса (с численностью сотрудников от 100 до 1000 человек) организационная структура службы персонала приобретает более сложную форму (Рис.7) В HR-службе появляются специалисты, отвечающие за отдельные направления деятельности службы персонала:
- менеджер по подбору, рекрутер;
- менеджер по обучению и развитию, тренинг-менеджер, тренер, координатор учебного центра;
- менеджер по оценке;
- менеджер по компенсациям и льготам;
- менеджер по внутренним
коммуникациям, менеджер по
В настоящее время нет единых стандартов в наименовании должностей.
Опыт большинства компаний
показывает, что на практике специалисты
HR-отдела выполняют более широкие
обязанности, чем отражено в названии
их должности. Допустим, тренинг-менеджер
может заниматься также адаптацией
и оценкой персонала, участвовать
в организации корпоративных
мероприятий. Это вызвано
В компании с численностью
свыше 1000 сотрудников, то есть в компаниях
крупного бизнеса, больше финансовых возможностей
для работы с персоналом, но в
то же время и существенно боль
задач и проблем. Главная задача
HR-директора - стандартизация существующих
процедур и алгоритмов с целью
повышения управляемости
В таких организациях почти каждая функция службы управления персоналом представлена отдельным подразделением.
"Важное место в управлении
персоналом принадлежит
1.3 Оценка эффективности деятельности НR-службы
Стратегической целью службы УП является увеличение стоимости компании за счет повышения эффективности управления ее самым ресурсом - людьми. Поэтому современному директору по персоналу необходимо понимать специфику бизнеса своей компании в целом, разделять миссию и стратегические цели организации и на их основании определять первоочередные приоритеты своей деятельности, а также уметь просчитывать ожидаемую эффективность принимаемых им решений.
Часто приходится слышать спорные мнения о том, чьи интересы должен представлять HR-менеджер в организации. Для профессионалов ответ очевиден: в своей деятельности он должен руководствоваться, прежде всего, интересами акционеров компании
Стремление к ясному пониманию
вклада каждого подразделения
Заинтересованными лицами в оценке HR-службы являются:
- акционеры, желающие увидеть в цифрах рентабельность своих вложений и полагающие, что нельзя эффективно управлять тем, что невозможно измерить;
- топ-менеджеры компании, заинтересованные в выражении работы подразделений в финансовых или количественных показателях;
- HR-службы, стремящиеся оправдать свое существование и доказать собственную полезность.
Рассмотрим наиболее часто используемые методы оценки эффективности HR-службы.
· Экспертная оценка.
Экспертную оценку сотрудники службы персонала могут провести самостоятельно.
Для этого необходимо опросить
руководителей смежных
Преимущество такой оценки заключается в простоте ее реализации и невысокой стоимости проекта, а недостатком является неизбежный субъективизм в оценках. насчет возврата на инвестиции в персонал (ROI)
Данный показатель рассчитывается по формуле:
ROI = (Доход - Затраты) / Затраты х 100%.
Такой способ оценки является
достаточно трудоемким. В расчетах
необходимо учитывать не только стоимость
конкретного мероприятия, но также
и косвенные расходы, связанные
с его проведением, но наиболее сложным
является подсчет дохода от проведенного
мероприятия в области
· Метод бенчмаркинга.
При использовании подхода HR-Benchmarking показатели деятельности HR-службы сравниваются с аналоги данными других компаний, работающих на рынке. Внешние консультанты запрашивают в компаниях - участниках такого проекта необходимые данные о качественных и количественных показателях. После обработки данных компаниям предоставляется обобщенная по отрасли статистика, которую нужно сравнить с собственными показателями НR-деятельности. В России применение метода бенчмаркинга еще недостаточно распространено. Это связано с нежеланием компаний предоставлять конфиденциальные данные и недоверием к организаторам таких проектов.
· Методика Джека Филипса
В западных компаниях при расчете возврата инвестиций в HR-службу часто используют методику Джека Филипса, который предложил пять формул определения эффективности службы персонала:
1. оценка инвестиций в HR-подразделение = расходы службы персонала / операционные расходы.
2. Оценка инвестиций в HR-подразделение = расходы службы персонала / количество работников.