Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть роль социальной политики в современной России .
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучить сущность, цели и виды социальной политики;
• рассмотреть принципы и функции социальной политики;
Введение………………………………………………………………………3
Глава I
Теоретическое содержание социальной политики…………………………5
1.1 Сущность, цели и виды социальной политики………………………....5
1.2 Принципы и функции социальной политики…………………………...8
1.3 Основные направления социальной политики…………………………14
Глава II
Проблемы социальной политики в современной России………………….17
2.1 Современные проблемы социальной политики………………………...17
2.2 Механизм осуществления социальной политики и её связь с социальной работой………………………………………………………………...............26
2.3 Результаты осуществления социальной политики в России…………..32
Заключение…………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40
В качестве последующего принципа социальной политики можно назвать социальную солидарность. Она заключается в том, что современное общество должно принимать социальные затруднения как единую систему, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более защищенных к менее защищенным. Во-первых, этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему пособий и налогов. Тут особое значение приобретает совершенствование налогового законодательства, целью которого является предотвращения практики утаивания доходов. Одновременно процесс справедливого перераспределения денежных средств можно рассматривать как перераспределение социальных ресурсов: доступа к здоровью, образованию, социальным коммуникациям, культуре. Если каждый человек будет пользоваться только теми социальными ресурсами, к которым он имеет доступ в силу своей физической или интеллектуальной полноценности, благоприятного социального положения, состояния здоровья, необременительной иждивенческой нагрузки, то это может означать, что довольно большая часть населения ограничивается в социальных правах. Здесь не просто затрагиваются демократические установки современного общественного сознания, но и возникает угроза социальной безопасности. Равноправный и справедливый доступ к социальным благам считается наиболее действенной профилактикой социальной нестабильности и криминальной активности. Таким образом, не имея возможности ликвидировать бедность, социальное государство перераспределяет материальные средства в пользу бедных.
Следующим принципом социальной политики является принцип социального партнерства.
Социальное партнерство считается одним из главных структурным элементом современного общества и государства, активно проявляющий себя в эффективно функционирующей экономике. В нестабильном российском обществе внедрение начал способно смягчить социальную напряженность, сбалансировать противоречивые интересы различных социальных структур и государства а также обеспечить поддержание социального развития.
Статья 23 Трудового кодекса РФ впервые в законодательной практике дает определение понятия «социальное партнерство», как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Принцип социальной компенсации заключается в том, чтобы обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, которая необходима для восполнения материальных ограничений, обусловленных их социальным статусом. Данный принцип предполагает создание, доступной для любой категории граждан, соответствующего социального обслуживания, предоставление определенных льгот, сферы жизнедеятельности.
Принцип социальных гарантий говорит о предоставление минимума социальных услуг по обучению, духовному и физическому развитию, воспитанию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству гражданам гарантированного государством. Объем, качество и виды этих социальных услуг должны обеспечить необходимое развитие личности и ее подготовку к самостоятельной жизни.
Среди других важных принципов социальной политики можно отметить принцип субсидиарности, т.е. поддержки, предусматривающий оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при денежной поддержке мероприятий в области социальной политики. Данный принцип заключает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Осуществление принципа субсидиарности позволяет не только эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем граждан. Кроме того, важно перечислить ряд частных принципов социальной политики, таких как:
• сбалансированность целей и возможностей реализации задач социальной политики (как по необходимости ресурсам, так и по времени);
• открытость (свободное выражение позиции всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики, наличие обратной связи органов власти с гражданами);
• демократические принципы выработки, реализации и осуществления задач социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических программ и решений, всесторонний учет общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
• действенный контроль общества по вопросам осуществления и решения поставленных задач социальной политики.
Содержание социальной политики, цели и задачи раскрываются в системе ее функций – относительно самостоятельных, но тем не менее тесно связанных видов политической деятельности. Главными из них являются:
• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
• интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление диалога между гражданами и государством;
• прогностическая;
• социальная защита населения;
• управление социальными процессами.
С помощью этих функций обеспечивается решение основной задачи социальной политики современного государства – это управление социальным развитием общества и гармонизация общественных отношений.
1.3 Основные направления социальной политики
Выработано несколько
направлений в реализации практики
социальной политики. К ним относятся: социальное
страхование; социальная защита работников,
политика в области заработной платы;
социальные меры на рынке труда; жилищная
политика.
Социальное страхование - это наиболее
важная часть политики государства в социальной
сфере. В процессе производства работники
могут потерять, по ряду объективных причин,
возможность продолжать работу. При этом
они лишаются источника дохода. Для решения
данной проблемы существует два подхода.
Первый – это выплатить определенную
сумму за причиненный ущерб. Но единовременное
пособие не дает возможности существовать
долгое время. Следовательно, наиболее
предпочтительнее будет второй поход
– это социальное страхование.
Практика определила несколько форм социального
страхования. Во многих развитых странах
применяются следующие виды страхования:
страхование от несчастного случая, болезни,
в связи с родами и уходом за ребенком,
в случае потери работы, пенсионное страхование,
по инвалидности.
Главным направлением политики пенсионного
страхования является осуществление концепции
“динамической пенсии”: приведение пенсий
в соответствии с уровнем заработной платы
работающего населения. Таким образом,
получится воспрепятствовать обесценению
(вследствие инфляции) средств, которые
были накоплены работником, путем постоянных
отчислений.
В обязанности государства входит обеспечение
функционально-способной системы институтов
страхования на случай болезни. Например,
обеспечение в случае заболевания почти
для 90% граждан ФРГ гарантируется путем
установленной законом системы страхования
на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы
частным образом. Заболевший, во время
болезни, дохода не теряет. Работодателей
закон обязывает продолжать выплату заработной
платы в течение шести последующих недель.
Предполагаемые несчастные случаи на
производстве и профессиональные заболевания затрагиваются
системой страхования от несчастных случаев.
В этом случае речь идет о правах застрахованных
лиц. Необходимо, чтобы финансирование
осуществлялось на 100% за счет взносов
предприятий или работодателей, так как
вопрос о начислении издержек, связанных
с последствиями несчастных случаев, будет
отнесен к предприятиям.
Социальная защита работников, как основное
направление социальной политики государства,
крайне важна, так как основную массу населения
во всех странах составляют работающие,
основным доходом которых является заработная
плата. Но так же, в любом государстве имеется
большое количество нетрудоспособных
лиц и лиц с пониженной трудоспособностью,
требующих особого внимания государства.
Действия государства в данной сфере должны
быть направлены на финансовую поддержку
работников в случае нанесения ущерба
здоровью в определенных случаях.
Социальная политика в области заработной
платы должна осуществляться дифференцированно.
Регулирующие вмешательство осуществляется
только в тех случаях, когда степень
профессиональной подготовки работника
низкая, и позиции его по отношению к работодателю
относительно слабы. Это в основном касается
тех видов трудовых процессов, которые
требуют неквалифицированного труда.
По отношению к данным категориям населения
фиксируется минимальный уровень заработной
платы, ниже которого выплачивать ее, не
разрешается. С помощью законов государство
определяет также ритм оплаты труда (допустим,
каждые 15 дней или ежемесячно).
Социальная политика на рынке труда. Государственная
политика в этой сфере делает акцент на
переходе системы чистого страхования
по безработице, к поиску профилактических
мер по предотвращению возможных трудностей
в трудовой деятельности и на рынке труда.
Вместе с этим, целью современной политики
обеспечения занятости является и решение
проблем особых групп работающего населения
т.е это касается пожилых людей, инвалидов,
женщин, молодежи и иностранцев.
Жилищная политика. Политика обеспечения
необходимых жилищных условий рассматривается
как инструмент социальной политики. Легко
и быстро решаемые жилищные проблемы увеличивают
территориальную подвижность рабочей
силы, так как это повышает эффективность
производства. Данное направление социальной
политики осуществляется путем выделения
средств из бюджета для оказания помощи
работникам, арендующим жилье.
Глава II
Проблемы социальной политики в современной России
2.1 Современные проблемы социальной политики.
Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие.
Реальностью сегодняшнего дня стало изменение принципов финансирования социальной сферы. Социальная сфера все чаще начала опираться на внебюджетные средства.
Главными задачами являются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы планируется восстановить размеры личного потребления, тем самым повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза.
Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одной из главных задач считается – необходимость повысить размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния” отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Важно заметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможностей для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно появляется проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая носит парадоксальный характер– количество людей, относимых к категории бедных может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что трансферты и перераспределение доходов, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются изменить свое поведение так, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает возрастать социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Итак, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого ”пирога”.
Некоторые направления, реформы в сфере образования, здравоохранения, жилья:
За последние десять
лет в сфере образования
-изменился рынок труда. Дело в том, что заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику;
-все более важную роль начинают играть региональные и местные органы власти;
-происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.
Положительный отклик имеет то, что идет формирование новой законодательной базы, растет влияние региона, учитываются требования рынка труда. Но есть и свои минусы - это недостаточное и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и региональное неравенство в доступе к образованию. Среди актуальных тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается доля платного образования, население постепенно начинает понимать его необходимость. Таким образом, реформа образования должна реально разделить бюджетные потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, а другой частью должно пользоваться население, полагаясь на то, чтобы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень и качество образования. На платные образовательные услуги российские граждане тратят гораздо меньше средств, чем на медицину. Но тем не менее, 28% семей платят за учебу детей тратя деньги за факультативны и дополнительные занятия. Часть населения повышается по мере роста урбанизации, оплачивая те или иные образовательные услуги, а именно: текущий ремонт, питание, индивидуальные занятия, охрана школы. Благодаря государственной поддержке более 30% бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, в которой дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста думают о том, что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.
В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг. В каждой второй семье, за последние годы, приходилось самостоятельно оплачивать медицинские услуги, речь идет не только о популярной в наши дни частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Многие отказываются от лечения по материальным причинам, так как платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не очень высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие просто не могут себе позволить себе такое лечение. В настоящее время лекарственные средства перестали быть дефицитными, но немногие могут себе позволить купить лекарства из-за высоких цен. По этой причине около 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но из-за отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между реальным финансированием и официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Но финансовое положение в сфере здравоохранения лучше, чем в сфере образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием это в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.
Информация о работе Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения