Совершенствование экономического потенциала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В период перехода от стратегии выживания к стратегии развития изучение экономического потенциала необходимо. Под экономическим потенциалом понимается совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряжен ных между собой, использование которых позволяет достичь экономический эффект. Он является основой хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На успешное ведение хозяйственной деятельности торговой организации влияет степень использования экономического потенциала.
Основой экономического потенциала является ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта и отражает потенциальные возможности предприятия. В то же время экономический потенциал предполагает и реализацию потенциальных возможностей, выраженную в достижении экономического эффекта.
Экономический потенциал хозяйствующего субъекта есть интегральная оценка потенциальных возможностей, заключенных в ресурсном потенциале, и реализации их для достижения экономического эффекта.

Содержание работы

Введение 8
1. Теоретические основы экономического потенциала предприятия 11
1.1 Экономическая сущность экономического потенциала предприятия 11
1.2 Методические основы оценки экономического потенциала предприятия 20
1.3 Пути повышения экономического потенциала предприятия 25
2. Анализ производственно –хозяйственной деятельности ЧП Тюкавина Т.Н. за 2008-2010 гг. 29
2.1. Краткая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ЧП Тюкавина Т.Н 30
2.3 Анализ экономического потенциала предприятия 41
3. Разработка мероприятий по повышению экономического потенциала предприятия 47
3.1 Мероприятие по проведению рекламной компании 47
3.2 Установка новой хлебопечи с целью увеличения экономического потенциала предприятия 50
3.3 Сводная таблица результатов внедрения мероприятий 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложения 61

Файлы: 1 файл

Совершенствование экономического потенциала предприятия (1).doc

— 820.50 Кб (Скачать файл)

Характеризуя ресурсный  потенциал, следует учитывать, что  в его состав входят не только ресурсы, предназначенные к потреблению в рассматриваемом периоде, но и их страховые и другие запасы. Следовательно, ресурсный потенциал определяет потенциальную (а не только реальную) возможность их потребления в процессе общественного производства.

Ресурсный потенциал  характеризует не весь запас данного  ресурса, имеющегося в природе или  обществе, а только ту его часть, которую можно получить с учетом достигнутого уровня технологического развития общества и экономической  целесообразности вовлечения в общественное производство. Поэтому в ресурсный потенциал включаются только такие источники ресурсов, получение которых возможно и эффективно на данном этапе общественного развития.

И, наконец, в ресурсный  потенциал включается не только сложившаяся система ресурсов, но и альтернативные ресурсы и их источники, т. е. новые виды ресурсов, ранее не существовавшие (или не используемые), возможность использования которых научно обоснована и получение (или использование) предусмотрено в рассматриваемом периоде перспективно.

Таким образом, по-прежнему, вопрос о сущности рыночного потенциала остается дискуссионным.

В результате проведенного изучения и систематизации различных  научных взглядов, мы пришли к выводу, что под ресурсным потенциалом  предприятия (отрасли) следует понимать совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряженных между собой, использование которых позволяет достичь экономический эффект.

Наряду с термином «ресурсный потенциал» в экономической  литературе широко используется понятие - «экономический потенциал». В рамках натурально-вещественного аспекта изучения ресурсов, трудно определить различие этих категорий. Тем более, что по форме единицы измерения ресурсный и экономический потенциалы тождественны (выражены в материально-вещественных категориях, условных натурально-вещественных категориях, универсальном эквиваленте - денежных единицах, в различных индексах или алгебраических выражениях). Вместе с тем, внутреннее содержание этих категорий, по нашему мнению, совершенно различное.

Одни считают, в частности А.Г. Фонотов [27], что категория «ресурсный потенциал» шире экономического потенциала, при этом отличие заключается в том, что последний не учитывает долгосрочную перспективу. На наш взгляд, понятие «экономический потенциал» шире ресурсного потенциала, а последний является его составной частью, кроме того, ресурсный потенциал не включает в свою структуру производственно-технологические, организационные и экономические связи.

Таким образом, категория  экономический потенциал является характеристикой перспективных возможностей организации.(Приложение А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методические  основы оценки экономического  потенциала предприятия

 
Финансовое положение предприятия  можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения - ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Очевидно, что ликвидность  и платежеспособность не тождественны друг другу. Так, коэффициенты ликвидности  могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в текущих активах значительный удельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность. Приведем основные показатели, позволяющие оценить ликвидность и платежеспособность предприятия.

Величина собственных оборотных средств. Характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия его текущих активов (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств. Показатель имеет особо важное значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью и другими посредническими операциями. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Основным и постоянным источником увеличения собственных средств является прибыль. Следует различать «оборотные средства» и «собственные оборотные средства». Первый показатель характеризует активы предприятия (II раздел актива баланса), второй - источники средств, а именно часть собственного капитала предприятия, рассматриваемую как источник покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами. Возможна ситуация, когда величина текущих обязательств превышает величину текущих активов. Финансовое положение предприятия в этом случае рассматривается как неустойчивое; требуются немедленные меры по его исправлению.

Маневренность функционирующего капитала. Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит, например, от того, насколько высока его ежедневная потребность в свободных денежных ресурсах.

Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих  активов приходится на один рубль  текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается  в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Значение показателя можно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится нижнее критическое значение показателя - 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

Коэффициент быстрой ликвидности. Показатель аналогичен коэффициенту текущей  ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов. Из расчета исключается наименее ликвидная их часть - производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению.

Ориентировочное нижнее значение показателя - 1; однако эта оценка также носит  условный характер. Анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности был связан в основном с ростом. неоправданной дебиторской задолженности, то это не может характеризовать деятельность предприятия с положительной стороны.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности  предприятия и показывает, какая  часть краткосрочных заемных  обязательств может быть при необходимости  погашена немедленно. Рекомендуемая нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, - 0,2. Поскольку разработка отраслевых нормативов этих коэффициентов - дело будущего, на практике желательно проводить анализ динамики данных показателей, дополняя его сравнительным анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичную ориентацию своей хозяйственной деятельности.

Доля собственных оборотных  средств в покрытии запасов. Характеризует  ту часть стоимости запасов, которая  покрывается собственными оборотными средствами. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли; рекомендуемая нижняя граница показателя в этом случае - 50%.

Коэффициент покрытия запасов. Рассчитывается соотнесением величины «нормальных» источников покрытия запасов и суммы запасов. Если значение этого показателя меньше единицы, то текущее финансовое состояние предприятия рассматривается как неустойчивое.

Одна из важнейших  характеристик финансового состояния  предприятия - стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его  зависимости от кредиторов и инвесторов.

Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей.

Коэффициент концентрации собственного капитала. Характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме  средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала - их сумма равна 1 (или 100%).

Коэффициент финансовой зависимости. Является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие.

Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя можно ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений. Логика расчета этого показателя основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы используются для  финансирования основных средств и других капитальных вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами.

Коэффициент долгосрочного привлечения  заемных средств. Характеризует  структуру капитала. Рост этого показателя в динамике - негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов.

Коэффициент соотношения собственных  и привлеченных средств. Как и  некоторые из вышеприведенных показателей, этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Он имеет довольно простую интерпретацию: его значение, например, равное 0,178, означает, что на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия, приходится 17,8 коп. заемных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот.

Не существует каких-то единых нормативных  критериев для рассмотренных  показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате сопоставления по группам.  

 

 

 

 

 

 

1.3. Пути повышения экономического потенциала предприятия

 

Главная цель любого предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли. что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу.

Эффективность предприятия определяется способом производства и его

экономическим потенциалом. Существуют различные направления повышения экономического потенциала предприятия:

1.     Научно-технический прогресс. Естественно, что при внедрении новых

технологий  на предприятии снизятся затраты  на производство единицы товара и

через экономию возрастет прибыль и эффективность;

2.     Ресурсосбережение и модернизация оборудования;

3.     Привлечение максимального объема инвестиций и их экономное и

рациональное  использование;

4.    Повышение качества продукции и как следствие увеличение объема продаж;

5.    Эффективность управленческого фактора (исследований, разработок и

политики фирмы).

С последним  фактором тесно соприкасается наука маркетинг, и, хотя все факторы

должны находиться во взаимодействии, автор рассматривает  именно маркетинг.

     Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия.

Итак, маркетинг. Рассмотрим, чем же занимается служба маркетинга на

предприятии и как эта деятельность влияет на повышении экономического потенциала  предприятия.

Во-первых, маркетинговые  службы исследуют различные стороны  рынка, с которыми соприкасается предприятие в процессе функционирования; во-вторых,

разрабатывает и осуществляет тактику поведения на рынке.

Информация о работе Совершенствование экономического потенциала предприятия