Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа
В период перехода от стратегии выживания к стратегии развития изучение экономического потенциала необходимо. Под экономическим потенциалом понимается совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряжен ных между собой, использование которых позволяет достичь экономический эффект. Он является основой хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На успешное ведение хозяйственной деятельности торговой организации влияет степень использования экономического потенциала.
Основой экономического потенциала является ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта и отражает потенциальные возможности предприятия. В то же время экономический потенциал предполагает и реализацию потенциальных возможностей, выраженную в достижении экономического эффекта.
Экономический потенциал хозяйствующего субъекта есть интегральная оценка потенциальных возможностей, заключенных в ресурсном потенциале, и реализации их для достижения экономического эффекта.
Введение 8
1. Теоретические основы экономического потенциала предприятия 11
1.1 Экономическая сущность экономического потенциала предприятия 11
1.2 Методические основы оценки экономического потенциала предприятия 20
1.3 Пути повышения экономического потенциала предприятия 25
2. Анализ производственно –хозяйственной деятельности ЧП Тюкавина Т.Н. за 2008-2010 гг. 29
2.1. Краткая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ЧП Тюкавина Т.Н 30
2.3 Анализ экономического потенциала предприятия 41
3. Разработка мероприятий по повышению экономического потенциала предприятия 47
3.1 Мероприятие по проведению рекламной компании 47
3.2 Установка новой хлебопечи с целью увеличения экономического потенциала предприятия 50
3.3 Сводная таблица результатов внедрения мероприятий 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложения 61
Исследование потребителей.
Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда
оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя.Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования.
Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей. Наибольшую
распространенность получила иерархия потребностей по А. Маслоу. По этой
системе потребности растут от физиологических (голод, холод, жажда), через
потребность самосохранения (безопасность, защита), социальные потребности,
потребности самоуважения (социальный статус, признание) до потребностей в
самоутверждении (самореализация и саморазвитие).
Выявление потребностей – одна из ключевых целей маркетингового исследования.
Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может спрогнозировать его
дальнейшее поведение и возможность его покупки данного товара.
Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные факторы покупки товара. К таким факторам причисляются: мотив выгоды (желание человека разбогатеть), мотив снижения риска (потребность в безопасности), мотив
признания (потребность в статусе, престиже), мотив удобства (стремление
скрасить свое существование), мотив свободы (потребность в независимости) и,
наконец, мотив познания (потребность в развитии).
Исследование конкурентов и фирменной структуры рынка.
Первым этапом в исследовании конкурентов должна явиться оценка степени
конкуренции на выбранном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или
монополия).
Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует определить: какую часть
рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие,
качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую
поддержку.
При правильно проведенном исследовании возможно открыть недостатки и
преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что
впоследствии несомненно скажется на прибыли и развитии фирмы.
Изучение фирменной структуры рынка представляет собой исследование
поставщиков и посредников, без помощи которых фирма практически не может
существовать в современных условиях. Кто же такие поставщики? Поставщик – это
отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье,
оборудование, информацию.
Также исследование фирменной структуры рынка включает в себя изучение
транспортных компаний, страховых организаций и др. Это помогает фирме сразу
почувствовать себя уверенней на зыбкой почве еще неосвоенного рынка.
Исследование товарного рынка.
Под исследованием товарного рынка понимается исследование рынка отдельного
товара или группы товаров, например масло (отдельный товар) и продукты
потребления (группа товаров). Исследование рынка ставит своими целями
изучение соотношения спроса и предложения на товар, определение емкости
рынка, определение доли конкурентов на рынке, сегментацию рынка, определение
конъюнктуры рынка.
Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установить связь между
деятельностью предприятия и рынком, как обеспечить равновесие спроса и
предложения. Конъюнктурное исследование включает в себя оценку рынка в
текущий период, прогноз изменения показателей рынка, предложения и
рекомендации по деятельности предприятия в процессе изменения обстановки на
рынке.Под емкостью рынка понимается объем продукции, который может “вместить” рынок без существенных изменений в своей структуре. Маркетинговая служба исследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует данные и на их основе прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличению или уменьшению объема выпускаемой предприятием продукции.
Сегментация рынка – это разделение рынка на отдельные области для сбыта
товаров. Сегментация происходит по ряду признаков:
1. Географический (учитывается величина региона, плотность и
количество населения).
2. Демографический (учитываются половозрастные критерии населения).
3. Социально-экономический (учитывается образование, профессии,
доходы населения).
4. Психологический (учитываются особенности отдельного индивида).
Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться
предприятию, маркетинг помогает сэкономить средства на пробные выпуски
товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает
определенные суммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом
проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.
2.Анализ производственно-хозяйственной ЧП Тюкавина Т.Н. за 2008-2010 гг.
2.1 Краткая характеристика предприятия
Годом основание комбината
Юридический адрес комбината: Самарская обл., г.Сызрань, Московский пр. д.1.
Целью общества является – извлечение прибыли в результате удовлетворения общественных потребностей в хлебобулочных изделиях с высокими потребительскими свойствами и качеством.
Основным видом деятельности является - производство и реализация хлебобулочных, кондитерских, макаронных и других пищевых товаров.
На комбинате организационная структура управления является линейно-функциональной .На данный момент структура управления адекватна параметрам производственной системы. Производственная структура комбината ЧП Тюкавина Т.Н. состоит из лаборатории, бухгалтерии, планово-экономического отдела, отделов снабжения и сбыта, отдела главного механика.
Основное производство состоит из хлебобулочного и кондитерского цехов, вспомогательное содержит транспортный отдел и слесарную группу. Произведенная продукция поступает на склад, а затем реализуется.
Вспомогательное производство состоит из отдела снабжения, отдела главного механика, транспортного отдела, слесарной группы. Транспортный отдел взаимодействует со складом сырья и складом готовой продукции.
Номенклатурный перечень производимой продукции достаточно широк, всю продукцию можно разделить на группы: кондитерские изделия; хлебобулочные изделия; сухарно-бараночные изделия.
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей
Производственно-хозяйственную
деятельность промышленного предприятия
характеризует большое
Анализ хозяйственной деятельности предприятия проведем по следующим этапам: анализ показателей производства и реализации; анализ эффективности использования ресурсов; анализ затрат, прибыли и рентабельности.
Рассмотрим изменение в товарной, реализованной и чистой продукции ЧП Тюкавина Т.Н за последние годы в таблице 1.
Анализ производства и реализации продукции.
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Изменение показателя | |||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
абсолютное |
относительное | |||||
2009/08 |
2010/09 |
2009/08 |
2010/ 09 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Объем товарной продукции в действующих, оптовых ценах |
тыс. руб. |
86885 |
103205 |
98920 |
16320 |
-4285 |
18,8 |
-4,15 |
2 |
Себестоимость товарной продукции, |
тыс.руб. |
81252 |
94958 |
92366 |
13706 |
-2592 |
16,8 |
-2,73 |
3 |
Материальные затраты в товарной продукции |
тыс.руб. |
51871 |
55211 |
52134 |
3340
|
-3077 |
6,5 |
-5,57 |
4 |
Амортизация основных средств |
тыс.руб. |
606 |
835 |
1072 |
229 |
237 |
37,8 |
28,4 |
5 |
Чистая продукция |
тыс.руб. |
34408 |
47141 |
45714 |
12733 |
-1427 |
37 |
-3 |
6 |
Объем реализации продукции в действующих оптовых ценах |
тыс.руб. |
102938 |
103542 |
97200 |
604 |
-6342 |
0,6 |
-6,2 |
По данным таблицы 1 можно отметить тенденцию роста в товарной, реализованной, чистой продукции в течение 2008-2009гг. В 2009 товарная продукция выросла на 18,8%, реализованная на 1,5%, а чистая на 37,8%. Это было вызвано увеличением объема товарной продукции по сравнению с предыдущим периодом.
В 2010г происходит снижение по всем показателям производственной программы: товарная продукция снижается на 4,2%, чистая на 3%, реализованная на 4,8%.
Также наблюдаем большее увеличение темпов роста по показателям производства и реализации в 2009г, при этом наибольший прирост имеет объем товарной продукции, а наименьший - объем реализованной.
Себестоимость товарной продукции имеет приблизительно одинаковую тенденцию изменения как и показатель товарной продукции: в 2009г по сравнению с 2008г. себестоимость выросла на 16,8%, а в 2010г снизилась.
При этом, темпы изменения себестоимости (ТрСБ) за рассматриваемый период очень близки, но не опережает темпы роста товарной продукции (ТрТП)
Тр СБ 2009 = 116,8% Тр ТП 2009 = 118,8%.
Тр СБ 2010 = 97,2% Тр ТП 2010 = 95,8%.
Рост себестоимости во многом объясняется увеличением материальных затрат на товарный выпуск продукции в 2009г. на 6,8 %.,а снижение себестоимости в 2010г вызвано снижением материальных затрат на 5,5%.
Амортизация имеет постоянную тенденцию увеличения: в 2009г на 37,8%., в 2010г на 28%.
В период
2008-2009гг объем реализованной продукции
превышает объем товарной, это
происходит в следствии того, что
предприятие реализовало не только
продукцию собственного изготовления,
но и занималось продажей приобретенных
товаров. В 2009г разница между
В 2010г объем реализованной продукции снижается на 6,2%.. Это происходит в связи с сокращением производства продукции.
Для анализа причин роста объема реализации, чистой продукции необходимо оценить структуру продукции. В таблице 2 проведен анализ изменения структуры производства и реализации с учетом различных категорий продукции.
Можно отметить, что удельный вес продукции хлебобулочного основного производства в объеме товарной продукции занимал стабильную долю (90-80%) в 2008-2009гг, а доля кондитерских изделий была незначительна. В 2009-2010гг ситуация изменилась – увеличилось производство кондитерских изделий до 19%.
Рассмотрим изменения в структуре товарной продукции: в 2008г происходит снижение доли хлебобулочного производства до 86,13%, доля кондитерских изделий увеличивается до 13,87%; в 2009г доля хлебобулочных изделий составляет – 82,12%, а кондитерских – 17,88%.; в 2010г доля хлебобулочных сокращается до 80,2% а удельный вес кондитерских изделий вырос до 19,8%.
Таким образом, за рассматриваемый период происходит изменение в структуре товарной продукции в сторону увеличения доли кондитерских изделий, это объясняется увеличение спроса на эту продукцию у потребителей.
Оценка изменения объема производства и реализации продукции ЧП Тюкавина Т.Н.
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Изменение показателя | |||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
абсолютное |
относительное | |||||
2009/08 |
2010/09 |
2009/08 |
2010/ 09 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Товарная продукция |
тыс.руб. |
86885 |
103205 |
98920 |
16320 |
-4285 |
18,8 |
-4,2 |
2 |
хлебобулочные и сухарно- |
тыс.руб |
74834 |
84751 |
79333 |
9917 |
-5418 |
13,3 |
-6,4 |
3 |
кондитерские изделия |
тыс.руб. |
12051 |
18454 |
19587 |
6403 |
1403 |
53,1 |
6,2 |
4 |
Объем реализованной продукции |
тыс.руб. |
102938 |
103542 |
97200 |
604 |
-6342 |
0,3 |
-6,1 |
5 |
основное производство
(хлебобулочные, сухарно- - доля в объеме реализации, % |
тыс. руб, % |
86700
84,3 |
92152
89,03 |
82620
85,0 |
5452 |
-9532 |
6,3 |
-10,3 |
6 |
продажа товаров - доля в объеме реализации |
тыс.руб, % |
16238 15,7 |
11388 10,97 |
14580 25,0 |
-4850 |
3192 |
-29,8 |
28 |
7 |
Остатки нереализованной товарной продукции на складе |
тыс.руб. |
185 |
1153 |
1720 |
968 |
567 |
623 |
49,2 |
Информация о работе Совершенствование экономического потенциала предприятия