Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа
В период перехода от стратегии выживания к стратегии развития изучение экономического потенциала необходимо. Под экономическим потенциалом понимается совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряжен ных между собой, использование которых позволяет достичь экономический эффект. Он является основой хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На успешное ведение хозяйственной деятельности торговой организации влияет степень использования экономического потенциала.
Основой экономического потенциала является ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта и отражает потенциальные возможности предприятия. В то же время экономический потенциал предполагает и реализацию потенциальных возможностей, выраженную в достижении экономического эффекта.
Экономический потенциал хозяйствующего субъекта есть интегральная оценка потенциальных возможностей, заключенных в ресурсном потенциале, и реализации их для достижения экономического эффекта.
Введение 8
1. Теоретические основы экономического потенциала предприятия 11
1.1 Экономическая сущность экономического потенциала предприятия 11
1.2 Методические основы оценки экономического потенциала предприятия 20
1.3 Пути повышения экономического потенциала предприятия 25
2. Анализ производственно –хозяйственной деятельности ЧП Тюкавина Т.Н. за 2008-2010 гг. 29
2.1. Краткая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ЧП Тюкавина Т.Н 30
2.3 Анализ экономического потенциала предприятия 41
3. Разработка мероприятий по повышению экономического потенциала предприятия 47
3.1 Мероприятие по проведению рекламной компании 47
3.2 Установка новой хлебопечи с целью увеличения экономического потенциала предприятия 50
3.3 Сводная таблица результатов внедрения мероприятий 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложения 61
Динамика изменения структуры себестоимости и прибыли.
Анализируя данные таблицы 6 видим, что в 2009-2010гг себестоимость реализованной продукции превышает себестоимость товарной продукции. Это происходит в результате большой длительности реализации продукции, удорожания сырья и энергии, что ведет к отсутствию прибыли.
В структуре себестоимости
Показатель прибыли от реализации в 2009г увеличивается на 34,9%, а в 2010г сокращается на 30%. Изменение этого показателя вызвано снижением объема реализованной продукции и увеличением себестоимости продукции.
Анализ себестоимости
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Изменение показателя | |||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
абсолютное |
относительное | |||||
2009/08 |
2010/09 |
2009/08 |
2010/ 09 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Материальные затраты |
тыс.руб. |
51871 |
55211 |
52134 |
3340 |
-3077 |
6,4 |
-5,57 |
2 |
Затраты на оплату труда |
тыс.руб. |
20255 |
21517 |
24436 |
1262 |
2919 |
6,2 |
13,5 |
3 |
Отчисления на социальные нужды |
тыс.руб. |
5980 |
6350 |
7570 |
370 |
1220 |
6,2 |
19,2 |
4 |
Амортизация |
606 |
835 |
1072 |
229 |
237 |
37,7 |
28,4 | |
5 |
Прочие затраты |
тыс.руб |
24831 |
11291 |
8374 |
-13540 |
-2917 |
-54,5 |
-25,8 |
6 |
ИТОГО затрат |
тыс.руб |
97315 |
96425 |
92366 |
-890 |
-4059 |
-0,9 |
-4,2 |
По результатам таблицы 7 можно отметить, что наибольший удельный вес в издержках занимают материальные затраты (53%-58%), затраты на оплату труда (21-26%). Доля прочих расходов снижается с 18,3% до 9% (2010г). Доля отчислений и амортизации стабильна в течении рассматриваемых лет.
2.3 Анализ экономического потенциала предприятия
Деятельность предприятия осуществляется под воздействием внешней и внутренней среды, следовательно, анализ формирования экономического потенциала позволяет выявить резервы увеличения его, как внутренние, так и внешние.
Внутренняя среда предприятия формируется под воздействием явлений, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства продукции (услуг). Структура предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его знания, способности, искусство взаимодействия - все эти факторы имеют место в границах предприятия.
Показателями финансовых результатов являются различные виды показателей дохода, прибыли и рентабельности.
Прибыль - это часть чистого дохода, созданного предприятием в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации (после уплаты НДС, акцизов и других отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. На размер прибыли оказывают влияние не только объем произведенной и реализованной продукции, но и ее качество, ассортимент, уровень себестоимости, пени, штрафы и неустойки как уплаченные, так и полученные, различные списания сумм на убытки и т.д.
Общей оценкой эффективности работы предприятия в рыночных условиях служат показатели рентабельности и интенсивности использования производственных ресурсов предприятия.
Показатели рентабельности
являются относительными показателями
и определяются как отношение
прибыли к стоимости
Проведем в таблице 8 анализ показателей прибыли предприятия за 2008-2010гг.
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Изменение показателя | |||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
абсолютное |
относительное | |||||
2009/08 |
2010/09 |
2009/08 |
2010/ 09 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Выручка от реализации продукции |
тыс.руб. |
102938 |
103542 |
97200 |
604 |
-6342 |
0,6 |
-6,1 |
2 |
Себестоимость реализованной продукции |
тыс.руб. |
97315 |
94695 |
70661 |
-2620 |
-24034 |
-2,7 |
-25,4 |
3 |
Прибыль (убыток) от реализации |
тыс.руб. |
5623 |
7557 |
5297 |
1934 |
-2260 |
35 |
-30 |
4 |
Внереализационнные доходы |
тыс.руб |
4 |
15 |
- |
11 |
- |
- |
- |
5 |
Внереализационнные потери |
тыс.руб |
2672 |
3620 |
2663 |
948 |
-957 |
35,5 |
-26,4 |
6 |
Балансовая прибыль (+),убыток (-) (сальдо сч.80) |
тыс.руб |
2824 |
3961 |
2835 |
867 |
-1126 |
40,3 |
-28,4 |
Анализ показателей прибыли предприятия
Анализ таблицы 8 позволяет отметить, что на предприятии в 2009г показатели прибыли (от реализации, балансовой) увеличиваются, а в 2010г происходит их снижение. Это вызвано тем, что сокращается величина выручки от реализации и отсутствуют внереализационные доходы.
В результате этого происходит увеличение балансовой прибыли в 2009г на 40,2%, а в 2010г снижение на 28,4%, при этом, её абсолютная величина находится на уровне 2008г.
Несомненно, снижение балансовой прибыли негативно влияет на эффективность работы предприятия, так как снижаются собственные средства для вложения в производство, поэтому необходимо провести завершающий этап анализа – оценку рентабельности и эффективности использования капитала. .
Проанализировав показатели затрат и прибыли необходимо оценить уровень рентабельности.
Показатели рентабельности
характеризуют эффективность
В таблице 9 проведем анализ показателей рентабельности предприятия за период 2008-2010гг.
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Изменение показателя | |||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
абсолютное |
относительное | |||||
2009/08 |
2010/09 |
2009/08 |
2010/ 09 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Выручка от реализации продукции |
тыс.руб. |
102938 |
103542 |
97200 |
604 |
-6342 |
0,6 |
-6,1 |
2 |
Себестоимость реализованной продукции |
тыс.руб. |
97315 |
94695 |
70661 |
-2620 |
-24034 |
-2,7 |
-25,4 |
3 |
Прибыль (убыток) от реализации |
тыс.руб. |
5623 |
7557 |
5297 |
1934 |
-2260 |
35 |
-30 |
4 |
Балансовая прибыль (+),убыток (-) (сальдо сч.80) |
тыс.руб. |
2824 |
3961 |
2835 |
867 |
-1126 |
40,3 |
-28,4 |
5 |
Среднегодовая стоимость капитала (имущества) предприятия |
тыс.руб. |
12223 |
14227 |
16246 |
2004 |
2019 |
16,4 |
14,2 |
6 |
Окупаемость затрат, % [4:2*100%] |
% |
2,07 |
4,1 |
4,0 |
2,03 |
-0,1 |
- |
- |
7 |
Рентабельность оборота, % [4:1*100%] |
% |
2,74 |
3,82 |
2,94 |
0,88 |
-0,88 |
- |
- |
8 |
Рентабельность продаж, (3:1*100%),% |
% |
5,4 |
7,2 |
5,44 |
1,8 |
-1,76 |
- |
- |
9 |
Среднегодовая заработная плата работающего рабочего |
% . |
23,1 |
27,84 |
17,45 |
4,74 |
-10,39
|
-
|
-
|
Анализ показателей рентабельности предприятия.
Показатель, характеризующий окупаемость издержек производства увеличивается в 2009г с 2,07% до 4,1%. Следовательно, объём прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции невелик.
По таблице 9 можно сделать следующий вывод: в период 2008-2010гг все показатели рентабельности увеличиваются, а в 2009г сокращаются.
Показатель рентабельности оборота снижается до 2,94%. Рентабельность продаж снижается до 5,44%. Показатель рентабельности или доходности капитала снижается до 17,45%.
Проведенный анализ эффективности производственной деятельности позволяет сделать вывод, что в 2010г происходит снижение всех показателей: объема производства и реализации, эффективности использования основных, оборотных и трудовых ресурсов, снижение прибыли и рентабельности. Следовательно, эффективность производственной деятельности ЧП Тюкавина в 2010г снижается.
Анализ показателей деятельности необходимо дополнить оценкой финансового состояния. Анализ финансового состояния необходимо начинать с оценки структуры баланса (капитала).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (баланса) зависит от объема продаж, коэффициента оборачиваемости капитала. Проведем анализ структуры и эффективности использования капитала предприятия в таблице 10.
Анализируя структуру капитала ЧП Тюкавина Т.Н. можно отметить, что происходит увеличение удельного веса в имуществе (активе) предприятия основных активов (с 48% до 58%), а оборотные активы сокращаются (52 до 42%). Следовательно, в активе преобладают немобильные средства.
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Изменение показателя | |||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
абсолютное |
относительное | |||||
2009/08 |
2010/09 |
2009/08 |
2010/ 09 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Капитал (имущество) предприятия |
тыс.руб. [актив баланса] |
12223 |
14227 |
16246 |
2004 |
2019 |
16,4 |
14,2 |
2 |
основные средства и прочие внеоборотные активы - удельный вес в капитале, % |
Руб., % |
5917 48 |
7824 54,0 |
9510 58 |
1907 |
1686 |
32,2 |
21,5 |
3 |
оборотный капитал - удельный вес в капитале, % |
Руб. , % |
6306 52 |
6403 46 |
6736 42 |
97 |
333 |
1,5 |
5,2 |
4 |
Капитал (источники имущества) предприятия, |
тыс. руб. [пассив баланса] |
12223 |
14227 |
16246 |
2004 |
2019 |
16,4 |
14,2 |
5 |
Собственный капитал - удельный вес в капитале |
Тыс. руб.,% |
5201 42 |
7344 52 |
8120 49 |
2143 |
776 |
41,2 |
10,5 |
6 |
заемный капитал - удельный вес в капитале |
Тыс. руб.,% |
7022 58 |
6883 48 |
8126 51 |
-139 |
1243 |
-1,98 |
18 |
7 |
Выручка от реализации продукции |
тыс.руб. |
102938 |
103542 |
97200 |
604 |
-6342 |
0,6 |
-6,1 |
8 |
Коэффициент оборачиваемости капитала |
раз |
8,42 |
7,27 |
5,98 |
-1,15 |
-1,29 |
-
|
- |
9 |
Длительность оборота капитала |
дни. |
43 |
50 |
61 |
7 |
11 |
- |
- |
Оценка структуры и
эффективности использования
Структура источников имущества предприятия (пассивов) имеет тенденцию превышение заемного капитала над собственным в 2008г и в 2010г, только в 2009г когда предприятие получило достаточно прибыли величина собственного капитала увеличилась до 52% в балансе.
Затем, в 2010г происходит сокращения собственного капитала до 49%, это приводит к необходимости получения предприятием заемных средств (краткосрочных или долгосрочных кредитах).
В результате роста заемного капитала и снижения прибыли происходит снижение финансовой устойчивости и платежеспособности: коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами не соответствуют нормативу (показатели 40, 41 приложения В).
Мы видим, что коэффициент текущей ликвидности (показ.40) в 2008-2010гг. не соответствовал нормативному значению (он меньше 2), при этом происходит его увеличение в 2009г до 0,93, а затем снижение до 0,83.
Показатель ликвидности свидетельствуют о том, что предприятие не имеет мобильных активов (денежных средств) для покрытия задолженностей и вынуждено при расчете с кредиторами использовать средства вложенные в материально- производственные запасы, что негативно сказывается на ходе производственного процесса.
Коэффициент обеспеченности
собственными средствами в течение
рассматриваемого периода не соответствует
нормативу (он должен быть >0,1), так
как собственные оборотные
В заключение данного
пункта следует отметить, что производственно-
3.Разработка
мероприятий по повышению
3.1 Мероприятие по проведению рекламной компании
За данный период на ЧП Тюкавина Т.Н. не было коммерческих расходов, соответственно не осуществлялось вложение денежных средств в рекламу. Исходя из практического опыта, реклама – это двигатель торговли, это означает необходимость проведения рекламной компании. Размещение рекламы осуществляется в газетах: В Сызрани RU, Альтернатива
Информация о работе Совершенствование экономического потенциала предприятия