Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 16:27, курсовая работа
Статья 7 Конституции РФ[1] гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Введение 3
1. Сущность и механизм социальной политики 6
1.1. Основные категории социальной политики 6
1.2. Природа и сущность социальной политики 9
2. Задачи и противоречия социальной политики 16
2.1. Принципы и функции социальной политики в обществе 16
2.2. Развитие социальной политики Российской Федерации 23
3. Задачи социальной политики РФ на 2008-2009 гг. 28
Заключение 38
Литература 40
Один из важнейших аспектов изменения модели социальной политики связан с переходом от преимущественно социальной поддержки к социальному страхованию с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов. Это является одной из важных форм перехода от системы социального патернализма к адресной социальной системе.
Формирование адресной социальной поддержки предполагает введение целевого характера в системе распределения и использования социальных трансфертов, в том числе и как основы межбюджетных отношений.
Отсюда вытекает еще одна из основных черт системного изменения модели социальной политики – ее «муниципализация», в том смысле, что социальная политика должна сместиться по иерархии управления вниз – к людям, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств путем предоставления возможности в большей степени определять социальную политику на муниципальном уровне. При этом должно сохраняться единое социальное пространство на территории Российской Федерации путем установления федеральных минимальных гарантий в социальной области (минимальных социальных стандартов)[24].
Изменения в модели социальной политики Российской Федерации способствуют постепенной трансформации государственного патернализма в умеренно либеральную социальную систему, что находит отражение в официальной позиции Правительства Российской Федерации и закрепляется в государственных социальных программах.
3. Задачи социальной политики РФ на 2008-2009 гг.
Правительству Российской Федерации предстоит сконцентрировать свои усилия на следующих приоритетных направлениях социальной политики[25]:
Во-первых, приоритетным направлением является модернизация социальной сферы, прежде всего путем реализации национальных проектов в сфере здравоохранения и образования и обеспечения населения доступным и комфортным жильем, преодоления бедности и значительным повышением благосостояния широких слоев населения, проведения новой политики сбережения населения и стимулирования рождаемости.
Реализация мероприятий национального проекта в сфере здравоохранения направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене, развитие диагностики и профилактики заболеваний, в том числе эффективная диспансеризация трудоспособных категорий населения, увеличение объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
В сфере образования на период 2008-2009 г.г. в рамках национального проекта будет проводиться ускорение модернизации российского образования, стимулирование повышения доступности качественного образования, обеспечение развития его инновационного характера, приток в школы и вузы новых кадров.
В сфере формирования в России рынка доступного жилья должны быть приняты меры по созданию эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу. Также должны быть разработаны механизмы участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышения доступа на него определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке. Одним из приоритетных направлений деятельности по улучшению качества жизни населения будет реализация жилищно-коммунальной реформы и обеспечение доступа широких слоев населения к качественному жилью путем развития ипотечного кредитования.
Значительный социальный эффект будет иметь реализация приоритетного национального проекта в сфере развития АПК по трем основным направлениям: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК и обеспечение жильем молодых специалистов и их семей на селе. Этот комплекс мер не только позволит значительно снизить уровень застойной бедности на селе и привлечь в аграрный сектор молодых специалистов, поддержать сельскую интеллигенцию, но повысит продовольственную безопасность страны и конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства.
Особую актуальность приобретает реализация мер по повышению рождаемости, снижению смертности и проведению эффективной миграционной политики, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года.
Планируемая индексация роста заработной платы бюджетников в сочетании с доплатами, предусмотренными в приоритетных национальных проектах, обеспечивают выполнение задачи по повышению заработной платы бюджетников в реальном выражении к 2008 году в 1,5 раза. Наряду с мерами политики доходов будут усовершенствованы механизмы предоставления адресной социальной помощи преимущественно семьям, находящимся за чертой бедности.
Во-вторых, наряду с совершенствованием рыночных институтов и на основе достигнутой макроэкономической стабильности и имеющихся финансовых ресурсов в центр государственной политики следует поставить технологическую модернизацию экономики, развитие инновационной инфраструктуры, и политику повышения конкурентоспособности страны.
Для активизации процесса технологической модернизации экономики и научно-технического развития предусмотрен комплекс мер по реформированию государственного сектора науки, планируется с участием государственного капитала развитие системы венчурных фондов, а также реализация федеральных целевых программ, направленных на развитие научных исследований, разработку и внедрение новых технологий в электронике, авиакосмическом комплексе, атомной энергетике, в сферах нанотехнологий, информатики, развития технологий живых систем. Предусмотрена разработка долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и комплексной программы научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации.
В-третьих, на улучшение инвестиционного климата и преодоление отставания в развитии тран6спортной инфраструктуры направлена реализация инфраструктурных проектов с участием средств Инвестиционного фонда, формирование сети технико-внедренческих, производственных, рекреационных и портовых особых экономических зон, создание Государственной корпорации развития, расширение программ по поддержке развития малого бизнеса и снижению административных барьеров.
В-четвертых, повышение энергетической безопасности и активизация процесса модернизации энергетической инфраструктуры. Завершение процесса реформирования РАО ЕЭС и формирование новых рыночных механизмов торговли электроэнергией и привлечения частных инвестиций позволит значительно увеличить инвестиции в развитие энергетики и преодолеть отставание в развитии сетевого хозяйства и генерации. Предусмотрена новая программа развития атомного энергетического комплекса. Планируется обновление Энергетической стратегии Российской Федерации, в связи с уточнением приоритетов развития нефтегазового, угольного комплексов и электроэнергетики, планов газификации российских регионов и развития экспортной системы нефте - и газопроводов на средне - и долгосрочную перспективу.
В-пятых, формирование новой региональной политики, ориентированной на формирование стратегического управления развитием регионов, создание условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это будет достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития территориальных производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений.
Условием реализации всех этих направлений социально-экономической политики является сохранение финансовой стабильности, профицитного бюджета и реализация одобренного Правительством Российской Федерации комплекса мер по снижению инфляции.
Приоритетными направлениями экономической политики развития сферы социальных услуг на 2008 год и на период до 2009 года станут[26]:
модернизация сектора общественных услуг и повышение качества человеческого капитала в рамках национальных проектов;
формирование конкурентоспособной на мировом рынке системы образования;
повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;
внедрение новых организационно-правовых форм организаций социальной сферы.
Политика в сфере образования на период 2008-2009 годы будет определяться в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2010), Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации и комплекса мероприятий по их реализации на период до 2010 года, национальным проектом в сфере образования.
Среди основных задач, стоящих перед системой образования, остаются[27]:
повышение качества и доступности образования;
развитие системы непрерывного профессионального образования;
формирование эффективного рынка образовательных услуг;
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
переход на принципы подушевого финансирования при реализации образовательных программ.
Реализация этих задач государственной политики в области образования позволит в 2008-2009 годах создать условия для повышения качества «человеческого капитала» и конкурентоспособности страны.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2009 года является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи, профилактики заболеваний путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки и технологий.
Первоочередными задачами для реализации мероприятий по модернизации здравоохранения являются: законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению; оснащение и кадровое обеспечение медицинских учреждений; совершенствование системы обязательного медицинского страхования, отработка финансирования стационарных медицинских учреждений с ориентацией на конечный результат; повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, научного потенциала отрасли; расширение доступности санаторно-курортной помощи; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Задачи по охране здоровья населения будут решаться в рамках реализация государственных гарантий оказания медицинской помощи на основе стандартизации медицинских технологий. Продолжится совершенствование системы медицинского страхования. Будет завершен перевод обязательного медицинского страхования и здравоохранения на страховые принципы; укреплена финансовая основа системы обязательного медицинского страхования.
Задача повышения эффективности функционирования системы здравоохранения будет решаться путем переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, усиления профилактической направленности здравоохранения, проведения диспансерного наблюдения, оздоровления и коррекции выявленных изменений в состоянии здоровья населения; широкого внедрения ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий; расширения спектра медицинских услуг.
В соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2008 году» предусматривается завершить на основе стандартизации отработку финансирования здравоохранения, в первую очередь стационарных медицинских учреждений, с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом преимущественно на одноканальное финансирование».
В прогнозном периоде будут реализованы федеральные целевые программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2008-2011 годы» (в составе 9 подпрограмм: «Сахарный диабет», «Туберкулез», «Анти-ВИЧ/СПИД», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вирусные гепатиты», «Развитие психиатрической помощи», «Вакцинопрофилактика», «Артериальная гипертония»), «Дети России» (на 2008-2010 годы), а также ведомственные и региональные целевые программы, что позволит направить финансовые ресурсы на решение наиболее значимых проблем здравоохранения, связанных с улучшением состояния здоровья населения.
Основной задачей по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в 2008-2009 годах будет являться обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Предусматривается развитие новых подходов к организации социально-медицинского обслуживания и созданию учреждений социальной защиты населения нового типа (домов-интернатов милосердия, геронтологических и геронтопсихиатричесих центров, домов-интернатов малой вместимости и социально-оздоровительных центров, обслуживание на дому).
На решение проблемы совершенствования системы реабилитации инвалидов, улучшения качества и уровня их жизни направлена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2008-2010 годы».
Приоритетным направлением для детей-инвалидов будет являться создание условий для их воспитания в семье. С этой целью как альтернатива помещению детей-инвалидов в интернатные учреждения будет развиваться сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывающих помощь семье в медицинской и социальной реабилитации ребенка-инвалида.
Разрабатываемый проект федеральной целевой программы «Дети России» на 2008-2010 годы включает подпрограммы «Здоровое поколение», «Дети и семья», состоящую из направлений «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Семья с детьми-инвалидами», «Дети-сироты».
В рамках реализации федеральной целевой программы ««Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2008- 2015 годы» в 2008-2009 годах будет вестись строительство и реконструкция физкультурно-оздоровительных (спортивных) комплексов по направлению «Массовый спорт»; объектов государственных образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности; федеральных баз, комплексов и центров олимпийской подготовки, а также спортивных центров на территории Российской Федерации.