Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 16:27, курсовая работа
Статья 7 Конституции РФ[1] гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Введение 3
1. Сущность и механизм социальной политики 6
1.1. Основные категории социальной политики 6
1.2. Природа и сущность социальной политики 9
2. Задачи и противоречия социальной политики 16
2.1. Принципы и функции социальной политики в обществе 16
2.2. Развитие социальной политики Российской Федерации 23
3. Задачи социальной политики РФ на 2008-2009 гг. 28
Заключение 38
Литература 40
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
А.П.Шихвердиев
по экономической теории
Социальная политика в обществе с рыночной экономикой.
Задачи, противоречия, механизмы
Исполнитель,
Студентка 418 гр.
Сыктывкар 2008
Содержание
Введение 3
1. Сущность и механизм социальной политики 6
1.1. Основные категории социальной политики 6
1.2. Природа и сущность социальной политики 9
2. Задачи и противоречия социальной политики 16
2.1. Принципы и функции социальной политики в обществе 16
2.2. Развитие социальной политики Российской Федерации 23
3. Задачи социальной политики РФ на 2008-2009 гг. 28
Заключение 38
Литература 40
Введение
Статья 7 Конституции РФ[1] гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 7. Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.
Это право закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. ст. 10, 11).
Следуя нормам международного права, Конституция устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь невозможна и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию.
Только овладев необходимыми знаниями и профессиональными навыками, человек может активно включиться в общество как член определенной социальной группы, класса, трудового коллектива, общественной или политической организации, собственник имущества, производитель материальных или духовных благ. Словом, социальное государство обязано не только обеспечить свободное развитие личности, но и создать условия, при которых каждый имел бы реальную возможность проявить свои знания, способности в общественно полезном труде.
Многочисленные дискуссии, ведущиеся по поводу перспектив создания социального государства в России, свидетельствуют об актуальности этой проблемы. Это и понятно, поскольку российское общество нуждается сегодня в объединяющей идее, которой может стать идея социального государства и ее практическая реализация.
Актуальность данной темы заключается том, что социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами.
Целью данной работы является изучение социальной политики государства в обществе рыночной экономики, ее задач, противоречий и механизмов.
Задачи работы:
1. Определить сущность и механизм социальной политики;
2. Рассмотреть основные категории социальной политики;
2. Изучить природу и сущность социальной политики;
3. Выявить принципы и функции социальной политики в обществе.
4. Показать развитие социальной политики Российской Федерации;
5. Сформулировать задачи социальной политики РФ на 2008-2009 гг.
1. Сущность и механизм социальной политики
1.1. Основные категории социальной политики
Рассмотрение социальной политики принято начинать с понятия «социальной безопасности», наиболее часто употребляемого в смысле обеспечения основ безопасности жизнедеятельности, как отдельного индивида, так и всего общества в целом.
Структуру социальной безопасности следует рассматривать во взаимосвязи[2]:
В систему социальной безопасности включаются различные направления[3]:
глобальная и региональная безопасность: национальные интересы, общественная безопасность и стратегическая стабильность;
общественная безопасность: социально-экономическая, национально-культурная, экологическая, информационно-технологическая и др.;
личная безопасность в современной общественно-политической обстановке и условиях производства, безопасность личности в условиях перехода к рынку и введения частной собственности на средства производства;
безопасность в чрезвычайных ситуациях и в экстремальных условиях.
Социальная безопасность рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т. д.
Социальное государство — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Концепция социального государства утвердилась в Западной Европе под влиянием двух основных факторов: как результат второй мировой войны и как проявление разочарования в либеральной теории социального процесса.
Ряд европейских и российских авторов выделяют три типа социального государства, и эта типология тесно связана с типологией социальной политики.
1. Либеральное (или ограниченное) социальное государство. Государство через бюджет финансирует «источники существования» (пособия) малообеспеченной части населения. Правила предоставления пособий достаточно строги, пособие невелико, а трудоспособных получателей власти стараются трудоустроить - перевести с пособия на заработную плату. Традиционный пример — США, в недавнем прошлом - Великобритания, Канада и Австралия.
2. Консервативное (или корпоративное) социальное государство. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финансируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень социального обеспечения зависит от стажа работы, уровня заработной платы и т.д. Особенно важная для государства работа, например, госслужба, нередко вознаграждается определенными льготами, чаше всего по пенсионному и медицинскому обеспечению. Классический пример - Германия. В целом это наиболее распространенный в Европе тип социального государства.
3. Социал-демократическое социальное государство. Его правовая основа — равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Если система соцобеспечения достаточна для поддержания благосостояния граждан, то она весьма дорогостоящая. Поэтому либо приходится держать на очень высоком уровне налоги, как в Швеции, либо создавать двухуровневую систему, при которой минимальный уровень благосостояния обеспечивается государством, а сверх этого может быть пенсия или пособие из страхового фонда или другого источника.
Социальное государство немыслимо без политической доктрины, экономической модели и финансового обеспечения его развития.
Сегодня основными параметрами социального государства любого типа считаются[4]:
1. Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу.
2. Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения.
3. Развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив.
Социальный характер нашего государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. В ней записано, что политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[5].
Общепринято, что социальное государство должно обеспечивать:
1. Движение к достижению в обществе социальной справедливости.
2. Ослабление социального неравенства.
3. Предоставление каждому работы или иного источника средств существования.
4. Сохранение мира и согласия в обществе.
5. Формирование благоприятной для человека жизненной среды.
1.2. Природа и сущность социальной политики
Понятие социальной политики относится к числу таких, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. Социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Термин «социальная политика» имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовывались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была скорее следствием, чем целью деятельности правителей и правительств.