Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрыть роль социальной политики в современной России .
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучить сущность, цели и виды социальной политики;
• рассмотреть принципы и функции социальной политики;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I
Теоретическое содержание социальной политики…………………………5
1.1 Сущность, цели и виды социальной политики………………………....5
1.2 Принципы и функции социальной политики…………………………...8
1.3 Основные направления социальной политики…………………………14
Глава II
Проблемы социальной политики в современной России………………….17
2.1 Современные проблемы социальной политики………………………...17
2.2 Механизм осуществления социальной политики и её связь с социальной работой………………………………………………………………...............26
2.3 Результаты осуществления социальной политики в России…………..32
Заключение…………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

- глубокое уяснение  обусловленных содержанием социальной политики задач, всесторонний анализ и оценку условий для их решения;

- доведение до исполнителей задания, определение их функций, ответственности и полномочий, а также определение ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

- контроль конкретных исполнителей и действий структурных подразделений, обеспечение целеустремленности их деятельности;

- подбор и правильное распределение кадров, изменение или создание организационных структур в интересах решения предполагаемых задач;

- разъяснение смысла  социальной значимости, своевременного и качественного выполнения задач, способов стимулирования труда;

- проверку хода исполнения  заданий по этапам и в целом,  оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование  выводов для последующей деятельности. 8

Выделение в социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя противопоставлять какую-либо из сторон, тем более их абсолютизировать. Абсолютизация научно- познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, а также отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент на практически-организационной стороне может привести к узкому практицизму, к разрыву системы в социальной работе, сведению социальной политики к мерам организационного характера. Эти два компонента социальной политики могут рассматриваться только в непрерывном единстве и во взаимосвязи. Научно-познавательный компонент, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, характеризует уровень научной обоснованности социальной политики, определяет ее направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом.

Но методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, но активное влияние на социальную политику, так как играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами.

Любые практические действия в сфере социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, которые наделены общими и индивидуальными качествами. Социальная работа не считается суммой действий индивидуумов. Это цельное взаимосвязанное системное образование, которое проявляется на определенном уровне. Благодаря ограниченному сочетанию системности и индивидуальности, социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество духовно-нравственными, гуманистическими ценностями. Успех социальной работы, в основном зависит от социальной ориентированности кадров т.е. обобщающего показателя, который характеризует слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях (от федерального до трудовых коллективов), предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за осуществление социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни.

Главной стороной социальной ориентированности кадров является удовлетворение интересов и потребностей человека, а также развития социальной сферы и её инфраструктуры. Однако, как мы видим, этого пока не происходит, в то время как, экономический кризис все более обостряет социальные проблемы.

Нерешенность социальных проблем, особенно неудовлетворение потребности в жилье, усиливает текучесть рабочей силы, уменьшает трудовую активность, отрицательно влияет на экономику и благосостояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам стало важной причиной ухода сельского населения в город. В результате в некоторых областях, например Тверской, Тульской и Ярославской, прекратили существование сотни сельских населенных пунктов.

За последние годы резко обострились социальные проблемы в городах. Перенаселение за счет привлечения рабочей силы из окрестных районов, за счет миграции из мест обострения социальных конфликтов создает новые транспортные проблемы, а также это касается  проблем медицинского обслуживания, жилья, трудоустройства и т.п. Социологические исследования в Российской Федерации показывают устойчивую тенденцию снижения степени удовлетворенности семей в основных потребностях. Отрицательную направленность имеет тенденция демографического развития общества, продолжает стремительно ухудшаться экологическая ситуация, растёт преступность. Демонтаж старых экономических структур и хозяйственных связей при практическом отсутствии апробированных структур рыночной экономики и при абсолютной неподготовленности населения к этому типу экономики наряду с падением объема производства резко обострили не только ситуацию на потребительском рынке, но и социальную напряженность в обществе.

Многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз показывает важность социальной ориентированности всей государственной структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.

Социальная ориентированность  – это профессиональное качество социального работника, которое вырабатывается в процессе практической деятельности путем уточнения и развития теоретических положений на практике в конкретных жизненных обстоятельствах.

Социальная ориентированность  кадров предполагает:

- навыки работы с людьми и коммуникабельность , способность  активизировать и приводить в действие внутренние резервы физического, интеллектуального,  нравственного и психологического потенциала человека;

- навыки социально-политического  анализа, умение на его основе обоснованно выбирать наиболее эффективные средства осуществления и реализации социальной политики, методы и формы социальной работы с различными категориями населения;

- умение предвидеть и прогнозировать варианты развития социальных процессов, учитывать их в практической деятельности;

- широкий социально-политический  кругозор и социальную направленность  мышления как сущностной характеристики их политической культуры.

Исходя из этого можно сделать вывод, что социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. И такая взаимосвязь носит диалектический характер. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Но единство социальной работы и социальной политики не означает их совпадения. Социальная работа более подвижнее и динамичнее социальной политики, и в то же время социальная политика сохраняет свою устойчивость, являясь определяющей стороной в отношении социальной работы.

 

2.3 Результаты осуществлении социальной политики в России

 

Социально-трудовая сфера приобрела новое качество в результате реформ. Институциональные нововведения повлияли, прежде всего на возникновение принципиально новых видов и сфер деятельности , и на формирование и возникновение новой структуры возможных источников дохода. Наиболее существенным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, результатом чего стало:

— образование нового источника доходов. Это касается предпринимательского дохода, а также дохода от собственности в самых разнообразных его видах;

—развитие и становление нового сектора экономики , соответственно и создание новых рабочих мест.

Разнообразие форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к увеличению и возрастанию самозанятости населения. В свою очередь, что касается либерализации таможенной политики и правил торговли, то набольший размах получил так называемый “челночный” бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости  или медленные темпы роста  безработицы приводит к воспроизводству и появлению высокой легентной безработицы. Данная политика осуществляется на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств. В России большое распространение получили две её формы: использование разнообразных режимов неполного рабочего времени и отправление работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска.

Существование большой  скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные социальные и экономические последствия этого феномена хорошо всем известны: снижение реальных доходов формально занятого населения, консервация большого количества неэффективных рабочих мест, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и прочее. В тоже время, с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один эффект. Если в рамках сегодняшнего законодательства, зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей, оказываются за рамками системы социальной помощи и по сути не являются объектом социальной политики государства.

Зависимость сферы занятости  от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике  рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово-экономических структур правительства России. Социальный его “блок”, включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т. д., в принципе не обладает возможностями влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся только оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда и нормативное обеспечение.

Тенденция к изменению экономической ситуации в стране создало необходимость создание правовых основ, которые регулируют  поведение экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости — первый правовой акт, нормы которого в целом адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм осуществления привели к появлению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение, на сегодняшний день ,безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных, на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Но при сложившейся инфляционной динамики, реальное наполнение данных выплат быстро обесценивается, в следствие этого пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей. Неудовлетворительно положение лиц, которые не работают уже длительное время. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. Однако, наблюдается тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, означает, что государство должно выплачивать значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

Учет и регистрация безработных в органах ФСЗ — сегодня главная её функция, которую никак нельзя рассматривать в качестве или в виде инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, которые содержатся в ежегодных программах содействия занятости населения. В тоже время, набор этих мер и их эффект ограничены. Например, идея создания или поддержания рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, в том случае, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной переподготовки и подготовки  работников не может быть эффективна только потому, что не ориентируется на потребности современного производства. На данный момент процессы, которые происходят на рынке труда, носят неорганизованный и стихийный характер, и что реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды, с точки зрения стабилизации рынка труда, возлагались на реализацию задач по социальному партнёрству и регулированию занятости на основе индивидуальных и коллективных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение в 1992 г., заключённое между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли свое отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривается ряд гарантий для них: защита интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций, профсоюзов, освоение другой профессии или переобучение с отрывом от производства и с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.  

Формирование рыночной экономики в России невозможно без  действенной социальной политики. Социальная политика должна строится на трех основных принципах в переходный к рынку период: повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; приоритетность проблем социальной защищенности населения; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к  рынку требует разграничения  социальной поддержки по степени трудоспособности, по уровню дохода, в отдельных случаях и по принципу занятости в общественном производстве. Отдельные слои населения нуждаются в специальных социальных программах.  

Информация о работе Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения