Социальная политика: основные направления и механизм реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Иногда можно слышать утверждение, что сначала надо поднять экономику, а потом перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника главной мотивационной опоры. Поэтому приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено с движением к высокоэффективной и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие социальной политики государства 4
1.1 Сущность, функции и уровни социальной политики 4
1.2 Принципы и направления социальной политики 5
1.3 Типы и модели социальной политики государства 8
2 Результативность социальной экономики и ее основные показатели 13
2.1 Показатели уровня и качества жизни 13
2.2. Показатели дифференциации доходов населения 15
2.3. Показатели бедности 16
3 Опыт зарубежных стран в реализации социальной политики 17
3.1 Опыт развитых стран в реализации социальной политики 17
3.2 Опыт трансформационных стран в реализации социальной политики 24
4 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь 29
4.1 Основные направления и механизм реализации социальной политики в Республике Беларусь 29
4.1.1 Регулирование занятости 29
4.1.2 Регулирование трудовых отношений 30
4.1.3 Регулирование системы пенсионного обеспечения 31
4.1.4 Регулирование доходов членов общества 32
4.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 32
4.2.1 Создание условий для эффективной занятости населения 32
4.2.2 Обеспечение роста реальных денежных доходов населения и заработной платы 33
4.2.3 Реформирование системы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения 34
4.2.4 Развитие отраслей социальной сферы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

Социальная политика, основные направления и механизм.docx

— 149.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической  теории и истории экономических учений

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на  тему: Социальная политика: основные направления и механизм

реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2010 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие социальной политики государства 4

1.1 Сущность, функции и уровни социальной политики 4

1.2 Принципы и направления социальной политики 5

1.3 Типы и модели социальной политики государства 8

2 Результативность социальной экономики и ее основные показатели 13

2.1 Показатели уровня и качества жизни 13

2.2. Показатели дифференциации доходов населения 15

2.3. Показатели бедности 16

3 Опыт зарубежных стран в реализации социальной политики 17

3.1 Опыт развитых стран в реализации социальной политики 17

3.2 Опыт трансформационных стран в реализации социальной политики 24

4 Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь 29

4.1 Основные направления и механизм реализации социальной политики в Республике Беларусь 29

4.1.1 Регулирование занятости 29

4.1.2 Регулирование трудовых отношений 30

4.1.3 Регулирование системы пенсионного обеспечения 31

4.1.4 Регулирование доходов членов общества 32

4.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 32

4.2.1 Создание условий для эффективной занятости населения 32

4.2.2 Обеспечение роста реальных денежных доходов населения и заработной платы 33

4.2.3 Реформирование системы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения 34

4.2.4 Развитие отраслей социальной сферы 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Смысл любой экономической  политики в конечном итоге заключается  на её социальном блоке и механизме  его реализации.

Иногда можно  слышать утверждение, что сначала  надо поднять экономику, а потом  перейти к решению социальных задач. Такая позиция не только ошибочна, но и опасна, так как лишает работника  главной мотивационной опоры. Поэтому  приближение к нормативам социальных показателей должно быть сопряжено  с движением к высокоэффективной  и конкурентоспособной экономике. Движение это должно быть параллельным, а не последовательным.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение не только понятия социальной политики, но и ее функций, методов, задач, основных направлений. Все вопросы рассматриваются  применительно к Республике Беларусь, приводятся данные из научной и периодической  литературы. Среди основных направлений  развития применительно к социальной политике нашей страны выбраны такие, как регулирование занятости, трудовых отношений, системы пенсионного  обеспечения,  доходов членов общества, развитие отраслей социальной сферы. Все  эти категории взаимосвязаны, поэтому, несмотря на логическое разделение основных направлений, рассмотрены как цели, через которые можно добиться повышения уровня и качества жизни  населения Республики Беларусь. В  работе рассмотрен опыт зарубежных стран  в реализации социальной политики.

Актуальность  ее темы в том, что в настоящее время Республика Беларусь находится в процессе становления рыночной экономики. По сути, переходный период страны еще не на стадии полного завершения. Поэтому Республика Беларусь сталкивается со многими проблемами не только в экономической, но и социальной сфере, которые требуют тщательной проработки.

Реформирование  системы экономических отношений  в Республике Беларусь требует выработки адекватной социальной политики. Ухудшение социально-экономической ситуации, обострение политических, демографических  противоречий оказывают существенное влияние на качество жизни всего населения нашей страны. Социально-экономическое развитие любого государства, и Беларусь - не исключение, направлено на улучшение условий и расширение возможностей для качественной жизнедеятельности всех ее граждан.

Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная  социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное  развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением  эффективной социальной политики.

 

1 Понятие социальной политики государства

1.1 Сущность, функции и уровни социальной политики

Социальная  политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными  организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе [1, с.6].

Будучи предельно  обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации по набору субъектов, институтов и целей. Так, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты [2, с.5].

Объектом  социальной политики выступают все  граждане данной страны. С экономической  точки зрения человек — потребитель  и производитель благ и услуг, с биологической — носитель определенной телесной конструкции и физического здоровья и, наконец, в социальной ипостаси он является членом определенной социальной группы: семейно-родственной, демографической, классовой и т.п.   Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Следует отметить, что некоторые ученые объект социальной политики рассматривают более узко — как социальную сферу общественной жизни. Среди объектов социальной политики выделяют: государственные ведомства и учреждения; органы местного самоуправления; внебюджетные фонды; общественные, религиозные, благотворительные и иные негосударственные объединения; коммерческие структуры и бизнес; профессиональных работников, занимающихся разработкой и реализацией социальной политики; отдельных граждан [3, с.8].

Социальная  политика в современном мире осуществляется различными субъектами и, прежде всего, государством. Среди других субъектов  социальной политики выделяются различные  партии, общественные движения и объединения, а также сами граждане (гражданские  инициативы).

Социальная  политика является важнейшей сферой общественной жизни, важнейшим направлением государственной политики.

Основными целями социальной политики являются: обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценное питание, образование, социальную защиту и др. [4, с.650].

Основные функции социальной политики можно свести к следующему:

  • приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
  • поддержание и стимулирование социальной активности населения;
  • создание основ для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;
  • защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса;
  • создание социальных условий для развития интеллектуально го потенциала всех слоев общества [5, с.166].

Социальная  политика осуществляется на разных уровнях: микроуровенъ — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников; макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов; интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.

С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный  ее уровни.

Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу. Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг [3, с.10].

 

1.2 Принципы и направления социальной политики

 

Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств полагает в основу своей деятельности. Центральным из них можно назвать принцип социальной справедливости. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие [1, с.24].

Еще Аристотель заметил двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны — это равенство в обеспечении всем членам общества независимо от их индивидуальных и социальных различий одинаковых возможностей, или уравнительный тип справедливости (обоснованное равенство). С другой — справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех — распределительный тип справедливости (обоснованное неравенство). Каждый из них имеет в себе определенное рациональное содержание.

Реализация уравнительного типа справедливости во всеобъемлющем масштабе практически невозможна, поскольку это противоречит природе человека как обладателя уникальных способностей и запросов.

Реализация распределительного типа справедливости, дифференциация населения по заслугам является важнейшим условием прогрессивного развития общества, стимулом для развития личности, ее потребностей и приоритетов. Уравнение в бедности, нищете сделало бы невозможным развитие производительных сил [3, с.3].

Следует признать, что в настоящих условиях принцип  справедливости должен воплощать в  себе оба начала — как уравнительное, так и распределительное. Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обеспечение некоего  социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе, социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой   доход ниже прожиточного минимума, и т. п. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда [1, с.27].

Принцип справедливости, таким  образом, содержит в себе оба типа справедливости и означает, с одной  стороны, степень обоснованного  равенства, а с другой — сохраняющееся неравенство.

Как уже отмечалось, с принципом социальной справедливости неразрывен принцип индивидуальной социальной ответственности. Он означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Индивид не должен пассивно ожидать поддержки от государства и видеть в нем единый источник поступления благ и защиты [3, с.14].

В качестве следующего руководящего принципа социальной политики следует назвать социальную солидарность, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Конечно, в первую очередь этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий. Однако в то же время этот процесс можно рассматривать также в качестве перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию.

Следующим принципом  социальной политики является принцип социального партнерства.

В документах Международной организации труда  — специализированного органа ООН, — созданной в 1919 г., выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых: равноправие сторон на переговорах и при принятии решений; равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей; обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств; принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.

Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.

Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Среди других важных принципов социальной политики следует выделить принцип солидарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан [1, с.24].

Принцип социального  равенства (паритетности) членов данного  общества, означающий равенство перед  законом, а также в области  национальных отношений, вероисповедания и т.п. [5, с.166].

Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации