Стандартизация продукции в конкурентной борьбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1.Конкуренция…………………………………….……………………..3
1.1.Сущность, функции и значение конкуренции………………………………………..…………………………...3
1.2.Виды конкуренции…………………………………………………10
2.Стандартизация…..…………………………………………….……...27
2.1.Понятия и виды стандартизации………………. …………………27
2.2.История стандартизации…………………………………………..37
3.Стандартизация продукции и конкурентность рынка……………42
Заключение………………………………………………………………46
Список использованной литературы…………………………………..47

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 93.20 Кб (Скачать файл)

Выделим основные характеристики чистой конкуренции:

а) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей;

б) тождественная, стандартизированная  продукция. Этому требованию могут  отвечать только простые товары, примеры  которых ранее были названы;

в) свободный доступ к  рынкам новых продавцов и возможность  такого же свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему несколько  шире, то можно отметить, что препятствиями  для входа новых субъектов  в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность технологии и необходимость  большого стартового капитала характерны для многих производств в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных условий входа для новых производителей;

г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать  примерно одинаковым объемом информации о рынке.

Эти условия в большинстве  случаев сегодня являются трудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над рыночной ценой. [№10]

Монополия

Происхождение названия этого  типа несовершенной конкуренции  связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.

Монополистическая конкуренция  — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Примеры такой конкуренции  следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для  деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор  косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.

К основным характеристикам  монополистической конкуренции можно отнести:

а) относительно большое  число некрупных производителей;

б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;

в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного  контроля над рыночной ценой. Это  связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого  товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую  продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.

Соперничающие субъекты могут  использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;

г) различные соглашения между конкурентами по ограничению  конкуренции, например по проведению согласованной  ценовой политики, являются практически  малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны  сами границы поля конкуренции, состав ее участников;

д) сохраняются возможности  относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.[№14 стр.135]

Олигополия

Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких  субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую  количественную характеристику олигополистического  рынка, где число конкурентов  составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные  рынки ряда товаров и услуг  в городах.

Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.

К основным характеристикам  олигополистической конкуренции можно отнести:

а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги;

б) предложение стандартизированных  или дифференцированных товаров. Ряд  промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и  обычно предлагаются в условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными  товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты —  это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;

в) сложность входа в  отрасль новых предприятие. Здесь  уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные  проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и  технологические сложности, и доступность  к важнейшим сырьевым ресурсам, и  большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;

г) наличие стимулов к  слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние  конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей  степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже  своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении  проблем, ресурсного обеспечения (закупка  крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая  конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

Чистая конкуренция

При такой монополии конкуренции  вообще не существует. Уровень конкуренции  изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии.

Чистая, или абсолютная, монополия  — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет  близких заменителей. Отсутствие близких  заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем. Продавец — один, и в этом случае он — король, а покупатель — слуга. У такого продавца сосредотачивается огромная власть.

Отметим основные характеристики чистой монополии:

а) единственный продавец;

б) товарная дифференциация отсутствует,

в) продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами.

г) очень трудные условия  вхождения в отрасль новых  предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

Абсолютный монополист, конечно  же, не выступает в роли "ценополучателя", он — "ценоустановитель". Он полностью  контролирует предложение товара, ему представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.

Здесь следует отметить, что понятие "монополия" используется не только в строгом значении —  как чистая монополия, но нередко  применяется и в широком толковании. В последнем случае монополия  обычно трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, т. е. можно, видимо, полагать, что в таком варианте понятие "монополия" вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.

Проблема ограничения  или даже устранения конкуренции  вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции. [№16]

 

1Глава 2. Стандартизация

2.1 Понятия и  виды стандартизации

 

 

Стандартизация – это  процесс установления и применения стандартов. Это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в  целях обеспечения следующих  аспектов: безопасности продукции, работ  и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг  в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов.

Деятельность по стандартизации осуществляется на разных уровнях. Уровни стандартизации различаются в зависимости  от того, участники какого географического, экономического, политического региона  мира принимают стандарт. Выделяют: международный уровень (участие открыто для соответствующих органов любой страны); региональный уровень (только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона); национальный уровень (в одном конкретном государстве). При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: как на государственном, отраслевом, на уровне ассоциаций, производственных фирм; так и на административно территориальном уровне (проводится в административно-территориальной единице (в провинции, крае).

Как и любая деятельность, стандартизация базируется на определенных принципах. В своей работе И. М. Лифиц, выделяет следующие важнейшие принципы стандартизации:

1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере, независимо от страны или места происхождения продукции, выполнения работ и оказания услуг.

2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим, географическим или техническим особенностям страны.

3. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуг, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны найти консенсус, который понимается как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.

4. Динамичность и опережающее развитие стандарта.

Научно-технический процесс  вносит постоянные изменения в деятельность людей и в производимую продукцию  и услуги. Стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам, более  того, носить опережающий характер, чтобы не сдерживать хозяйственное  развитие страны.

5. Эффективность стандартизации.

Применение нормативных  документов должно давать экономический  или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, технической  и информационной совместимости, повышению  надежности. А социальный эффект дают стандарты, направленные на обеспечение  безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды.

6. Принцип гармонизации.

Данный принцип предусматривает  недопустимость таких стандартов, которые  бы противоречили техническим регламентам. С целью снятия барьеров в международной  торговле необходимо создание идентичных документов, разработанных для одного и того же объекта.

7. Четкость формулировок положений стандарта.

Возможность двусмысленного толкования может привести к серьезным  нарушениям и последствиям.

Итак, в процессе стандартизации осуществляется деятельность по установлению требований для обеспечения качества продукции, работ и услуг. Соответственно, основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение  качества продукта (услуги), устранение технических барьеров в международном  товарообмене, содействие сотрудничеству в различных областях. Разновидности  нормативных документов, на основании  которых осуществляется деятельность по стандартизации:

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в области. В переводе с латинского "консенсус" означает отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и не предполагает полного единодушия. Стандарт обычно основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества. [№11]

Предварительный стандарт – это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта. Руководство ИСО (Международной организации по стандартизации), обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется как стандарт либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т. д. Стандарт на методы испытаний, который устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца). Стандарт на продукцию, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции её назначению, может быть полным или неполным. Неполный стандарт устанавливает требования к продукции (только к параметрам качества, к правилам поставки и т. д.). Полный стандарт устанавливает, не только указанные требования, но и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения. Стандарт на процесс, стандарт на услугу - это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (автосервис, банковское обслуживание). Стандарт на совместимость, который устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например: на систему воздухоочистки, сигнализационную систему.

Информация о работе Стандартизация продукции в конкурентной борьбе