Совершенная конкуренция и эффективность экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

1. Определение величины дохода фирмы на рынке совершенной конкуренции
2. Равновесие в краткосрочном периоде

Файлы: 1 файл

Тема Совершенная конкуренция и эффективность экономики.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Тема Совершенная конкуренция  и эффективность экономики.

1. Определение величины  дохода фирмы на рынке совершенной  конкуренции

2. Равновесие в краткосрочном периоде

 

1. Определение величины  дохода фирмы на рынке совершенной  конкуренции

Так как ни отдельные производители, ни отдельные потребители не могут повлиять на уровень цены, то она принимается как постоянная величина, и линия цены на графике будет отображаться прямой горизонтальной линией:

Рассчитаем величину предельного  и среднего дохода для фирмы - совершенного конкурента. Так как цена - величина неизменная, то изменение совокупной выручки будет вызвано только изменением объемов выпуска, значит:

 

 

то есть на рынке совершенной  конкуренции предельная выручка  равна цене - MR=P.

Тоже самое происходит и с средним доходом фирмы. Так как цена на продукцию не меняется, то весь выпуск фирмы продается по этой цене, и значит:

 

или AR=P.

Предельный и средний доход - величины, равные значению постоянного  уровня цены: MR=AR.

Конкретный уровень цены товара складывается в результате взаимодействия спроса и предложения в отрасли. Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса.

Кривая же индивидуального спроса показывает, какое количество товара намерен купить потребитель при различных ценах на данный товар и при неизменных прочих условиях.

Точно так же кривую совокупного  предложения (то есть предложения всех фирм в отрасли) можно построить, произведя горизонтальное суммирование кривых предложения всех фирм данной отрасли.

Поскольку, исходя из характеристик  совершенной конкуренции, доля каждой фирмы на рынке весьма мала, рыночная цена не зависит от объема продукта, продаваемого отдельной фирмой.

Это значит, что линия спроса на продукцию данной фирмы также  является прямой при данной цене (Р) и представляет собой горизонтальную линию.

То есть спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен: сколь  угодно малое повышение цены вызывает сокращение рыночного объема спроса до нуля, а при любом снижении превысит производственные возможности фирмы.

Тогда в простейшем виде равновесие фирмы на конкурентном рынке графически можно представить следующим  образом:

 

Рисунок 1 - Графики спроса, предельного  и совокупного дохода в условиях совершенной конкуренции

 

Равновесие фирмы - это тот объем выпуска и соответствующий ему размер затрат производства, при которых фирма максимизирует прибыль, она будет действовать максимально эффективно при данных условиях.

Значит, и равновесие фирмы - совершенного конкурента мы можем  изучить в кратко- и долгосрочном периодах.

Ключевым для теории издержек является разделение на постоянные и переменные издержки, а значит, анализ деятельности фирмы в краткосрочном  периоде (когда есть постоянные затраты) и в долгосрочном (когда все  затраты производителя переменные).

 

2. Равновесие в краткосрочном периоде

  1. Издержки и прибыль фирмы. Для производителя условием максимизации прибыли будет являться равенство предельных издержек предельному доходу, то есть MC = MR.

Прибыль фирмы увеличивается до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции дает прирост прибыли, то есть пока величина предельного дохода (MR) превышает уровень предельных затрат на производство (МС). Следовательно, пока сохраняется неравенство MR > МС, фирма будет продолжать наращивать объемы производства, увеличивать выпуск. В ситуации, когда MR < МС, фирме невыгодно увеличение объемов производства, ей необходимо, наоборот, при данных условиях уменьшить выпуск. При равенстве предельного дохода предельным затратам фирма при данных условиях достигает максимальной прибыли, и увеличивать или уменьшать выпуск ей невыгодно.

Но мы только что выяснили, что  предельный доход фирмы совершенного конкурента равен цене. Тогда для фирмы - совершенного конкурента мы можем сформулировать:

Таблица 1 - Условия для эффективного объема выпуска продукции:

МС<Р

Производство можно увеличивать, наращивание выпуска будет эффективным  для производителя

МС = Р

Эта точка характеризует максимальную величину выпуска продукции для  данной фирмы

МОР

Производство продукции убыточно для фирмы (убывающая отдача от масштаба), его необходимо сокращать


 

  1. Виды фирм – совершенных конкурентов в условиях краткосрочного периода.

Итак, предельный доход фирмы равен  значению рыночной цены. То есть в дальнейшем, говоря об уровне цены на рынке, мы будем  иметь в виду и величину дохода производителя.

В краткосрочном периоде фирма  может изменить не все свои ресурсы, а число фирм на рынке (в отрасли) остается неизменным.

В зависимости от того, какие виды издержек (переменные или постоянные) способна сполна покрыть фирма-конкурент  в условиях краткосрочного равновесия, выделяют следующие виды фирм:

1. Предельная фирма - фирма, которая при данном уровне цен может покрыть только средние переменные издержки. Для такой фирмы предельные затраты равны рыночной цене, цена при этом выше уровня средних переменных издержек, но ниже средних постоянных издержек. Значит, фирма будет присутствовать на рынке до тех пор, пока уровень цены позволяет покрывать переменные затраты фирмы. То есть фирма балансирует на пределе своей эффективности, поэтому и называется предельной.

Условия эффективности предельной фирмы:

MC=P, P=AVC, P<ATC.

2. Допредельная фирма - фирма, которая при данном уровне цен покрывает средние общие издержки на выпуск и получает нормальную прибыль.

Допредельная фирма - это фирма, где ее существование и эффективность  не находятся на предельной черте (уходить - не уходить). То есть равновесие фирмы еще далеко до предела (когда фирма может покрыть не все свои издержки - только переменные). Для такой фирмы уровень цены самый удобный - при таком значении цены покрываются и переменные и постоянные затраты, то есть средние общие издержки.

Допредельная фирма может  быть двух подвидов:

1) Фирма, которая только  покрывает все вложенные в  производство данного выпуска  издержки, то есть цена равна  значению средних общих издержек.

Условия эффективности  допредельной фирмы с нормальной прибылью:

MC=P, P= ATC.

2) Фирма, которая получает  сверхприбыль. То есть производитель  не просто покрывает все вложенные  в производство затраты, но  еще и получает прибыль.

Условия эффективности  допредельной фирмы со сверхприбылью:

MC=P, P> ATC.

3. Запредельная фирма - при данном уровне цен не сможет покрыть, ни средние общие, ни даже средние переменные издержки. Производитель даже не на предельной черте, когда еще можно как-то балансировать и оставаться на рынке. Такая фирма существует себе в убыток, ее производственная деятельность неэффективна.


Информация о работе Совершенная конкуренция и эффективность экономики