Социальная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
- рассмотреть основные направления социальной политики в России;
- выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Содержание работы

Введение. 3
1. Теоретические аспекты социальной политики государства. 5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики. 5
1.2 Основные направления социальной политики. 9
1.2.1 Политика государства в формировании доходов. 9
1.2.2 Политика занятости. 13
1.2.3 Социальная защита граждан. 14
1.2.4 Политика развития социальных отраслей. 16
2. Социальная политика России на современном этапе развития. 18
2.1 Статистка основных социальных показателей. 18
2.1.1 Динамика доходов. 18
2.1.2 Динамика занятости. 20
2.1.3 Показатели жилищных условий населения. 22
2.1.4 Демографическая ситуация. 23
2.2 Институты социальной политики в России. 25
2.3 Оценка основных направлений государственной социальной политики. 26
Заключение. 35
Список литературы. 36

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 110.77 Кб (Скачать файл)

С точки зрения же И.П. Николаевой, социальную политику можно понимать в широком смысле этого слова, как систему экономических отношений  между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни. В узком смысле, социальная политика представляет собой  составную часть государственной  экономической политики, направленной на решение социальных проблем. [16, с.483]

Однако чаще всего можно  видеть следующее определение социальной политики и ее сущности: социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни  населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики  и предотвращение социальных конфликтов [15, с.76].

Таким образом, существует множество  терминов, определяющих это явление, но одно остается неизменным – социальная политика является важной частью политики государства, без проведения которой  многие люди просто не могли бы выжить.

Далее следует пояснить ряд  основных понятий, используемых при  рассмотрении вопросов социальной политики.

Социальную политику делят  на расширенную и ограничительную.

Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства.

Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Показателем результативности социальной политики является уровень  и качество жизни населения.

Жизненный уровень населения  – совокупность показателей, характеризующих  уровень материального потребления  населения, например, потребление продуктов  на душу населения, обеспеченность этими  продуктами в расчете на одну семью  или на сто семей, структура потребления.

Точкой отсчета при  определении жизненного уровня является «потребительская корзина» - набор  благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения  в стоимости потребительской  корзины служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный  и рациональный уровень потребления.

Минимальный уровень потребления  – такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя  за грань обеспечения нормальных условий существования.

Рациональный уровень  потребления – количество и структура  потребления, наиболее благоприятная  для индивида.

Минимальный уровень потребления  определяет так называемую «черту бедности». Доля населения, живущего за чертой бедности, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни  в данной стране. Снижение этого  показателя, борьба с бедностью –  одна из главных задач социальной политики.

Значительно более сложным  для оценки является показатель качества жизни населения – совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель предусматривает  нормальные условия труда и его  безопасность, приемлемое экологическое  состояние окружающей среды, наличие  и возможности использования  свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и  имущественную безопасность граждан  и т.д. [15, с.76-77]

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация уровня  жизни население и недопущение  массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы  и материальная поддержка безработных,  а также подготовка трудовых  ресурсов такого размера и  качества, которые соответствуют  потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного  уровня реальных доходов населения  путем проведения антиинфляционных  мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной  сферы (образование, здравоохранение,  жилищное хозяйство, культура  и искусство).

Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании  отношений как между социальными  группами, слоями общества, так и  внутри них, в обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия  в общественном производстве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная  для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны  государства, в первую очередь, слабо  защищенных слоев населения. Решение  этой задачи имеет целью поддержание  оптимальных соотношений между  доходами активной (занятой) части населения  и нетрудоспособных граждан через  механизм налогов и социальных трансфертов. [13, с.621]

1.2 Основные направления  социальной политики.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации:

-  регулирование занятости населения;

-  политика государства в формировании доходов;

-  социальная защита граждан;

-  политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.

Необходимо заметить, что  данный перечень по сути является отражением основных задач социальной политики государства, представленных в п. 1.1 курсовой работы.

Более подробно указанные  направления рассмотрены ниже.

1.2.1 Политика государства  в формировании доходов.

Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов - различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство  доходов характерно для всех экономических  систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются  различные показатели. Степень неравенства  доходов отражает кривая Лоренца (рисунок 1), при построении которой по оси  абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим  процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Теоретическая возможность  абсолютно равного распределения  дохода представлена биссектрисой, которая  указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий  процент дохода. Это значит, что  если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие  точки будут расположены на биссектрисе.

Рисунок 1 – Кривая Лоренца

Кривая Лоренца демонстрирует  фактическое распределение дохода. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень  неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень  неравенства доходов. Если бы фактическое  распределение доходов было абсолютно  равным, то кривая Лоренца и биссектриса  совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения  доходов в различные периоды  времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто  употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент  Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю

Государственная политика доходов  является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальные доходы характеризуют  уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения  цен.

Располагаемые доходы —  это номинальные доходы за вычетом  налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для  измерения динамики располагаемых  доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса  цен.

Реальные доходы характеризуют  номинальные доходы с учетом изменения  розничных цен (тарифов).

Реальные располагаемые  денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода  за минусом обязательных платежей и  взносов, скорректированных на индекс потребительских цен. [13, с.607]

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами.

Трансфертные платежи  – выплата правительством или  фирмой домохозяйству или фирме  денег (или передача товаров и  услуг), взамен которой плательщик непосредственно  не получает товары или услуги.

Социальные трансферты —  это система денежных или натуральных  выплат населению, не связанных с  его участием в хозяйственной  деятельности в настоящее время  или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения  цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и  введением минимальных ставок заработной платы [13, с.611-612].

Информация о работе Социальная политика в России