Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрыть роль социальной политики в современной России .
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучить сущность, цели и виды социальной политики;
• рассмотреть принципы и функции социальной политики;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I
Теоретическое содержание социальной политики…………………………5
1.1 Сущность, цели и виды социальной политики………………………....5
1.2 Принципы и функции социальной политики…………………………...8
1.3 Основные направления социальной политики…………………………14
Глава II
Проблемы социальной политики в современной России………………….17
2.1 Современные проблемы социальной политики………………………...17
2.2 Механизм осуществления социальной политики и её связь с социальной работой………………………………………………………………...............26
2.3 Результаты осуществления социальной политики в России…………..32
Заключение…………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Саратовский государственный  социально – экономический университет

Кафедра Общей экономической  теории

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка II курса, 5 группы

Факультета экономики  и сервиса

Березюк Оксана Александровна

Проверила: Егорова Ангелина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

 

Саратов

  2011г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава I

Теоретическое содержание социальной политики…………………………5

1.1 Сущность, цели и виды социальной политики………………………....5

1.2 Принципы и функции социальной политики…………………………...8

1.3 Основные направления социальной политики…………………………14

Глава II

 

Проблемы социальной политики в современной России………………….17

 

2.1 Современные проблемы социальной политики………………………...17

2.2 Механизм осуществления социальной политики и её связь с социальной работой………………………………………………………………...............26

2.3 Результаты осуществления социальной политики в России…………..32

 

Заключение…………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  медленно снижается численность  людей с доходами ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, имеет место проблема с демографической ситуацией в стране, так как население Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, снижается доступность бесплатной медицинской помощи и качество оказываемых услуг, количество безработных с каждым днем увеличивается, система образования страны близка к состоянию общей стагнации, качество жизни россиян находится на низком уровне. Таким образом, социальная политика в России не эффективна.

Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики. Особенно это можно наблюдать в данный период экономического кризиса, и требует проведение эффективной социальной политики государства и принятия мер путем реформирования общественной жизни. Реформирование общественной жизни затрагивает механизм управления обществом, а также комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место занимает социальная политика государства и вся инфраструктура социальной работы с различными группами населения.

Целью курсовой работы является раскрыть роль социальной политики в современной России .

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

  • изучить сущность, цели и виды социальной политики;
  • рассмотреть принципы и функции социальной политики;
  • выявить основные направлений социальной политики в России;
  • исследовать проблемы социальной политики в современной России;
  • изучить механизм осуществления социальной политики и её связь с социальной работой
  • сделать выводы о результатах реализации социальной политики в России.

Объектом исследования является система социальной политики государства, а предметом - особенности социальной политики, основные направления, механизмы ее осуществления в России.

Что касается структуры  работы, то она содержит 2 главы. В первой главе рассматривается теоретическое содержание социальной политики. А вторая глава будет посвящена решению остальных задач данной работы, а именно рассмотрению основных проблем социальной политики в России, возможных путей их решения и результатам осуществления социальной политики в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Теоретическое содержание социальной политики

 

1.1 Сущность, цели и типы социальной политики. 
Социальная политика государства – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Суть социальной политики государства заключается в том, чтобы поддерживать отношения между социальными группами, слоями общества, обеспечивать условия повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создавать социальные гарантии в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социальная политика государства, которая выступает как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства, в основном тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. 
Социальная политика направлена на решение следующих задач: 
1)    формирование социально-устойчивого развития на базе национальной модели экономики и социального устройства общества. Достижение такой цели требует не только определения взаимной роли и ответственности государства, граждан и предпринимателей, но и определения модели поведения семей и домашних хозяйств в экономической и социальной жизни. 
2)     содержание перехода общества на рыночные основы воспроизводства. Данные цели включают в себя постепенный переход к удовлетворению социальных потребностей за счет использования собственных доходов населения, также создания для граждан условий, которые помогают обеспечивать более высокий уровень потребления, за счет более высокого уровня доходов; определения тех потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем. 
3)     создание общих условий обеспечения социального равенства всех членов общества для  удовлетворения минимальных социальных потребностей, дающих возможность поддерживать основы жизнедеятельности общества. В основном это потребности в образовании и медицинском обслуживании.

4)     уменьшение безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства; 
5)     устранение нежелательных последствий перехода к рынку, а также сохранение социально уязвимых слоев и групп населения. Это требует проведения совокупности разнородных мер, которые ориентированы на использование рыночных и нерыночных способов поддержки населения, включающие льготы, прямые социальные трансферты и бесплатное предоставление ряда социальных услуг определенным категориям граждан. 
Осуществление основных целей и задач социальной политики включает создание новой системы социальной защиты населения и преобразование принципов, экономических основ и организации деятельности отраслей и предприятий социальной сферы, и в первую очередь здравоохранения, коммунально-жилищного хозяйства, образования, туризма и санаторно-курортных учреждений культуры, физической культуры и спорта. Социальная защита — это такого рода отношения, которые позволяют отдельным лицам, находящихся под покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита — это охранительная функция либо социального союза, либо политического. Таким образом, социальная защита и есть свойство любого объединения людей. Наиболее важными объединениями в данном случае являются государство и профессиональные союзы. 
Виды социальной политики: 
1) Ограничительная социальная политика. Означает сведение к функции дополнять традиционные институты социальной сферы и к ее минимуму. 
2) Расширенная социальная политика. Означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства; 
3) Консервативная (жёстко-рыночная) социальная политика. 
4) Либеральная (социал-демократическая) социальная политика; 
Типы социальной политики в соответствии со степенью вмешательства государства в управление социальными процессами.

Они бывают: 
- остаточные (компенсаторные)модели; 
- институциональные (интервенционистские) модели. 
В первом случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по охватываемому контингенту и по своим масштабам социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер.  Ее основы складываются под воздействием идей консерватизма.  
Вторая группа – институциональная. В ней социальная политика играет огромную роль в обеспечении населения социальными услугами.  
Также различают типы социальной политики такие как: 
1) Сферный тип социальной политики 
2) Демографический тип социальной политики 
3) Территориально-государственный тип социальной политики.

Сферный тип социальной политики представлен различием в уровне жизни представителей различных отраслей народного хозяйства. Например,  в России нефтедобывающая отрасль выделяется высокими заработными платами, что ведёт к росту благосостояния работников данной отрасли. Учителя, врачи и некоторые другие категории граждан, имеют в России низкие доходы, что ведёт к их социальной незащищённости. Именно поэтому государство ориентирует социальную политику в пользу представителей определённых отраслей народного хозяйства, принимая меры их социальной защиты. Сферный тип социальной политики относится так же к социальной политике в отношении некоторых категорий граждан, которые обособлены по ряду признаков, например,инвалиды. 
Демографический тип социальной политики обозначен различием в социальном положении различных возрастных категорий граждан. В основном, это дети и престарелые, которые в силу своих возрастных особенностей не могут самостоятельно заботиться о своём нормальном существовании.

Территориально-государственный тип  социальной политики присущ такой социальной политике, при которой группировка объектов осуществляется по территориям. Как правило, уровень жизни населения зависит от территории, на которой они проживают. Такая ситуация характерна для России. Например, уровень жизни в Москве заметно отличается от уровня жизни в Еврейской Автономной Области, что обусловлено рядом экономико-географических особенностей территорий.

1.2 Принципы и функции социальной политики

Осознавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности государства и общества, необходимо рассмотреть и оценить, какие принципы большинство современных государств в основу своих политических деклараций или закладывает в основу своей деятельности. Такие принципы выражают характер требований общества и государства к содержанию, формам и методам разработки и реализации социальной политики1.

Главным является принцип социальной справедливости. Социальная справедливость – это общепризнанная ценность современного демократического общественного сознания, закрепленная в основополагающих документах мирового сообщества2. Но провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в его понятие.

Аристотель впервые рассмотрел представляющееся неустранимым противоречие между двумя типами социальной справедливости: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых личности независимо от ее индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы распределительным и уравнительным типом социальной справедливости3.

Уравнительный тип предоставляет людям равные возможности, что оправдано в ситуации социального старта, лишь в том случае, когда несостоятельность одних лиц по сравнению с другими является объективной. Однако единообразное удовлетворение основных потребностей личности снижает мотивацию к творчеству, деятельности и успеху.

Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, которая стимулирует их к более значимому приложению усилий. Но она ставит в сложное и ограниченное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие слоев и социально неблагополучных индивидов вызывает моральные неудобства у представителей благополучных групп населения, что является источником социальной напряженности4.

В нынешних условиях принцип справедливости должен воплощать в себе два рассмотренных варианта. Стремление к признанию государства как социальным объектом, означает признание равноправия социальных прав всех граждан. Государство должно предусматривать гарантии всем гражданам по обеспечению некоторого социального минимума, выражающийся в минимальной оплате труда, минимальной (а также социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума. Но и предприимчивые, активные, социально сильные индивиды и лица должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами (в пределах законодательного поля) значительный объем благ и услуг за свой труд.

С принципом социальной справедливости особенно связан принцип индивидуальной социальной ответственности. Этот принцип требует от индивида, семьи или малой группы приложения максимальных усилий для самообеспечения и самопомощи. Вся вертикаль власти: государство, муниципальное самоуправление или  регион должны отдавать и обеспечивать индивидов и семей те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, а также помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайно сложных ситуациях.

В российском обществе социальная ответственность индивидуума еще не получила распространения. Традиция всесторонней опеки государства привела к тому, что значительная часть граждан, не задумывается о собственном вкладе в разрешение трудных жизненных ситуаций и даже в тех случаях, когда они самостоятельно могут разрешить свои проблемы или уменьшить их напряженность и проблематичность. Безусловно, существует большое число людей, которые не способны к индивидуальной социальной ответственности по причине своих физических, психических или интеллектуальных, возрастных или других особенностей. Государство сможет снять с себя обязанность поддержки лишь небольшого числа граждан. Даже при максимальном развитии технологий самопомощи и самообеспечения, а также взаимопомощи всегда останется небольшая масса людей, которые не смогут прожить без регулярной адресной социальной поддержки государства. Необходимо проводить широкую организационную и воспитательную работу, целью которой будет сформировать устойчивую направленность на индивидуальную социальную ответственность и создать экономические, юридические, организационные условия для ее реализации.

Информация о работе Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения