Специфика функционирования современного российского фондового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие специфики функционирования современного российского фондового рынка.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
уточнить сущность фондового рынка, его значение;
ознакомиться с механизмом функционирования фондового рынка;
определить регулятивную инфраструктуру фондового рынка;
рассмотреть процесс становления фондового рынка в современной России;
проанализировать последствия глобального экономического кризиса 2008 года на российский фондовый рынок;
обозначить проблемы развития фондового рынка и пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА …5
1.1. Сущность, цели и механизмы функционирования ………5
1.2. Регулирование фондового рынка в развитых странах ….. 16
1.3. Влияние фондового рынка на финансовую и макроэкономическую стабильность ………………………19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОНДОВОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ………………………25
2.1. Исторические, функциональные и институциональные особенности становления фондового рынка в России …..25
2.2. Анализ государственного регулирования фондового рынка в РФ ……………………………………………28
2.3. Инвестиционная политика фондового рынка России во время экономического кризиса 2008-2010 гг. ……………33
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РОССИИ ……………………………………….39
3.1. Основные направления совершенствования фондового рынка в РФ ………………………………………………….39
3.2. Основные макроэкономические и институциональные условия эффективного функционирования фондового рынка в РФ ………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………...46
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

ФР 2 курсовик.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

Операции с ценными бумагами сводились главным образом к первичному размещению. Вторичного рынка вообще не существовало, заключались только отдельные сделки по купле-продаже акций. Отдельно необходимо сказать о выпуске государственных ценных бумаг - облигаций. Пример 5-процентного займа России 1990 года показал, что популярность долгосрочных облигаций была очень низкой в связи с высокой инфляцией. В 1992 году в обращение входит ваучер. Это событие внесло огромный вклад в развитие рынка ценных бумаг. Была предпринята попытка, с одной стороны, вовлечь значительную часть населения в класс акционеров, а с другой стороны, - провести ускоренную массовую приватизацию для частичного снятия нагрузки с бюджета государства. Фондовый рынок получил высоколиквидный финансовый инструмент.

Активно заработали инвестиционные и финансовые компании, брокерские компании и фондовые отделы банков. Начали появляться чековые инвестиционные фонды, которые привлекали ваучеры населения, аккумулировали их и участвовали в чековых аукционах по приватизации предприятий. Правда, большинство таких организаций кануло в Лету. Многие руководители довели их до банкротства, так как не использовали уникальный шанс, вытекающий из аккумуляции ваучеров большого количества вкладчиков. Одна из важных положительных особенностей ваучера - его инвестиционная привлекательность. Помимо покупки ваучера с целью дальнейшей перепродажи по более высокой цене и последующего значительного снижения цены, ваучер можно было использовать по прямому назначению, то есть инвестировать в какое-либо предприятие. Эти высокодоходные операции имели незначительный риск зафиксированного прямого убытка.

Неграмотные действия подорвали  доверие к фондовому рынку. Отставание законодательной базы от реального  быстрого развития рынка ценных бумаг  привело к краху многих существовавших в то время финансовых пирамид. Миллионы вкладчиков лишились своих сбережений. В большой степени в этом повинно и государство. Поставленные задачи не были достигнуты. В стране появилось значительное количество акционеров, но они в общей своей массе являлись пассивными участниками рынка ценных бумаг. Большое количество предприятий было акционировано, но эффективного собственника получили лишь немногим более 10% из них. Второй этап развития рынка ценных бумаг закончился крахом финансовых пирамид. Все акции понизились в цене, а акционеры почти полностью разочаровались в российском фондовом рынке. В 1996 году произошло два важных события, а именно выпуск облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и введение валютного коридора. Выпуск ОГСЗ позволил частично переориентировать граждан с покупки наличного доллара США на покупку данного инструмента. Тем самым возобновилось доверие к рынку ценных бумаг в целом. Введение валютного коридора тоже благоприятно сказалось на развитии рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Имея на руках доллары США, инвесторы могли получить невысокую доходность от такого вложения, так как находились в рамках валютного коридора.

Инвестируя же свои финансовые ресурсы в высокодоходные на тот  момент времени государственные ценные бумаги, они получили такую прибыль, которая по окончании инвестиционного периода позволяла приобрести уже значительно большее количество американских денежных знаков, чем было у них в начале этого периода. Доход по данным финансовым инструментам значительно превышал темпы девальвации рубля. Планировалось, что доходность по государственным ценным бумагам будет минимальной и должна находиться на уровне порядка 20% годовых к погашению в тот период времени. Но в силу различных причин, в том числе и из-за азиатского кризиса, этого достичь не удалось. На этом этапе была допущена стратегическая ошибка в сфере управления внутренним долгом. Возможно, необходимо было переходить на более длинные долговые инструменты со сроком погашения более пяти лет и снизить нагрузку на бюджет. Рынок, по всей видимости, тогда принял бы такие бумаги.

Осенью 1997 года грянул азиатский  кризис, оказавший разрушительное воздействие  на рынок ценных бумаг не только в России, но и во всех странах. Во время кризиса значительно упали цены на сырьевые ресурсы, что не могло не сказаться на экономике России. Началась массовая продажа акций и «бегство» западных инвесторов, которые фиксировали прибыли и срочно снижали страновые риски, выводя свои денежные средства, особенно с развивающихся рынков. И почти сразу пошел отток средств с рынка ГКО/ОФЗ, перевод рублей в доллары и вывоз за пределы России. Через некоторое время иностранным инвесторам было предложено перейти с рублевых коротких ГКО на более длинные валютные. Стратегически это было правильное решение, но тактически оно было выполнено неверно. Многие инвесторы начали сомневаться в выполнении внутренних обязательств государства по погашению долговых ценных бумаг. Банк России начал удерживать рубль от падения, истратив за короткий срок несколько миллиардов долларов США. В результате в августе Россия заявила об отказе от выполнения обязательств по внутреннему долгу, что вызвало девальвацию рубля. После 17 августа 1998 года наступил современный этап развития российского рынка ценных бумаг, сформирована законодательная база.

В частности, в 2000 году был  издан законодательный акт, запрещающий  обращать требования по долгам брокера  на денежные средства клиентов. Примерно в это время широкое распространение  получил интернет-трейдинг. Именно в знаменательном 2000 году и была создана инвестиционная компания NetTrader.ru. В 2003-2004 годах три ведущих мировых рейтинговых агентства (Standart & Poors, Moody's, Fitch) присвоили России инвестиционный рейтинг. NetTrader.ru сегодня одна из лидирующих компаний фондового рынка России, работающих с частными инвесторами. Любой желающий может покупать и продавать акции, паи и облигации ведущих российских предприятий в режиме реального времени за минимальные комиссионные, используя уникальную торговую систему NetTrader.ru. Кроме того, совершенно очевидно, что на данный момент российский фондовый рынок является лакомым кусочком для западных инвесторов, чему в немалой степени способствует все еще фундаментальная недооцененность акций российских эмитентов.

В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно  и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

 

    1. Анализ государственного регулирования фондового рынка в РФ

 

В  России  государственное  регулирование  осуществляется  посредством установления обязательных требований к деятельности эмитентов  и профессиональных участников  рынка  ценных  бумаг  и  ее  стандартов,  государственной  регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии, контроля за соблюдением эмитентами  законодательства  при  проведении  эмиссии,  лицензирования профессиональной  деятельности  на фондовом  рынке,  создания  системы  защиты  прав владельцев  ценных  бумаг  и  контроля  за  соблюдением  их  прав  эмитентами  и профессиональными  участниками  рынка  ценных  бумаг,  запрещения  и  пресечения предпринимательской деятельности на данном рынке без соответствующей лицензии.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

  • инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
  • эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
  • профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • регулятора - при написании законов и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Система государственного регулирования рынка включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление. Прямое, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
  • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

  • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
  • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
  • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
  • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

К основным государственным  органам, регулирующим фондовый рынок в России, относятся:

    1. Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;
    2. Правительство РФ - осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов, назначает и контролирует работу головных исполнителей (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.).
    3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Нормативно-правовая база, регулирующая российский фондовый рынок  представлена в приложении 2.

Регулятивная  структура  российского  рынка  ценных  бумаг  имеет  свои особенности. Так, характерной ее чертой является активное вмешательство государства и слабый надзор, а также противоречия в законодательных основах функционирования фондового рынка. Кроме того, недостатком российского законодательства в этой сфере является то, что в то время как документы, имеющие силу законов, регулируют узкие области,  более комплексные акты  являются  подзаконными,  а также отсутствие систематизированной правовой  базы  по  рынку ценных  бумаг.  В российском законодательстве в отличие от зарубежных стран, где санкции за нарушения на рынке ценных  бумаг  содержатся  в  законах  о  ценных  бумагах,  недостаточно  разработаны подобные  меры  ответственности  и  санкции.  Отсутствуют  реальные  механизмы воздействия на нарушителей законодательства.

Также  еще  одним  из  главных  недостатков  российского  рынка  ценных  бумаг остается  отсутствие  единого государственного  подхода со  стороны органов государственного  регулирования (Федеральной комиссии  по  рынку ценных  бумаг Российской  Федерации (ФКЦБ),  Центрального  Банка  РФ,  Комиссии  по  товарным биржам  при  Министерстве  по  антимонопольной  политике  и  поддержке предпринимательства  РФ)  к  формированию  и  развитию  фондового  рынка  России  и недостаточно отработанная система взаимодействия органов регулирования фондового рынка.  Определяющим  мотивом  в  действиях  этих  органов  остается  конфликт ведомственных интересов. 

Важно затронуть и  еще один аспект регулирования фондового  рынка, связанный с  тем,  что этот  рынок может выступать не  только  как ряд норм  и правил,  которые ограничивают  поведение экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними,  но  и как социальная  организация.  Экономические агенты  не  просто воспринимают рыночную среду такой, какая она есть, но участвуют в ее создании. Они, конечно, заинтересованы не только в максимизации своей прибыли, но и в том, чтобы рынки,  на  которых  они  действуют,  продолжали  существовать. Следовательно, можно сказать,  что  рынки  саморегулируются.  Это  саморегулирование  осуществляется  не только формальным,  но  и  неформальным  образом. С  одной  стороны,  ожидается,  что участники рынка преследуют свои собственные интересы, а с другой – рынки не могут функционировать  без  некоторого  институционального  ограничения  индивидуального оппортунистического  поведения,  иначе  между  сторонами  не  будет  доверия. Разделяемые всеми договоренности и социальные нормы формируют основу обмена на рынке. Некоторые из этих социальных норм законодательно установлены или являются элементом саморегулирования, нормами поведения. Таким образом, важное значение для функционирования фондового рынка имеют саморегулируемые организации, учреждаемые профессиональными участниками рынка ценных  бумаг.  На  них  также  возлагается  обязанность  осуществления  контроля  за исполнением  законов  о  ценных  бумагах.  Саморегулирование  помогает  укрепить доверие  инвесторов  к  фондовому  рынку  и  осуществляется  во  всех  экономически развитых  государствах. 

Государственное  регулирование  рынка  ценных  бумаг,  является механизмом  для поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка ценных бумаг в рамках  действующего  законодательства.  Оно  необходимо,  поскольку  существует потребность  в  создании  нормальных  условий  работы  всех  его  участников,  защите  их прав, поддержании ценообразования в зависимости от спроса и предложения на рынке, развитии инфраструктуры фондового рынка. Недостаточное развитие  фондового  рынка,  главным  образом  в  результате  отсутствия  эффективного механизма государственного регулирования, приводит к ухудшению инвестиционного климата, недоверию потенциальных инвесторов.

Информация о работе Специфика функционирования современного российского фондового рынка