Стандартизация продукции в конкурентной борьбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1.Конкуренция…………………………………….……………………..3
1.1.Сущность, функции и значение конкуренции………………………………………..…………………………...3
1.2.Виды конкуренции…………………………………………………10
2.Стандартизация…..…………………………………………….……...27
2.1.Понятия и виды стандартизации………………. …………………27
2.2.История стандартизации…………………………………………..37
3.Стандартизация продукции и конкурентность рынка……………42
Заключение………………………………………………………………46
Список использованной литературы…………………………………..47

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 93.20 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………2

1.Конкуренция…………………………………….……………………..3

1.1.Сущность, функции и  значение конкуренции………………………………………..…………………………...3

1.2.Виды конкуренции…………………………………………………10

2.Стандартизация…..…………………………………………….……...27

2.1.Понятия и виды стандартизации………………. …………………27

2.2.История стандартизации…………………………………………..37

3.Стандартизация продукции  и конкурентность рынка……………42

Заключение………………………………………………………………46

Список использованной литературы…………………………………..47

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одним из важнейших показателей  деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность  предприятия в условиях рынка, темпы  технического прогресса, внедрения  инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны  развертываются главным образом  на поле качества    выпускаемой  продукции.

Проблема качества касается абсолютно всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется  при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции  российским производителям надо быть готовыми уже сегодня. Предприятия  любой формы собственности, не уделяющие  внимания вопросам качества, будут  просто разорены.

Эта тема актуальна в наши дни и в рыночной экономике  огромное внимание уделяется проблемам  качества, обусловленное наличием конкурентной среды.

Итак, в своей работе я  намерена проанализировать влияние стандартизации на степень конкурентности рынка и методы конкурентной борьбы.

 

Глава 1. Конкуренция

    1. Сущность и функции конкуренции

 

 

В повседневной жизни мы все часто встречаем   слова:   "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

Конкурентность  рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.

Итак, конкуренция - категория  явным образом противоречивая. С  одного стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка  не бывает, а с другого – целиком  конкурентным есть тот рынок, на котором  участники (фирмы) не ведут между  собою конкурентной борьбы. И дальше. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком  конкурентным. Больше того, чем более  сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к  целиком конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции  выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция - это  большое благо (между прочим, эта  точка зрения есть характерной для  современных украинских реформаторов), другие настаивают на потому, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка  и порождая монополию – большое  зло для экономики. Где правда? [№1 стр. 132]

Отвечая на этот вопрос, следует начинать с элементарного: что такое конкуренция? Конкуренция - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ними экономической самостоятельности. То есть, если они получают право владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, большая прибыль и т.д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделенными хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важная не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.

Суть конкуренции проявляется и в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции  есть независимость субъектов рыночного  отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость  проявляется, во-первых, в возможности  самостоятельно принимать решение  о производстве или купле товаров  или услуг; во-вторых, в свободе  выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важный инструмент регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.

Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству  продукцию или производят ее  с меньшими производственными  затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

-предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).

Функция распределения.   Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. [№3 стр. 51]

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что:

- технический прогресс  в отношении изделий и процессов  быстро внедряется (инновация под  давлением  конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация  под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь это  зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос.

В соответствии с руководящим  принципом оптимальной интенсивной  конкуренции благоприятные условия  для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда  имеют дело с "широкой" олигополией  с "умеренной" индивидуализацией  продукции. "Узкая" олигополия с  сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий  должны быть в центре внимания  конкуренции;

- предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по  цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают покупателю различать  товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;

  • ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной. эстетики.  
    Значение конкуренции

Теперь нам следует  более подробно остановиться на вопросе  значения конкуренции в современной  экономической системе.

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов  и покупателей. Равноправие создается  и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать  определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой  ему продукции, такая же возможность  имеется и у продавца — добровольно  решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения  своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния  на контрагента. Если, например, вас  не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать  регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник  окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается  влиятельным инструментом воздействия  одной стороны обмена на другую.

Во-вторых, конкуренция создает  одно из главных условий, необходимых  для эффективного выполнения ценой  координирующих функций. Свободное  ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а  значит, можно утверждать, что конкуренция  является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

В-третьих, конкуренция выступает  как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

В-четвертых, конкуренция  создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

Предприятия ведут ценовую  и неценовую конкуренцию. Чтобы  побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки. [№4 стр.122]

 

 

    1. Виды конкуренции

 

 

Конкуренция может  быть:

  • Внутриотраслевой (между аналогичными товарами)
  • Межотраслевой (между товарами различных отраслей)
  • Ценовой (предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента)
  • Неценовой (конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству)
  • Совершенной (рынок свободной конкуренции)
  • Несовершенной (рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции)
  • Монополистическая конкуренция
  • Олигополия
  • Чистая монополия

Рассмотрим каждый вид  подробнее.

Информация о работе Стандартизация продукции в конкурентной борьбе