Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрыть роль социальной политики в современной России .
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучить сущность, цели и виды социальной политики;
• рассмотреть принципы и функции социальной политики;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I
Теоретическое содержание социальной политики…………………………5
1.1 Сущность, цели и виды социальной политики………………………....5
1.2 Принципы и функции социальной политики…………………………...8
1.3 Основные направления социальной политики…………………………14
Глава II
Проблемы социальной политики в современной России………………….17
2.1 Современные проблемы социальной политики………………………...17
2.2 Механизм осуществления социальной политики и её связь с социальной работой………………………………………………………………...............26
2.3 Результаты осуществления социальной политики в России…………..32
Заключение…………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Из подобной ситуации существует два выхода: либо увеличить объемы финансирования, либо менять закрепленные в конституции гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи. На основе этого, можно отметить три варианта реформирования здравоохранения:

- консервативный предлагает сохранение формально бесплатной медицины, свертывание системы обязательного медицинского страхования, частичное восстановление вертикали административного управления системой здравоохранения.

- радикальный означает пересмотр государственных гарантий, окончательный переход к обязательному медицинскому страхованию, реструктуризации сети медицинских учреждений, по душевой налог с населения для обеспечения функционирования системы здравоохранения.

- умеренный, который основан на сохранении формально бесплатной медицины, введении территориального планирования, снижение затрат в этой сфере. Предполагается официальный переход к согласованной долевой оплате медицинской помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования на основе единых тарифов.  

Еще более неудовлетворительный итог проводимой реформы оплаты жилья – давление платежей за жилье сильнее на семьи, которые находятся в плохих жилищных условиях. Задолженность чаще встречается у семей, которые обладают низким жилищным статусом: живущих на маленькой площади, в неприватизированных и коммунальных квартирах. Почти все согласны с тем что, к должникам за жилье нужен избирательный подход с учетом состава их семей. В общем преобладает неприятие политики, проводимой за последние годы в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг. Сумма платежей за жилье практически не зависит от качества жилья, качества и объема предоставляемых коммунальных услуг, не увязано с уровнем доходов и со стоимостью жизни. Социально защищенное действие механизма жилищной компенсации почти не влияет на проблемы долгов по квартплате.

Состояние социальной сферы государства все еще сложно назвать удовлетворительным и еще не скоро произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент в России существует огромное количество социальных проблем разного характера. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

К результатам социальной политики в России можно отнести  выделение некоторого процента бюджетных  средств на выплаты малоимущим, на пособия и на социальные нужды. Эти выплаты минимальны. В России разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы огромен. Данный разрыв нельзя сравнивать с мировой нормой. Жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

Правительство и государственная дума России периодически принимают законы о повышении пенсий, минимальной зарплаты, вводят новые пособия. Но на практике эти законы либо не выполняются, либо выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Все это происходит, потому что не хватает бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах не выплачиваются по несколько месяцев, а зарплата на период до полугода. Это не может не сказаться на уровне жизни основной части населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению числа безработных, большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и большие налоги с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. Следовательно, отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Таким образом, круг замыкается.

Практически большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не на их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большое количество, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения признается всего, лишь смягчением следствий. Но данные действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это практически означает, что деньги потрачены зря. Для такого постоянного обеспечения не хватит никаких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с нищетой, бедностью и безработицей. Необходимо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит надо принимать меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности предприятий, организаций и т.п. Таким образом, это уменьшит количество безработных и даст возможность людям самим зарабатывать на жизнь. При этом оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь такому процессу.

Социальные программы  России включают в себя постоянные и единовременные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества.

К числу мер общего характера можно отнести: социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей  не так уж велики, они составляют около одного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей. Но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы, следовательно и пособия тоже не выплачивают своевременно. Пособия данного вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий является местный бюджет, но средств в местном бюджета не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются некой помощью для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также данные пособия распространяются на одиноких матерей, которым особенно трудно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

Страховые пособия в  связи с рождением ребёнка.

При рождении ребёнка  выплачивается достаточно большое пособие, что является существенной поддержкой семье с грудным ребёнком. Также существует небольшое пособие для женщин, которые только ожидают ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым невелико. На такие средства невозможно существование и содержание новорождённого ребенка с матерью.

Выплаты взрослым членам семьи.

Так же предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет  около половины одного размера оплаты труда, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних или экстренных случаях. Так же невелико пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Данное пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений, в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И снова возникает проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются с достаточно большой задержкой во времени.

Примерно также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.

В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Но и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары в настоящее время.

Пособия по безработице  это особая форма выплат. Эти пособия в России появились относительно недавно. Нет правильной системы “присваивания звания” безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограниченны, так как данный фонд является фондом федерального масштаба. В основном небольшое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, так как пособие по безработице велико, около минимального размера оплаты труда, но и его получение связано с большими сложностями.

Стипендии.

Стипендия для студентов ВУЗов равна минимальному уровню оплаты труда. Жизнь студента на стипендию не возможна без какого-либо дополнительного заработка или своевременной поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы приблизительно соответствует средней оплате труда.

Особой формой поощрения  студентов и аспирантов ВУЗов  является Президентская стипендия. Она составляет значительную сумму. Для студентов три, а для аспирантов четыре МРОТ. Но несмотря на это, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты практически невозможно или очень сложно.

Функционирование пенсионной системы, по сути, не изменилось. По-прежнему в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, этому не способствует стабильность в экономической сфере. Большое количество банков не имеет прочного запаса средств, и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет? Система социального обслуживания в основном продвинулась на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.

В некоторых местах политика социальных реформ дала свои определенные результаты, но существует так же небольшое количество незаконченных преобразований.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум тенденциям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны основной массе жителей страны.

Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут найти работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят, так как не имеют достаточного уровня зарплаты, это и создает острое настроение в обществе. Без средств на существование остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения, они не способствуют улучшению их благосостояния.

Среди частных проблем  совершенствования социальной политики главными являются следующие:

- введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения;

- внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

- погашение задолженности работникам по заработной плате;

- расширение источников финансирования социальных услуг;

- стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов.

Все эти и другие явления  социальной жизни страны негативно отражаются на экономическом и политическом положении государства. Многие социальные преобразования нуждаются в продолжении или переходе к какому-либо новому подходу к проблемам жизни населения России.

 

2.2 Механизм осуществления социальной политики и её связь с социальной работой.

На решение определенных задач и целей социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который представлен следующим образом:

- объект социальной  политики – это социальные процессы в обществе во всем их многообразии и разнообразных формах проявления;

- политические партии, общественно-политические движения и прочие институты гражданского общества;

- система нормативно-правовых  актов, которые регулируют взаимодействие между объектами и субъектами социальной политики;

- субъект социальной  политики – это государство, которое представлено совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование и налаживание социальных отношений;

- предметно-политическая  деятельность по решению задач  социальной политики на различных  стадиях, включая и оценку эффективности  реализации социальных программ 5.

При решении конкретных задач данная структура дополняется  и другими элементами, одним из главных который является социальная работа.

Существует несколько  технологических фаз механизма  реализации:

- административно-организационное  и мотивационно-пропогандистское обеспечение мер по реализации и осуществлению социальной политики на уровне федерального центра, регионов и на местах;

- изучение реально  существующей социальной ситуации и научный анализ., так же всесторонний и углубленный анализ социальной ситуации, определение главных проблем и основных противоречий, перспектив которые доминируют в развитии конкретных социальных отношений;

- нормативно-правовое  оформление избранного варианта  решения той или иной социальной  проблемы – принятие федеральных  законов, законов субъектов Российской Федерации, других нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;

- определение конкретных  тактических и стратегических целей социальной политики, методов и средств их достижения, опираясь на наличные материально-финансовые, организационные и иные возможности;

- контроль за ходом  и эффективностью проведения  социальной политики и корректировка предыдущих технологических фаз. В социальной политике можно выделить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный компоненты 6.

Научно-познавательный компонент  социальной политики считается как результат осмысления и анализа, выявившихся в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, результат и оценка которых были обобщены из предыдущего курса социальной политики государства. Он показывает уровень общественного настроения, мнения, а также степень социальной устойчивости различных слоев населения.

Весь аналитический  материал дает возможность органам государственного управления разработать концепцию социальной политики, сформулировать и изложить ее главные задачи и направления.

Практически-организационный  компонент социальной политики государства  – это непосредственная реализация концептуальных положений и ее стратегических задач. Здесь значительную роль играют разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, которая подчинена задачам социальной политики государства.

Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, составляет главную основу содержания социальной работы, сообщая ей уверенность в практических действиях.

Организаторская деятельность – это распорядительная деятельность управленческих органов, целью которой является рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, а также оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания7. Организаторская работа по реализации и осуществлению социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает:

Информация о работе Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения