Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа
Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Введение……………………………………………………………………2
1.Конкуренция…………………………………….……………………..3
1.1.Сущность, функции и значение конкуренции………………………………………..…………………………...3
1.2.Виды конкуренции…………………………………………………10
2.Стандартизация…..…………………………………………….……...27
2.1.Понятия и виды стандартизации………………. …………………27
2.2.История стандартизации…………………………………………..37
3.Стандартизация продукции и конкурентность рынка……………42
Заключение………………………………………………………………46
Список использованной литературы…………………………………..47
Внутриотраслевая конкуренция
Это соперничество предпринимателей одной отрасли за наилучшие условия производства и сбыта продукции. Под лучшими условиями производства понимаются лучшие техника и технология, лучшие специалисты (инженеры, проектировщики, технологи, экономисты) и рабочие, лучшие управление и организация труда, позволяющие производить продукцию с меньшими издержками, чем среднеотраслевые, и более высокого качества. Наилучшие условия сбыта обеспечиваются лучшими приемами рекламы и продвижения товаров, лучшим местом продажи, продуманной маркетинговой политикой. В результате внутриотраслевой конкуренции формируется единая отраслевая стоимость товара, служащая общественным нормативом затрат на производство, общая среднеотраслевая структура капитала и скорость его оборота.
Положительными следствием
внутриотраслевой конкуренции является
быстрое внедрение достижений научно-технического
прогресса в производство и удешевление
производимой продукции. Те предприниматели,
которые обеспечивают на своих предприятиях
более высокую эффективность
использования ресурсов, получают дополнительную
прибыль, которая существует до тех
пор, пока остальные фирмы отрасли
не выйдут на такой же уровень применения
техники, управления и организации
труда. Результатом становится снижение
общей среднеотраслевой себестоимости
единицы продукции. К негативным
последствиям внутриотраслевой конкуренции
следует отнести неизбежную имущественную
дифференциацию производителей: компании,
обеспечившие себе временное лидерство,
получают возможность его закрепить,
капитализируя свою высокую прибыль.
Менее успешные предприятия, как
правило, испытывают трудности в
финансировании расширения и модернизации
своего производства. Процесс укрупнения
предприятий-лидеров отрасли
Межотраслевая конкуренция
Это соперничество предпринимателей разных отраслей за наиболее выгодные сферы применения капитала. Она проявляется в переливе капиталов из отраслей с более низкой доходностью применения капитала в отрасли с более высокой доходностью. В отраслях, которые покидает капитал, предложение товаров сокращается, цены повышаются, и доходность предприятий растет. Напротив, в отраслях-реципиентах предложение товаров растет, цены снижаются, а доходность капитала уменьшается. Этот процесс протекает до момента, когда доходности разных отраслей выравниваются, и исчезают мотивы перемещать капитал в более прибыльные сферы деятельности. Следствием межотраслевой конкуренции является распределение капиталов по отраслям в соответствии со структурой рыночного спроса, выравнивание доходности разных отраслей и формирование среднеотраслевых цен производства, не совпадающих с их стоимостью. Реальные цены сделок колеблются около цен производства. Естественно, установление равной доходности разных отраслей является только тенденцией, а не фактическим состоянием. В реальной жизни прибыльность различных областей деятельности постоянно меняется вследствие структурных изменений, вызванных производственно-техническими, демографическими, природными, географическими и рыночными факторами. [№5 стр. 154]
Ценовая конкуренция
Восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к нему внимание и, в конечном счете, завоевал себе желаемую долю рынка.
В современном мире, когда рынки монополизированы, разделены между незначительным числом крупных фирм, захвативших ключевые позиции (фирма ИБМ, например, в США владеет 70% рынка компьютеров), производители стремятся, возможно, дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены, как говорят экономисты, теряют эластичность.
Это не значит, конечно, что
на современном рынке не используется
«война цен»[№2 стр.145], - она существует,
но не всегда в явной форме. «Война
цен» в открытой форме возможна лишь
до того момента, пока фирма не исчерпает
резервы снижения массового производства
и соответствующего повышения массы
прибыли. Когда же установилось равновесие,
любая попытка снизить цену приводит
к тому, что конкуренты реагируют
точно так же: позиции фирм на
рынке не претерпевают изменений, однако
норма прибыли падает, финансовое
состояние фирм в большинстве
случаев ухудшается, а это ведет
к снижению инвестиций в обновление
и расширение основных фондов, в
итоге спад производства усиливается,
вместо ожидаемых побед и вытеснения
конкурентов наступают
Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТР, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительных свойств товаров, которое, конечно же, невозможно отрицать.
Ценовая конкуренция применяется
главным образом фирмами-
Неценовая конкуренция
Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн. «Американские покупатели готовы переплатить 1-2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства»[№2 стр.145]. К числу неценовых методов относят также предоставление покупателям большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительные свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.
Сильнейшим орудием неценовой
конкуренции всегда была реклама, сегодня
же роль ее возросла многократно. С
помощью рекламы фирмы не только
доносят до покупателей информацию
о потребительных свойствах своих
товаров, но и формируют доверие
к своей товарной, ценовой и
сбытовой политике, стремясь создать
образ фирмы как «хорошего
гражданина» той страны, на рынке
которой предприниматель
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству (с этим действием «фирм-пиратов» столкнулись, в частности, советские внешнеторговые организации, экспортирующие часы, запасные части к советским автомобилям, тракторам, дорожно-строительным машинам), а потому обычно на 50% более дешевых; закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского журнала МОСИ, наиболее активны фирмы-«имитаторы», находящиеся в Марокко, Гонконге, на Тайване, в Турции, Сингапуре, Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике и Бразилии.
Маркетинговые методы управления
фирмой по существу также можно отнести
к неценовым методам
Разработка и выпуск новых товаров |
79 |
Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга |
73 |
Организация работы торгового аппарата |
59 |
Реклама и стимулирование сбыта |
56 |
Усовершенствование |
52 |
Политика цен |
50 |
Совершенствование организационной структуры |
44 |
Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения |
41 |
Снижение издержек обращения |
17 |
Кредитная политика и финансирование |
14 |
В факторах, наиболее значительно влияющих на успех коммерческой работы на внешних рынках, на перовое место промышленники ставят качество товаров, затем цену и только потом – кредитную политику, упаковку, рекламу.
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция
– это тип рынка, при котором
бесконечно большое количество продавцов
реализуют покупателям
На левом графике изображены
кривые рыночного спроса (DM) и предложения
(SM), пересечение которых
Характеристики кривой спроса на продукцию продавца на рынке совершенной конкуренции определяют параметры графиков валовой, средней и предельной выручки.
Валовая выручка TR=P**Q. Так
как цена при изменении выпуска
продукции не меняется, зависимость
между объемом выпуска и
Неизменная цена Р* определяет
величину средней выручки АR при
любом объеме продаж (АR=Р*). Предельная
выручка (МR) – прирост выручки
при продаже дополнительной единицы
продукции – также будет
Следует отметить, что рынок
совершенной конкуренции
Главной задачей деятельности фирмы является максимизация прибыли. В этих целях она должна выбрать объем выпуска продукции, при котором разница между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС) будет наибольшей. Как уже было отмечено, оптимальный размер производства продукции, при котором прибыль становится максимальной, соответствует равенству средних и предельных издержек МR=МС (для условий совершенной конкуренции, где МR=Р, это равенство приобретает вид МС=Р). Для большей наглядности необходимо сравнить изменение значений валового, среднего и предельного дохода (выручки) при росте объема производства с соответствующими показателями издержек. [№8 стр.55]
Несовершенная конкуренция - это экономическое понятие, обозначающая ситуацию, при которой несколько участников фактически контролируют весь рынок. В реальной жизни такая ситуация является наиболее распространенной.
Признаками несовершенной конкуренции являются:
Потери от несовершенной конкуренции:
В зависимости от соотношения
между количеством
1. Чистая конкуренция являет собой ситуацию когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа — объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга "Экономика несовершенной конкуренции", 1933 г.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.
2. Огромное число
обособленных потребителей и
малое количество
3. Предельным случаем является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .
4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур. [№ 6]
Чистая конкуренция
Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".
Информация о работе Стандартизация продукции в конкурентной борьбе