Социальная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
- рассмотреть основные направления социальной политики в России;
- выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Содержание работы

Введение. 3
1. Теоретические аспекты социальной политики государства. 5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики. 5
1.2 Основные направления социальной политики. 9
1.2.1 Политика государства в формировании доходов. 9
1.2.2 Политика занятости. 13
1.2.3 Социальная защита граждан. 14
1.2.4 Политика развития социальных отраслей. 16
2. Социальная политика России на современном этапе развития. 18
2.1 Статистка основных социальных показателей. 18
2.1.1 Динамика доходов. 18
2.1.2 Динамика занятости. 20
2.1.3 Показатели жилищных условий населения. 22
2.1.4 Демографическая ситуация. 23
2.2 Институты социальной политики в России. 25
2.3 Оценка основных направлений государственной социальной политики. 26
Заключение. 35
Список литературы. 36

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 110.77 Кб (Скачать файл)

Политика в области  образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В  развитых странах среднее образование  является обязательным и для большинства  населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как  на бесплатной (для определенных категорий  людей), так и на платной основе (для большинства населения).

 

2. Социальная политика России на современном этапе развития.

2.1 Статистка основных  социальных показателей.

2.1.1 Динамика доходов.

По данным Госкомстата  РФ, дифференциация по доходам в  России в 2009 г. достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного  населения приходилось 31,0% общего объема денежных доходов (в 2008г. - 31,1%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9% (1,9%) [29]. При этом коэффициент  Джини за последние пять лет стал еще ближе к единице, что свидетельствует о росте дифференциации доходов в стране (таблица 1).

Таблица 1 – Распределение  общего объема денежных доходов населения  России в 2005-2009 гг. [26]

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

Денежные доходы - всего, процентов

100

100

100

100

100

в том числе по 20-процентным  группам населения:

         

первая (с наименьшими  доходами)

5,4

5,3

5,1

5,1

5,1

вторая

10,1

9,9

9,7

9,8

9,8

третья

15,1

14,9

14,8

14,8

14,8

четвертая

22,7

22,6

22,5

22,5

22,5

пятая (с наибольшими доходами)

46,7

47,3

47,9

47,8

47,8

Коэффициент фондов (коэффициент  дифференциации доходов), в разах

15,2

16,0

16,8

16,8

16,7

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,409

0,416

0,423

0,422

0,422

Хотя, надо признать, при  этом значительно сократилось число  лиц, находящихся за «чертой бедности» (таблица 2), выросли доходы населения (рисунок 2).

 

Таблица 2 – Численность  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [32]

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

Численность населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

         

млн. человек

25,2

25,2

21,5

18,7

18,5

в процентах от общей численности  населения

17,6

17,7

15,2

13,3

13,1

Дефицит денежного дохода:

         

млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.)

225,6

286,9

276,6

270,3

319,5

в процентах от общего объема денежных доходов населения

2,1

2,1

1,6

1,3

1,2

Рисунок 2 – Динамика основных показателей реальных доходов населения  в России в 2007-2009 г. [29]

Так, в 2009г. объем денежных доходов населения сложился в  размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2008 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2008 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году [29].

Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а  также для определения размеров различных социальных пособий, применяется  минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4330 руб. в настоящее время [21].

2.1.2 Динамика занятости.

По данным Госкомстата  России [19], численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне.

Уровень безработицы, исчисленный  как отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения, в марте 2010г. составил 8,6% (рисунок 3).

Рисунок 3 – Уровень безработицы  в России в 1999-2010 гг.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности  населения соответствующего возраста) в марте 2010г. составил 61,2% (таблица 3).

 

Таблица 3 – Экономическая  активность населения

Показатели

IV квартал 2009 г.

2010 г.

I квартал 2010 г.

I квартал 2010 г. к IV кварталу 2009 г., (+/-)

январь

февраль

март

Тыс. человек

х

х

х

х

х

х

Экономически активное население  в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

75570

74569

74464

74646

74560

-1010

занятые

69503

67737

68028

68228

67998

-1505

безработные

6067

6832

6436

6418

6562

495

В процентах

х

х

х

х

х

х

Уровень экономической активности (экономически активное население к  численности населения в возрасте 15-72 лет)

67,8

66,9

66,8

67,0

66,9

-0,9

Уровень занятости (занятые  к численности населения в возрасте 15-72 лет)

62,4

60,8

61,1

61,2

61,0

-1,4

Уровень безработицы (безработные  к численности населения в  возрасте 15-72 лет)

8,0

9,2

8,6

8,6

8,8

0,8

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 2,9 раза превышает  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения. В конце  марта 2010г. в государственных учреждениях  службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.

2.1.3 Показатели жилищных  условий населения.

Основные показатели жилищных условий населения отображены в  таблицах 4, 5.

 

Таблица 4 – Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [24]

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Число служб субсидий

4222

4016

4036

3931

4081

Получили субсидии, млн. семей

7,09

6,80

6,06

5,46

4,56

Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, процентов

15,2

13,7

11,9

10,6

8,8

Сумма начисленных субсидий, млрд. руб.

30,7

35,5

40,0

44,3

44,9

Среднемесячный размер субсидий на семью, руб.

361

435

550

675

641

Таблица 5 – Предоставление гражданам социальной поддержки  по оплате жилого помещения и коммунальных услуг [25]

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек

43,5

43,4

37,5

39,4

38,8

Объем средств, затраченных  на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб.

51,6

66,6

80,5

102,5

120,7

Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб.

99

128

179

217

259

Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, процентов

30

30

26

28

27

Информация о работе Социальная политика в России