Специфика функционирования современного российского фондового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие специфики функционирования современного российского фондового рынка.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
уточнить сущность фондового рынка, его значение;
ознакомиться с механизмом функционирования фондового рынка;
определить регулятивную инфраструктуру фондового рынка;
рассмотреть процесс становления фондового рынка в современной России;
проанализировать последствия глобального экономического кризиса 2008 года на российский фондовый рынок;
обозначить проблемы развития фондового рынка и пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА …5
1.1. Сущность, цели и механизмы функционирования ………5
1.2. Регулирование фондового рынка в развитых странах ….. 16
1.3. Влияние фондового рынка на финансовую и макроэкономическую стабильность ………………………19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОНДОВОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ………………………25
2.1. Исторические, функциональные и институциональные особенности становления фондового рынка в России …..25
2.2. Анализ государственного регулирования фондового рынка в РФ ……………………………………………28
2.3. Инвестиционная политика фондового рынка России во время экономического кризиса 2008-2010 гг. ……………33
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РОССИИ ……………………………………….39
3.1. Основные направления совершенствования фондового рынка в РФ ………………………………………………….39
3.2. Основные макроэкономические и институциональные условия эффективного функционирования фондового рынка в РФ ………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...46
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

ФР 2 курсовик.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

В разных странах соотношение полномочий государственных органов и органов саморегулирования разное. На это оказывает влияние, как культурные и исторические традиции страны, так и уровень развития рынка ценных бумаг. В одних странах роль саморегулируемых  организаций  на фондовом  рынке минимальна  или же  они  вообще могут  отсутствовать,  что  предполагает  повышенную  роль  государственного регулирования  рынка (Германия,  Франция).  В  других –  эти  организации  активно участвуют  в  процессе  регулирования  рынка  ценных  бумаг (Великобритания, США  и Япония).

Регулирование фондового рынка нацелено на:

  • поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;
  • формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
  • достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования  на рынке ценных бумаг включает в  себя:

  • создание нормативной базы функционирования рынка - разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;
  • контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Система регулятивных органов  достаточно сложна. Обычно контроль и  регулирование фондового рынка  возлагается на независимый специальный  государственный  орган,  но  в  некоторых  странах  эти  функции  может осуществлять  подразделение  какого-либо  государственного  учреждения (например, министерства  финансов  или  центрального  банка).  Так,  например,  самостоятельный регулирующий  орган создан  в США,  а регулирующее  учреждение,  подчиненное Министерству финансов – во Франции. В ряде стран может осуществляться смешанное управление рынком. В некоторых странах может не быть единого центрального органа, регулирующего рынок ценных бумаг. Так, например, его не существует в Швейцарии, где регулирующие функции рынка ценных бумаг выполняют регионы.  Образцом  систем  регулирования рынка ценных  бумаг для многих  стран,  в том числе  и  для  России,  была  система  регулирования  фондового  рынка  США,  в  основу которой  была  положена  модель,  базирующаяся  на  детально  проработанных  сводах правил  и  жестком  контроле  за  их  соблюдением.  В  США,  для  которой  характерна небанковская модель рынка, с 1933 по 1999г. в соответствии с Законом о банках 1933г., известного  как  Закон  Гласса-Стигала,  коммерческие  банки  не  имели  право осуществлять  инвестиции  в  корпоративные  ценные  бумаги,  участвовать  в  их андеррайтинге  и  осуществлять  брокерские  операции  с  ними. 

Модель  регулирования  фондового  рынка  для  того  или  иного  государства  не является  заданной  раз  и  навсегда.  Как  правило,  модели  могут  модифицироваться  в зависимости  от  изменений  финансово-экономической  конъюнктуры.  Последней тенденцией  в  сфере  регулирования  рынка ценных  бумаг  в  развитых  странах  является сближение  германской  и  англо-американской  систем  финансирования  хозяйства.  В настоящее  время  осуществляется  процесс  объединения  национальных  фондовых рынков  государств-членов  ЕС.  Интеграционное  регулирование  рынка  ценных  бумаг осуществляется  в  соответствии  с  нормами  ЕС,  регулирующими  фондовый  рынок, большинство из которых сформулированы как директивы. Эти директивы максимально учитывают опыт США в сфере раскрытия информации, пресечения манипулирования и инсайдерской торговли на рынке, а также обеспечения честных практик торговли.

 

    1. Влияние фондового рынка на финансовую и макроэкономическую стабильность

 

Макроэкономика является одним из основных факторов, определяющих состояние фондовых рынков западных стран. Рост индексов фондового рынка является логичным следствием снижения уровня безработицы, роста дохода на душу населения и роста потребления, увеличения объемов прямых инвестиций в производство.

К сожалению, в России дело обстоит совсем иначе. В 1995 - 1996 годы, когда наблюдался спад производства, задержки с выплатой заработной платы достигали нескольких лет, инфляция исчислялась многими десятками процентов, фондовый рынок рос неимоверными темпами, то есть был совершенно оторван от макроэкономики. 

После кризиса 2008 года  стала прослеживаться тесная взаимосвязь макроэкономики и рынка ценных бумаг. Портфельные инвесторы стали придавать большее значение фундаментальному анализу предприятий и макроэкономическим показателям. 

В настоящий момент, одним из факторов свидетельствующих о влиянии макроэкономических показателей на фондовый рынок, является бум интернет-трейдинга на ММВБ. Обороты ММВБ после кризиса увеличились в несколько десятков раз, в основном за счет  розничных инвесторов, обладающих несколькими тысячами долларов и готовых рискнуть ими на фондовом рынке. Здесь четко прослеживается взаимосвязь улучшения макроэкономической ситуации и ее влияние на фондовый рынок: у населения  появились свободные денежные средства, которые они направили на фондовый рынок.  

Еще одним примером может служить  значительное увеличение  выплат по дивидендам. Правда, следует заметить, что это касается, прежде всего, сырьевых  компаний (Юкос, Лукойл, Сибнефть, Норильский Никель, Северсталь и некоторых других),  которые получили больше прибыли из-за благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и некоторого увеличения внутреннего спроса. Положительные тенденции наметились и в других отраслях: РАО «ЕЭС»,  «Аэрофлот», пивоваренная компания «Балтика», «Автоваз» и т.д. 

Многие западные инвесторы, начиная с осени 2010 года пересмотрели свою позицию по отношению к России: либо открыли позиции, либо увеличили лимиты на Россию.   Можно, конечно, говорить о совпадении ряда факторов (рецессия в экономике большинства западных стран, высокие цены на нефть в течение почти 2 лет), но именно макроэкономическая стабилизация, прежде всего, привела к осенне-зимнему буму на российском фондовом рынке. На рост котировок в немалой степени повлияло повышение рейтинга России агентством «Moody’s» и агенством «Standart&Poors» как еще одно подтверждение стабильности макроэкономической ситуации.  

Еще одним фактором, влияющим на фондовый рынок является объем прямых инвестиций в реальный сектор экономики, ориентированных на долгосрочное вложение средств, а не на краткосрочную спекулятивную игру. Это особенно проявляется в высокотехнологических отраслях (покупка блокирующего пакета акций «Вымпелкома» норвежской компанией «Telenor», приход финской «Sonera» на московский рынок под маркой «Мегафон», стратегическое сотрудничество «Dеutsche Telecom» с «АФК Система», которой принадлежит МТС, а также участие многих западных компаний в интернет-проектах), позитивные тенденции происходят на рынке страхования: покупка 49% акций «Росно» немецкой группой «Allianz», и возможное участие западных страховых компаний в недавней  продаже государством 49% акций «Росгосстраха». Достаточно активны западные компании в пищевой промышленности: агрессивная скупка пивоваренных заводов бельгийской «Sun Interbrew» (такие известные бренды пива, как «Клинское», «Толстяк», «Сибирская корона»),  покупка «Nestle S.A.» самарской кондитерской фабрики «Россия», а также достаточно пристальное внимание со стороны западных инвесторов к предприятиям производящим продукты питания.

Большое значение фондовый рынок имеет в деле прогнозирования  макроэкономических процессов. Хозяйственная  практика показала, что рыночная система  развивается нестабильно, чередуя  периоды экономического роста с  периодами депрессий и спадов. Цикличность развития – негативный фактор и одна из главных задач государства – смягчить последствия экономических кризисов. В плане решения этой важной задачи роль фондового рынка весьма значительна, так как он в данном контексте выступает в качестве ориентира, своеобразного указателя на состояние экономической конъюнктуры.

Подобно «экономическому барометру» фондовый рынок заблаговременно  указывает на наступление состояния  спада или подъема, причем сигналы  такого рода он посылает упреждающе, опережая наступление событий в 3-5 месяцев. Прогностический механизм фондового рынка функционирует, основываясь на предположениях и ожиданиях отдельных субъектов рынка; действуя в совокупности, индивидуальные прогностические оценки трансформируются в тенденцию. Конкретно действие данного механизма проявляется в периодическом росте или падении консолидированного курса акций многих компаний, представляющих разные отрасли экономики. Количественные оценки производятся на основании так называемых биржевых (фондовых) индексов – Доу-Джонса, широкого рынка S&P-500, высокотехнологичного NASDAQ (Нью-Йоркская фондовая биржа), Никкей (Токийская фондовая биржа), Футси (FTSE; Лондонская фондовая биржа) и ряде других.

Следует отметить биржевой рынок ценных бумаг как важнейший элемент функционирования системы страхования и пенсионного обеспечения. Здесь уместно отметить, что трудности в указанных сферах экономики России во многом проистекают от недостаточного развития фондового рынка. Проблема состоит в следующем: отечественная пенсионная система практически полностью огосударствлена и основана на принципе солидарности поколений. Такой принцип построения очень чуток к демографической ситуации в стране. Кроме того, государственная пенсионная система в России устроена таким образом, что пенсионные выплаты, в конечном счете, мало зависят от конкретного денежного вклада каждого, что провоцирует уклонение от платежей в Пенсионный фонд РФ.

Выход из создавшейся кризисной  ситуации с пенсионным обеспечением лежит в плоскости создания альтернативной, негосударственной системы пенсионных фондов. Здесь, однако, имеется серьезная проблема: как известно из мировой практики, основной вид деятельности негосударственных пенсионных фондов – работа на рынке ценных бумаг, осуществление портфельных инвестиций. Однако при недостаточной развитости российского фондового рынка и малой его глубины, функционирование системы государственных и негосударственных пенсионных фондов (в том числе иностранных) сильно затруднено. Тем самым экономика России теряет, с одной стороны, крупных институциональных инвесторов в лице пенсионных фондов, с другой – не улучшается пенсионное обеспечение населения.

То же самое можно сказать  и о развитии страхового бизнеса. Его специфика такова, что страховые  компании в отдельных случаях должны делать крупные выплаты своим клиентам в незапланированные сроки. И в этом случае ликвидный фондовый рынок является для них крайне желательным инструментом.

Эффективным механизмом является фондовый рынок и для государства при  регулировании денежной массы в обращении посредством проведения политики открытого рынка, то есть купли-продажи всем желающим государственных ценных бумаг. Использование данного инструмента позволяет решить двуединую задачу – государство получает денежные средства в свое распоряжение и одновременно сокращает количество денег в обращении, что ослабляет давление излишних денег на рынок. Кроме того, используя биржевой механизм, государство может продавать свои ценные бумаги конечным инвесторам, а не только коммерческим банкам и другим посредникам (в том числе нерезидентам), что делает государственные займы более дешевыми и менее обременительными для налогоплательщиков. Следует также отметить, что пока в нашей стране не до конца отчетливо осознаются преимущества продажи векселей и облигаций отечественным инвесторам, в том числе частным трейдерам. Этот вариант более выгоден для российского государства, так как высокие проценты по долговым ценным бумагам будут получать резиденты. Таким образом, крупные денежные суммы будут оставаться в стране, а не уходить за рубеж, обогащая третьи страны.

Наличие эффективно действующего фондового рынка выгодно государству  и в других аспектах: во-первых, защита своих клиентов от недобросовестных участников фондового рынка; во-вторых, он «прозрачен» для государства и общественности, что позволяет государственным органам легко проводить мониторинг рынка путем отслеживания динамики изменения биржевых индексов. Необходимо также подчеркнуть, что «информационная прозрачность» фондового рынка дает возможность уполномоченным государственным органам без особого труда контролировать деятельность участников биржевого рынка и без затруднений взимать налоги с биржевых сделок, так как всякие манипуляции с уклонением от налоговых платежей на бирже весьма проблематичны.

Непосредственно заинтересованы в наличии результативно действующей  фондового рынка и акционерные  общества – эмитенты ценных бумаг. В лице фондовой корпорации  акционеры  получают публичный и ликвидный  рынок ценных бумаг: АО с помощью  фондового рынка мобилизуют необходимый капитал в пожизненное пользование и могут использовать его на самые разные нужды – на научные исследования, на создание новых производств, на рефинансирование задолженности и иные цели. В отличие от банковского, по привлеченному за счет акций капиталу не требуется платить проценты в фиксированные сроки. Акционеры же получают возможность иметь надежную информацию о текущей стоимости (котировках) принадлежащих им ценных бумаг, а также возможность безущербной продажи бумаг в любое удобное для них время.

Таким образом, отметим, что и государство, и производство и общество непосредственно заинтересованы в развитии фондового рынка; его  поддержка обеспечивает ускоренный экономический рост; фондовый рынок  опосредованно увеличивает уровень  занятости и налоговые поступления в бюджеты местных и федеральных образований. 

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что макроэкономика является фундаментом фондового рынка  западных стран и хотелось бы, чтобы  и в России макроэкономическая ситуация влияла также сильно и эффективно как и в развитых странах, а не краткосрочная спекулятивная игра, как это нередко происходит.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОНДОВОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

2.1. Исторические, функциональные и институциональные  особенности становления фондового рынка в России

Современную историю  фондового рынка России отсчитывают  с 1991 года, когда началось массовое создание акционерных обществ и  выпуск их ценных бумаг. Однако неподготовленность участников рынка, неорганизованность порядка осуществления операций с ценными бумагами, отсутствие механизма контроля за отчетностью акционерных обществ и множество других проблем, свойственных всякому новому делу, внесли существенные коррективы в динамику развития рынка ценных бумаг.

Информация о работе Специфика функционирования современного российского фондового рынка