Социальная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
- рассмотреть основные направления социальной политики в России;
- выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Содержание работы

Введение. 3
1. Теоретические аспекты социальной политики государства. 5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики. 5
1.2 Основные направления социальной политики. 9
1.2.1 Политика государства в формировании доходов. 9
1.2.2 Политика занятости. 13
1.2.3 Социальная защита граждан. 14
1.2.4 Политика развития социальных отраслей. 16
2. Социальная политика России на современном этапе развития. 18
2.1 Статистка основных социальных показателей. 18
2.1.1 Динамика доходов. 18
2.1.2 Динамика занятости. 20
2.1.3 Показатели жилищных условий населения. 22
2.1.4 Демографическая ситуация. 23
2.2 Институты социальной политики в России. 25
2.3 Оценка основных направлений государственной социальной политики. 26
Заключение. 35
Список литературы. 36

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 110.77 Кб (Скачать файл)

На основании представленных данных можно сделать вывод, что:

-  ситуации жилищные условия россиян медленно, но верно улучшаются;

-  субсидии / социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг стало получать меньшее количество людей, но при этом размер самих выплат увеличился.

2.1.4 Демографическая  ситуация.

По оценке Госкомстата  России [29], численность постоянного  населения Российской Федерации  на 1 декабря 2009г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс.человек, или на 0,083%).

Естественная убыль населения  в январе-ноябре 2009г. уменьшилась  по сравнению с соответствующим  периодом 2008г. на 113,0 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4% (рисунок 4, таблица 6).

Рисунок 4 – Замещение  естественной убыли населения миграционным приростом, %

Таблица 6 – Показатели естественного  движения населения

Показатели

Январь-ноябрь

Справочно на 1000человек населения за 2008г.в целом

тысяч

на 1000 человек населения1)

2009г.

2008г.

прирост (+), снижение (-)

2009г.

2008г.

2009г.  
в % к  
2008г.

Родившихся

1610,3

1566,9

+43,4

12,4

12,1

102,5

12,1

Умерших

1834,6

1904,2

-69,6

14,1

14,7

95,9

14,6

в том числе детей в  возрасте до 1 года

12,9

13,2

-0,3

8,12)

8,72)

93,1

8,52)

Естественная убыль

-224,3

-337,3

 

-1,7

-2,6

65,4

-2,5

Браков

1117,1

1102,3

+14,8

8,6

8,5

101,2

8,3

Разводов

636,9

642,1

-5,2

4,9

4,9

100,0

5,0

1) Здесь и далее в  разделе показатели помесячной  оперативной отчетности приведены  в пересчете на год.

2) На 1000 родившихся.

В январе-ноябре 2009г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших - в 73 субъектах.

В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-ноябре 2008г. - 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.

Естественный прирост  населения в январе-ноябре 2009г. зафиксирован в 25 субъектах Российской Федерации (в соответствующем периоде 2008г. - в 21 субъекте).

2.2 Институты социальной  политики в России.

К основным государственным  институтам, осуществляющим социальную политику в России, относятся [22]:

-  Президент Российской Федерации;

-  Государственный совет;

-  Государственная Дума;

-  Совет Федерации;

-  Федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства, фонды), осуществляющие государственную политику в социальной сфере в рамках их полномочий и областей компетенции;

-  Общественная палата Российской Федерации;

-  Общественный совет по жилищной политике при Министерстве Регионального развития РФ.

Кроме того, в России существует большое количество исследовательских  организаций, занимающихся вопросами  социальной политики; ниже приведены  лишь некоторые из них [20]:

-  Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ);

-  Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН);

-  исследований Уфимского научного центра РАН (ИСЭИ Уф НЦ РАН);

-  Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН);

-  Институт социологии РАН (ИС РАН);

-  Институт сравнительных социальных исследований (ЦЭССИ);

-  Независимый институт социальной политики (НИСП) и др.

Плюс ко всему в обществе постепенно растет роль некоммерческих организаций (НКО), как активных участников социальной политики.

Предприятия как основные хозяйствующие субъекты в экономике  также могут по праву рассматриваться  в качестве участников социальной политики на микроуровне.

К сожалению, в рамках курсовой работы сложно отразить все многообразие и взаимосвязь функций и направлений  деятельности указанных выше субъектов социальной политики. Тем не менее, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в настоящее время в России ресурс для развития социального партнерства между властью, бизнесом и гражданским обществом активно развивается.

2.3 Оценка основных  направлений государственной социальной  политики.

Анализируя основные направления  и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, автор  курсовой работы столкнулся с множеством мнений, зачастую полярных по своему содержанию. Количество экспертов, высказывающихся по данному вопросу, бесконечно велико. В этой связи ниже представлены три точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые, по мнению автора курсовой работы, наилучшим образом дают представление о государственной социальной политике.

Итак, согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно  проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом (см. приложение Б):

-  в течение последних пяти лет абсолютное большинство граждан в первую очередь тревожил рост цен (более 70% респондентов). И это неудивительно, ведь инфляция в Росси по-прежнему находится на высоком уровне (8,8% по итогам 2009 года);

-  проблема роста безработицы, по сравнению с 2005 г., стала волновать значительно большую часть россиян (56% опрошенных в июне 2009 г. против 25% в 2008 г.). Такой результат также вполне объясним – в феврале 2009 г. уровень безработицы достиг своего пика с момента начала кризиса (9,4%);

-  проблема бедности в июне 2009 г., несмотря на кризис, волнует меньшее количество людей, чем это было в 2005 г. Статистика, приведенная в п. 2.1.1 курсовой работы полностью объясняет данную динамику.

Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:

-  резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов (вновь мнение общества подтверждает данные официальной статистики – см. п. 2.1.1);

-  недоступность многих видов медицинского обслуживания;

-  кризис морали, культуры, нравственности;

-  коррупция, взяточничество;

-  рост наркомании;

-  рост платности, недоступность образования.

В этой связи представляет интерес, что по этому поводу предпринимают  власти и как оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления  Министра здравоохранения и социального  развития РФ Т.А. Голиковой на открытии Первой конференции министров государств-членов Совета Европы [30]:

« <…> Вследствие финансового  кризиса и спада производства значительные группы населения наших  стран понесли материальные потери. У многих групп населения возникло недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня  перед социальной сплоченностью  возникли новые вызовы и новые  риски.

И в этой связи, нам, руководителям  социальных министерств, приходится решать сложную задачу. С одной стороны, мы должны смягчить удары кризиса  по наиболее уязвимым группам населения, с другой стороны, в дискуссиях с  представителями финансовых и экономических  министерств, отстоять объемы финансовых ресурсов, направляемых государством на исполнение социальных обязательств.

Российская Федерация  приняла принципиальное решение  о том, что даже в условиях нынешнего  глобального финансового кризиса  все социальные обязательства, взятые в период до начала финансового кризиса, будут исполняться на должном  уровне. Социальные обязательства, заложенные в бюджете Российской Федерации, не подвергаются уменьшению в период финансового кризиса.

В режиме немедленного реагирования мы приняли специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. На высшем правительственном уровне организован  и еженедельно проводится мониторинг увольнений работников в связи с  ликвидацией организаций или  сокращением персонала. Мы внимательно следим за процессами перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Российская Федерация  выделила дополнительные, весьма значительные средства на опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения. А также  на создание временных рабочих мест, организацию общественных работ, организация  переезда увольняемых, на работу в другую местность. Естественно при их желании  и согласии. Проводятся специальные  мероприятия по развитию малого предпринимательства  и самозанятости безработных граждан.

Ситуация с занятостью населения в Российской Федерации  находится под контролем. Меры быстрого реагирования в большинстве регионов России работают достаточно эффективно.

В центре внимания региональных властей – занятость населения  с низкими денежными доходами, а также безработица среди  тех граждан, которые в силу объективных  причин не имеют достаточной конкурентоспособности  на рынке труда.

Информация о работе Социальная политика в России