Совершенствование экономического потенциала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В период перехода от стратегии выживания к стратегии развития изучение экономического потенциала необходимо. Под экономическим потенциалом понимается совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряжен ных между собой, использование которых позволяет достичь экономический эффект. Он является основой хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На успешное ведение хозяйственной деятельности торговой организации влияет степень использования экономического потенциала.
Основой экономического потенциала является ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта и отражает потенциальные возможности предприятия. В то же время экономический потенциал предполагает и реализацию потенциальных возможностей, выраженную в достижении экономического эффекта.
Экономический потенциал хозяйствующего субъекта есть интегральная оценка потенциальных возможностей, заключенных в ресурсном потенциале, и реализации их для достижения экономического эффекта.

Содержание работы

Введение 8
1. Теоретические основы экономического потенциала предприятия 11
1.1 Экономическая сущность экономического потенциала предприятия 11
1.2 Методические основы оценки экономического потенциала предприятия 20
1.3 Пути повышения экономического потенциала предприятия 25
2. Анализ производственно –хозяйственной деятельности ЧП Тюкавина Т.Н. за 2008-2010 гг. 29
2.1. Краткая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ЧП Тюкавина Т.Н 30
2.3 Анализ экономического потенциала предприятия 41
3. Разработка мероприятий по повышению экономического потенциала предприятия 47
3.1 Мероприятие по проведению рекламной компании 47
3.2 Установка новой хлебопечи с целью увеличения экономического потенциала предприятия 50
3.3 Сводная таблица результатов внедрения мероприятий 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложения 61

Файлы: 1 файл

Совершенствование экономического потенциала предприятия (1).doc

— 820.50 Кб (Скачать файл)

 

Динамика изменения структуры  себестоимости и прибыли.

Анализируя данные таблицы 6 видим, что в 2009-2010гг себестоимость реализованной продукции превышает себестоимость товарной продукции. Это происходит в результате большой длительности реализации продукции, удорожания сырья и энергии, что ведет к отсутствию прибыли.

В структуре себестоимости реализованной  продукции большой удельный вес занимают затраты на продукцию основного производства (кондитерские, сухарно-бараночные и хлебобулочные изделия).

Показатель прибыли от реализации в 2009г увеличивается на 34,9%, а в 2010г сокращается на 30%. Изменение  этого показателя вызвано снижением объема реализованной продукции и увеличением себестоимости продукции.

Анализ себестоимости необходимо дополнить оценкой структуры  затрат по элементам в таблице 7.

                                                                                                       Таблица 7

Наименование  показателя

Ед. изм.

Значение показателя

Изменение показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

абсолютное

относительное

2009/08

2010/09

2009/08

2010/

09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Материальные затраты

тыс.руб.

51871

55211

52134

3340

-3077

6,4

-5,57

2

Затраты на оплату труда

 

тыс.руб.

20255

21517

24436

 

1262

 

2919

 

6,2

13,5

3

Отчисления на социальные нужды

 

тыс.руб.

5980

6350

7570

 

370

 

1220

 

6,2

 

19,2

4

Амортизация

 

606

835

1072

229

237

37,7

28,4

5

Прочие затраты

тыс.руб

24831

11291

8374

-13540

-2917

-54,5

-25,8

6

ИТОГО затрат

тыс.руб

97315

96425

92366

-890

-4059

-0,9

-4,2


                                        Структура затрат по элементам

 

По результатам таблицы 7 можно  отметить, что наибольший удельный вес в издержках занимают материальные затраты (53%-58%), затраты на оплату труда (21-26%). Доля прочих расходов снижается с 18,3% до 9% (2010г). Доля отчислений и амортизации стабильна в течении рассматриваемых лет.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ экономического  потенциала предприятия

 

Деятельность предприятия  осуществляется под воздействием внешней  и внутренней среды, следовательно, анализ формирования экономического потенциала позволяет выявить резервы увеличения его, как внутренние, так и внешние.

Внутренняя среда предприятия  формируется под воздействием явлений, оказывающих непосредственное влияние  на процесс производства продукции (услуг). Структура предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его знания, способности, искусство взаимодействия - все эти факторы имеют место в границах предприятия.

Показателями финансовых результатов являются различные виды показателей дохода, прибыли и рентабельности.

       Прибыль - это часть чистого дохода, созданного предприятием в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации (после уплаты НДС, акцизов и других отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. На размер прибыли оказывают влияние не только объем произведенной и реализованной продукции, но и ее качество, ассортимент, уровень себестоимости, пени, штрафы и неустойки как уплаченные, так и полученные, различные списания сумм на убытки и т.д.

Общей оценкой эффективности  работы предприятия в рыночных условиях служат показатели рентабельности и  интенсивности использования производственных ресурсов предприятия.

Показатели рентабельности являются относительными показателями и определяются как отношение  прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов.

Проведем в таблице 8 анализ показателей  прибыли предприятия за 2008-2010гг.

                                                                                                              Таблица 8

Наименование  показателя

Ед. изм.

Значение показателя

Изменение показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

абсолютное

относительное

2009/08

2010/09

2009/08

2010/

09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Выручка от реализации продукции

тыс.руб.

102938

103542

97200

604

-6342

0,6

-6,1

2

Себестоимость реализованной продукции

 

тыс.руб.

97315

94695

70661

 

-2620

 

-24034

 

-2,7

 

-25,4

3

Прибыль (убыток) от реализации

 

тыс.руб.

5623

7557

5297

 

1934

 

-2260

 

35

 

-30

4

Внереализационнные доходы

тыс.руб

4

15

-

11

-

-

-

5

Внереализационнные потери

тыс.руб

2672

3620

2663

948

-957

35,5

-26,4

6

Балансовая прибыль (+),убыток (-) (сальдо сч.80)

тыс.руб

2824

3961

2835

867

-1126

40,3

-28,4


                    Анализ показателей прибыли предприятия

Анализ таблицы 8 позволяет отметить, что на предприятии в 2009г показатели прибыли (от реализации, балансовой) увеличиваются, а в 2010г происходит их снижение. Это вызвано тем, что сокращается величина выручки от реализации и отсутствуют внереализационные доходы.

В результате этого происходит увеличение балансовой прибыли в 2009г на 40,2%, а в 2010г снижение на 28,4%, при этом, её абсолютная величина находится на уровне 2008г.

Несомненно, снижение балансовой прибыли негативно влияет на эффективность  работы предприятия, так как снижаются  собственные средства для вложения в производство, поэтому необходимо провести завершающий этап анализа  – оценку рентабельности и эффективности использования капитала. . 

Проанализировав показатели затрат и прибыли необходимо оценить  уровень рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия более полно, чем  прибыль, отражают результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами, поэтому их используют для оценки деятельности предприятия.

В таблице 9 проведем анализ показателей рентабельности предприятия  за период 2008-2010гг.

                                                                                                                 Таблица 9

Наименование  показателя

Ед. изм.

Значение показателя

Изменение показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

абсолютное

относительное

2009/08

2010/09

2009/08

2010/

09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Выручка от реализации продукции

тыс.руб.

102938

103542

97200

604

-6342

0,6

-6,1

2

Себестоимость реализованной продукции

 

тыс.руб.

97315

94695

70661

 

-2620

 

-24034

-2,7

-25,4

3

Прибыль (убыток) от реализации

 

тыс.руб.

5623

7557

5297

1934

-2260

35

 

-30

4

Балансовая прибыль (+),убыток (-) (сальдо сч.80)

тыс.руб.

2824

3961

2835

867

-1126

40,3

-28,4

5

Среднегодовая стоимость капитала (имущества) предприятия

тыс.руб.

12223

14227

16246

2004

2019

16,4

14,2

6

Окупаемость затрат, % [4:2*100%]

%

2,07

4,1

4,0

2,03

-0,1

-

-

7

Рентабельность оборота, % [4:1*100%]

%

2,74

3,82

2,94

0,88

-0,88

-

-

8

Рентабельность продаж, (3:1*100%),%

 

 

%

5,4

7,2

5,44

 

1,8

 

-1,76

 

-

 

-

9

Среднегодовая заработная плата работающего

рабочего

 

%

.

23,1

27,84

17,45

 

4,74

-10,39

 

-

 

-

 


 

Анализ показателей  рентабельности предприятия.

Показатель, характеризующий  окупаемость издержек производства увеличивается в 2009г с 2,07% до 4,1%. Следовательно, объём прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции невелик.

По таблице 9 можно  сделать следующий вывод: в период 2008-2010гг все показатели рентабельности увеличиваются, а в 2009г сокращаются.

Показатель рентабельности оборота снижается до 2,94%. Рентабельность продаж снижается до 5,44%. Показатель рентабельности или доходности капитала снижается до 17,45%.

Проведенный анализ эффективности  производственной деятельности позволяет  сделать вывод, что в 2010г происходит снижение всех показателей: объема производства и реализации, эффективности использования основных, оборотных и трудовых ресурсов, снижение прибыли и рентабельности. Следовательно, эффективность производственной деятельности ЧП Тюкавина в 2010г снижается.

Анализ показателей  деятельности необходимо дополнить оценкой финансового состояния. Анализ финансового состояния необходимо начинать с оценки структуры баланса (капитала).

Среднегодовая сумма  основного и оборотного капитала (баланса) зависит от объема продаж, коэффициента оборачиваемости капитала. Проведем анализ структуры и эффективности использования капитала предприятия в таблице 10.

Анализируя структуру  капитала ЧП Тюкавина Т.Н. можно отметить, что происходит увеличение удельного  веса в имуществе (активе) предприятия  основных активов (с 48% до 58%), а оборотные активы сокращаются (52 до 42%). Следовательно, в активе преобладают немобильные средства.

                                                                                            Таблица 10

Наименование  показателя

Ед. изм.

Значение показателя

Изменение показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

абсолютное

относительное

2009/08

2010/09

2009/08

2010/

09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Капитал (имущество) предприятия

тыс.руб. [актив баланса]

12223

14227

16246

2004

2019

16,4

14,2

2

основные средства и  прочие внеоборотные активы

- удельный вес в капитале, %

 

Руб., %

5917

48

7824

54,0

9510

58

 

1907

 

1686

 

32,2

 

21,5

3

оборотный капитал

- удельный вес в капитале, %

 

Руб. , %

6306

52

6403

46

6736

42

 

97

 

333

 

1,5

 

5,2

4

Капитал (источники имущества) предприятия,

тыс. руб. [пассив баланса]

12223

14227

16246

2004

2019

16,4

14,2

5

Собственный

капитал

- удельный вес в капитале

Тыс. руб.,%

5201

42

7344

52

8120

49

2143

776

41,2

10,5

6

заемный капитал

- удельный вес в капитале

Тыс. руб.,%

7022

58

6883

48

8126

51

-139

1243

-1,98

18

7

Выручка от реализации продукции

тыс.руб.

102938

103542

97200

604

-6342

0,6

-6,1

8

Коэффициент оборачиваемости капитала

 

    раз

8,42

7,27

5,98

 

-1,15

 

-1,29

 

-

 

 

-

9

Длительность оборота капитала

 

 

дни.

43

50

61

 

7

 

11

 

-

 

-


 

 

Оценка структуры и  эффективности использования капитала ЧП Тюкавина Т.Н. в 2008-2010гг

Структура источников имущества  предприятия (пассивов) имеет тенденцию  превышение заемного капитала над собственным  в 2008г и в 2010г, только в 2009г когда предприятие получило достаточно прибыли величина собственного капитала увеличилась до 52% в балансе.

Затем, в 2010г происходит сокращения собственного капитала до 49%, это приводит к необходимости  получения предприятием заемных средств (краткосрочных или долгосрочных кредитах).

В результате роста заемного капитала и снижения прибыли происходит снижение финансовой устойчивости и  платежеспособности: коэффициенты текущей  ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами не соответствуют нормативу (показатели 40, 41 приложения В).

Мы видим, что коэффициент  текущей ликвидности (показ.40) в 2008-2010гг. не соответствовал нормативному значению (он меньше 2), при этом происходит его  увеличение в 2009г до 0,93, а затем  снижение до 0,83. 

Показатель ликвидности  свидетельствуют о том, что предприятие  не имеет мобильных активов (денежных средств) для покрытия задолженностей и вынуждено при расчете с  кредиторами использовать средства вложенные в материально- производственные запасы, что негативно сказывается на ходе производственного процесса.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами в течение  рассматриваемого периода не соответствует  нормативу (он должен быть >0,1), так  как собственные оборотные средства на предприятии отсутствуют (показатель отрицателен). Следовательно, предприятие не обладает необходимыми собственными оборотными средствами для ведения нормальной хозяйственной деятельности.

В заключение данного  пункта следует отметить, что производственно-хозяйственной деятельность предприятия достаточно стабильна. Для повышения эффективности работы на данном предприятии необходимо технически перевооружить производство и переобучить персонал, вследствие чего увеличиться производительность труда, также необходимо сократить производственную себестоимость, а именно те расходы, которые идут на закупку сырья и материалов, а также сократить внереализационные расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Разработка  мероприятий по повышению экономического  потенциала предприятия

3.1 Мероприятие по проведению рекламной компании

 

За данный период на ЧП Тюкавина Т.Н. не было коммерческих расходов, соответственно не осуществлялось вложение денежных средств в рекламу. Исходя из практического опыта, реклама – это двигатель торговли, это означает необходимость проведения рекламной компании. Размещение рекламы осуществляется в газетах: В Сызрани RU, Альтернатива

Информация о работе Совершенствование экономического потенциала предприятия