Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:16, курсовая работа
Спрос и предложение - два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы - продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов для спроса
Глава 1. Теория спроса
1.1. Понятие спроса.
1.2. Кривая спроса.
1.3.Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса.
1.4.Сдвиг кривой спроса и перемещение по кривой спроса.
Глава 2. Закон спроса
2.1. Изменение величины спроса. Парадокс Гиффена.
2.2. Спрос на ресурсы, изменения спроса на ресурсы.
2.3. Эластичность спроса по цене. Формула ценовой эластичности.
2.4. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Взаимозависимость спроса и предложения.
Глава 3. Практическая часть
Ed=
Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.
Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.
Оценка эластичности по показателю общей выручки
1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.
Если спрос эластичен,
изменение цены вызывает изменение
общей выручки в
2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,
Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.
Свойства эластичности :
Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.
Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.
Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса
Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.
Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.
Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.
2.4Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Взаимозависимость спроса и предложения.
Факторы ценовой эластичности спроса :
1.Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.
2. Удельный вес в доходе
потребителя. Чем больше места
занимает товар в бюджете
3. Предметы роскоши и
предметы необходимости. Спрос
на предметы необходимости
4. Фактор времени. Спрос
на продукт более эластичен,
чем длиннее время для
Перекрестная эластичность
Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению цены какого-то другого продукта (товар Y).
Exy=
Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя.
Ei=
Для большинства товаров
этот коэффициент будет иметь
положительное значение (для товаров
высшей категории). Значение коэффициента
будет значительно
Практическое значение коэффициента
эластичности по доходу заключается
в облегчении прогнозирования того,
какие именно отрасли имеют шанс
на процветание и расширение, а
какие в будущем ожидает застой
и сокращение производства. Высокая
положительная эластичность по доходу
означает, что вклад конкретной отрасли
в экономический рост будет больше,
чем ее доля в структуре экономики.
Небольшой положительный или
отрицательный коэффициент
При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.
Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.
Пример: Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это влияет на спрос на автомобили, который может изменяться только в долгосрочном периоде.
Для других товаров спрос более
эластичен для краткосрочного, а
не долгосрочного периода. Это товары
длительного пользования, поэтому
суммарный запас каждого
Эластичность спроса от дохода также различна для долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе.8
Взаимосвязь спроса и предложения.
Если спрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Взаимосвязь, как видим, налицо. Объектом изучения в данном случае может стать как раз то количество благ X, при котором и спрос и предложение совпадут.
Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой.
Избыточный спрос или
дефицит сопутствующий ценам
ниже цены равновесия свидетельствует,
что покупателям необходимо платить
более высокую цену, чтобы не остаться
без продукта. Растущая цена будет 1)
побуждать фирмы к
Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут 1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции и 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.
Изменения, влияющие на спрос и предложение
Изменения (при прочих равных условиях) |
Сдвиг кривой спроса |
Движение вдоль кривой спроса |
Сдвиг кривой предложения |
Движение вдоль кривой предложения |
1. Изменение цен конкурирующих товаров |
+ |
+ | ||
2. Введение новой технологии |
+ |
+ |
||
3. Изменение моды на товары |
+ |
+ | ||
4. Изменение потребительских доходов |
+ |
+ | ||
5. Изменение цен на сырье |
+ |
+ |
Заключение.
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Надо также отметить, что
спрос выступает одним из самых
важнейших факторов при формировании
экономической стратегии
Список использованной литературы
1. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. М., 1994.
2. Долан Эдвин Дж. Микроэкономика. СПб., 1994 год.
3. Макконел К., Брю С. Экономикс. - М.: Республика, 1992.
4. Макконнелл Кэмпбэлл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М., 1993 год.
5. Маршалл А. Принципы политической экономии. -М.: Прогресс, 1984
6. Микро- и макроэкономика, практикум. СПб., 1994 год.
7. Нуриев Р., Авдашева С. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993 год.
8. Нуриев Р., Розанова Н. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 1994 год.
9. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. М., 1992 год.
10. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.
11. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. М., 1995.
12. Рузавин Г.И, Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики/Под ред. Г.И. Рузавина. -М. Банки и биржи, 1994.- 319 с.:ил.
13. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. М., 1994 год.
14. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. М.: «Проспект», 1998
15.«Экономическая теория в вопросах и ответах» Учебное пособие под редакцией доктора эк. наук, профессора И. П. Николаевой Москва 2005г.
16.Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. М.: «Проспект», 1998
17.Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.
18.Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. М.: «Проспект», 1998
19.«Экономическая теория в вопросах и ответах» Учебное пособие под редакцией доктора эк. наук, профессора И. П. Николаевой Москва 2005г.
20. «Экономическая теория в вопросах и ответах» Учебное пособие под редакцией доктора эк. наук, профессора И. П. Николаевой Москва 2005г.
21. Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В. и др. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя/Под ред. В. Красновой и А. Привалова. — М.: ЗАО «Эксперт», 1998.
22. Е. Б. Яковлева “Микроэкономика” М. 2004г.
23. Просветов И. Базар для Kenzo и Versace // Компания. — 1999. — № 46 (94)
24. Просветов И. «Руссо» ассортименто // Компания. — 2000. — № 5 (101).
25. Е. Ф. Борисов «Экономическая теория» Учебник Москва 2002г.
26. «Экономическая теория» под ред. доктора эк. наук, профессора В. Д. Камаева Москва 1999г.
Ссылки:
http://bibliofond.ru/view.
http://kref.ru/info/
1 1. АО “Литера плюс”, Микро - и макроэкономика, практикум. “Санкт-
Петербург оркестр”, 1994 год.
2 Журнал "Практический маркетинг" - №5 1999
3 Камаев В. Д. «Экономическая теория» 5-е издание Москва 1999год.
4 Николаева И. П. «Экономическая теория в вопросах и ответах» - Учебное
пособие, Москва, 2005год.