Социальная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
- рассмотреть основные направления социальной политики в России;
- выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Содержание работы

Введение. 3
1. Теоретические аспекты социальной политики государства. 5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики. 5
1.2 Основные направления социальной политики. 9
1.2.1 Политика государства в формировании доходов. 9
1.2.2 Политика занятости. 13
1.2.3 Социальная защита граждан. 14
1.2.4 Политика развития социальных отраслей. 16
2. Социальная политика России на современном этапе развития. 18
2.1 Статистка основных социальных показателей. 18
2.1.1 Динамика доходов. 18
2.1.2 Динамика занятости. 20
2.1.3 Показатели жилищных условий населения. 22
2.1.4 Демографическая ситуация. 23
2.2 Институты социальной политики в России. 25
2.3 Оценка основных направлений государственной социальной политики. 26
Заключение. 35
Список литературы. 36

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 110.77 Кб (Скачать файл)

Даже в этот непростой  период мы намерены продолжить масштабные преобразования в социальной сфере.

Активно развивается и  будет развиваться в перспективе  система пенсионного обеспечения  граждан Российской Федерации. Особенно в части государственного содействия дополнительному пенсионному страхованию.

С 1 октября 2008 года вступил  в силу, а с 1 января 2009 года государство  начало осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство (12 тыс. рублей в год). Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель, получающий за это налоговые льготы. Уже сегодня, за пять месяцев работы закона этим правом воспользовались более 1 млн. российских граждан.

Продолжается совершенствование  и развитие государственной системы  материальной поддержки молодых  семей, родивших вторых и последующих детей. В этом году семьи, взявшие ипотечные кредиты на приобретение жилья, получили возможность использовать на погашение ипотечных кредитов средства так называемого материнского семейного капитала (а это сумма в 300 тысяч рублей). Федеральный бюджет выделил на эти цели значительные средства в объеме до 26 млрд. рублей (примерно 580 млн. евро).

Будут проводиться серьезные  преобразования и в сфере здравоохранения. В текущем году запланировано  принять Концепцию развития здравоохранения  на период до 2020 года. Поставлена задача существенно улучшить качество медицинских  услуг и повысить доступность  медицинской помощи для всех без  исключения групп населения.

Ключевым направлением здравоохранения  будет являться формирование здорового  образа жизни, воспитание в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья и здоровья своих детей.

Прежде всего, это преодоление  вредных привычек (потребление алкоголя и табака), развитие физкультурно-оздоровительной  системы, существенное улучшение безопасности труда и охраны здоровья на рабочем  месте.

На решение этой задачи направлены масштабные организационные, структурные и финансово-экономические  преобразования, которые предполагается провести в российском здравоохранении.

Объем финансового обеспечения  программы государственных гарантий в 2009 году несмотря на финансовый кризис по сравнению с 2008 годом возрастает почти в 2 раза. В преодолении проблем финансового кризиса участвуют абсолютно все слои общества, в том числе представители бизнеса, общественных и негосударственных институтов.

Сейчас особенно важно, чтобы  отлаженный механизм социального партнерства  не дал сбой. Услышать и понять друг друга, найти компромисс и взаимоприемлемое решение – основная задача в социальном диалоге.

<…> Наша задача  сегодня - минимизировать социальные  последствия, которые порождает  финансовый кризис, и избегать  в дальнейшем каких-либо социальных  потрясений.»

В качестве мнения третьей  стороны ниже приводится отрывок  из лекции Гонтмахера Е.Г. [1] «Социальная политика в контексте российского кризиса», прочитанной 12 марта 2009 года в клубе-литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» [18]:

«<…> Вы знаете, что Росстат  регулярно публикует коэффициент  Джини, разные коэффициенты расслоения. Они растут. И росли все последние годы. Принцип такой: богатые богатеют быстрее, чем богатеют бедные. Такой принцип был еще до недавних времен. Проблема не только в цифрах дохода. У нас есть очень интересные цифры. Половина работающего населения не ходит к врачу. В том числе те, кто нуждается. Потому что либо нет денег, либо неохота стоять в очередях. Факт вопиющий.

<…> Но дело не  только в доходах. А в том,  что больше половины нашего  населения отрезано от современных  благ: качественная медицинская  помощь, качественное образование,  в том числе школьное. Что у  нас сложилось? В свое время  мы говорили о том, что должна  быть социальная мобильность,  перемешивание разных слоев и  т. д. Но у нас этого не  произошло.

<…> В Японии сложилась  такая система, при которой  жизнь человека зависит от  того, в какой детский сад он  попал. И у нас эта закостеневшая  социальная схема сложилась безотносительно  к кризису.

<…> Как можно оценить  этот процесс? Я считаю его  отрицательным. Я не преувеличиваю  то, как эти процессы происходят  на Западе. Там тоже очень много  проблем. Но все-таки равенства  условий жизни там больше. Мы  говорим, что оголяется Дальний  Восток, Сибирь. Что это плохие  люди, кто оттуда уезжает? Это  дезертиры, которые не хотят  защищать от китайцев наши  города? Нет. Человек ищет, где  лучше. И едет в Москву.

<…> Мы сейчас обсуждаем  проблему среднего класса. По  исследованиям, которые делал  Независимый институт социальной  политики, очень уважаемое учреждение, средний класс не увеличился  за семь лет. На него нет  спроса. Средний класс – это  и нормальные рабочие места,  которые предполагают интеллектуальный  интенсивный труд. У нас нет  спроса на эти рабочие места.  Данные показывают, что мы стали  зависеть от газа, нефти, древесины  даже больше, чем в 99-м году, когда мы начали выходить из  кризиса 98-го года.

<…> Я не буду  говорить о таких вещах, как  коррупция, качество государственного  управления и т. д. Скажу  только, что наша главная проблема, если говорить о кризисе, главный  камень, который стоит на нашем  пути из кризиса – это наше  государство. 

<…> Мы обсуждали,  еще до кризиса, программу-2020 и  споткнулись на одной вещи. Кто  будет строить эту инновационную  экономику 2020-го года? Люди, у которых  плохое состояние здоровья? Две  трети школьников имеют хронические  заболевания, которые, кстати, не  лечатся. Этим просто никто  не занимается.

<…> О вузах. У  нас покупают дипломы. А если  не покупают, то платят за чисто  символическое обучение. Даже, кстати, не в самых плохих вузах.  Да, у нас рекордное количество  людей с высшим образованием  на душу населения в мире. Ну  и что? Наши дипломы мало  чего стоят. МГУ – единственный  из российских вузов, кто входит  в первую сотню международного  рейтинга. Он на 85-м месте. Правда  наши умельцы выстроили свой  доморощенный рейтинг, и оказалось,  что он на 5-м месте в мире. Но это же, к сожалению, не  так!

<…> Вот таково очень  тяжелое состояние нашего общества, человеческого потенциала. Что делать? Когда критикуешь, всегда надо  что-то предлагать. Иначе не критикуй.

<…> Социальная политика  – это тоже винтик. Есть и  другие винтики. Экономическая  политика, финансовая политика, внешняя,  внутренняя и т. д. Если мы сейчас, даже в наших головах, выстроим идеальную социальную политику, ничего не сделав с другими винтиками, мы обречены на неудачу. И сейчас повестка дня перед Россией тяжелейшая. Это хуже, чем было при Петре Первом. Вот в чем проблема. Продвижение должно быть везде. Я не наивный человек. И я понимаю, что не может быть процветающей социальной политики на фоне провала всего остального.

<…> В мире много  моделей (социальной политики  – прим. автора) – и все разные: чилийская, американская, европейские  модели. То, что мы предложили, например, для пенсионной реформы и что начало действовать в России в 2002-м году, – это комбинация Польши, Венгрии и Швеции. Но это в данном конкретном случае. Я не сторонник того, чтобы социальная политика имела какой-то лейбл, типа «скандинавская» или «континентальная». Мне лично ближе всего опыт Германии и скандинавских стран. И Канада, страна, где по всем оценкам жизнь наиболее комфортна. Критерии эффективности социальной политики – это не количество потраченных на нее денег, а показатели жизни людей. Продолжительность жизни, продолжительность лет обучения, ситуация с безработицей и т. д. И Канада изначально достаточна близка к нам: это федеративная страна, северная страна. Есть, конечно, и много различий. Численность населения, тот факт, что там в основном мигранты и т.д. Но какие-то элементы модели канадско-немецко-скандинавской я бы взял. Но это ручная и очень тонкая работа.

<…> Я знаю, как информация  у нас поступает на разные  столы. Это занесли, а это  вот не занесли. Хорошо, что  Медведев работает с Интернетом. Я всегда вспоминаю слова Путина про работу разведчика: «Это сбор информации и ее перепроверка». У меня часто есть ощущение, что ее не перепроверяют. Кто-то пришел, сказал – и все. А ты вызови того, кто скажет по-другому. Тут, конечно, проблема, когда видишь две точки зрения, а надо принимать решение. А вдруг вытащишь не ту карту! Ведь это требует дополнительных усилий, пересмотра, а может, даже и признания ошибок. К сожалению, эти инструменты взаимного обмена сообщениями между властью и обществом у нас не выстроены. Это наша большая проблема.»

Подводя итог полемике по вопросам социальной политики государства, следует  отметить, что в этой сфере в  России имеется немало положительных  моментов, но проблемы всегда были, есть, и, вероятно, будут. Универсальных методов  их решения, увы, не существует. На сегодняшний  день написано множество программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в России. Насколько  успешно они будут реализованы, можно будет судить лишь через  определенный промежуток времени.

 

Заключение.

В данной контрольной работе были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях.

В заключение исследования можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним  из важных вопросов, без решения  которого невозможно создать гармоничную  рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая  не может оказаться ущемлённой в  плане внимания, финансирования и  т.д. Важно также то, что в условиях развивающейся рыночной экономики (особенно в период экономического кризиса) регулирование процессов  в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ.

Рассмотрев основные направления  социальной политики РФ, можно сделать  вывод, что, не смотря на наличие некоторых  негативных моментов, существует множество  и положительных. И, на взгляд автора работы, намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует  учитывать опыт развитых стран с  их достижениями и проблемами. Нельзя не учитывать и того, что даже в условиях развитой экономики будут  усиливаться трудности в ресурсном  обеспечении социальной сферы. Это  предъявляет не только более высокие  требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и  может порождать необходимость  определенного ужесточения условий  предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.

Информация о работе Социальная политика в России