Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 21:40, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать становление и перспективы развития информационного рынка.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции и структуру рынка;
- изучить существующую классификацию рыночных структур;
- исследовать особенности формирования и развития информационного рынка;
- выявить проблемы и перспективы развития российского информационного рынка.
В экономической литературе
выделяется несколько
1. Регулирующая функция. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
2. Ценообразующая функция - реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
3. Стимулирующая функция - посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
4. Распределительная функция - получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
5. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
6. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
7. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
В экономических учебниках последних лет выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.
Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике, которая сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.
В современной экономической литературе существует множество классификаций рынка, разработанных различными авторами. Однако, существуют несколько общих критериев, по которым можно выявить основные составляющие единой рыночной системы:
- характер конкуренции;
- объекты купли-продажи;
- субъекты рынка;
- характер продаж;
- уровень насыщения товарной массой;
- степень удовлетворения спроса;
- соответствие законодательству;
- характер ассортимента товаров;
- транспортно-географический фактор;
- отраслевой признак;
- учет различий в потребностях покупателей и др.
Рассмотрим данные классификации подробнее.
1. Самым распространенным классифицирующим признаком, который выделяют практически все экономисты при рассмотрении видов рынков, является характер конкуренции:
- совершенная конкуренция (чистая);
- несовершенная конкуренция.
В таблице 1 приведены основные характеристики данных типов рынка.
Таблица 1
Классификация рынков по характеру конкуренции
Структурная характеристика рынка |
Чистая конкуренция |
Чистая монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Число продавцов |
Много |
Один |
Много |
Мало |
Дифференциация продукции |
Нет |
Нет |
Есть |
Возможна |
Контроль над ценой |
Нет |
Значительный |
Ограниченный |
Значительный |
Рынок чистой конкуренции состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей какого-либо однородного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения).
Рынок чистой монополии состоит из одного продавца с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям. Монополия на стороне спроса называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие последнего объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.
Олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного предприятия предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема производства. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок.7
2. С точки зрения объекта купли-продажи одни экономисты различают два вида рынка: рынок ресурсов и рынок потребительских товаров.8
Другие экономиста полагают, что характер объекта купли-продажи более сложен, и поэтому выделение по данному критерию всего двух видов рынка не соответствует многообразию реальной жизни, В связи с этим по характеру объекта купли-продажи принято различать:
- потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, приобретаемых населением;
- рынок факторов производства.9
В экономической науке выделяют четыре группы факторов производства: человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитал, предпринимательство – каждый из которых занимает свое место в экономической системе и выполняет определенные функции. При этом под человеческими ресурсами или трудом подразумевают любую интеллектуальную или физическую деятельность человека, направленную на достижение какого-либо полезного результата. Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства. 10
Еще одной особенностью спроса на факторы производства является то, что их потребление взаимосвязано. Они не используются по отдельности и не могут функционировать изолированно друг от друга. В процессе производства факторы непрерывно взаимодействуют между собой, а иногда и заменяют друг друга.11
3. По характеру продаж рынок бывает: оптовый и розничный.
Оптовый рынок, или рынок предприятий, — это рынок лиц или организаций, приобретающих товары либо услуги для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродаж или перераспределения.
В соответствии с этим определением можно говорить о том, что оптовый рынок представлен:
- предприятиями, закупающими товары для их последующей переработки;
- организациями-посредниками, приобретающими товары для их перепродажи с целью получения прибыли;
- государственными учреждениями, осуществляющими закупки с целью обеспечения выполнения своих функций.
Розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
4. По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса: рынок равновесный, дефицитный и избыточный.
5. С точки зрения соответствия функционирования рынка действующему законодательству различают: легальный и нелегальный (теневой, черный) рынки.
6. По характеру ассортимента товаров:
- замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
- насыщенный
рынок, на котором представлено
множество сходных товаров
- рынок широкого
ассортимента, на котором есть
ряд видов товара, связанных между
собой и направленных на
- смешанный рынок,
на котором имеются
6. По характеру транспортно-географического фактора: местный, региональный, национальный и мировой рынки.
7. По отраслевому признаку: рынок автомобилей; рынок нефти; рынок компьютерной техники и т.д.
Процесс усложнения структуры рынка продолжается. Достаточно указать на то, что в век электроники складываются телефонно-телексный и компьютерный рынки.
Рассмотрим еще классификацию рынка, предложенную Бекетовой О.Н. (табл. 2)12.
Таблица 2
Классификация рынков
Классифицирующий признак |
Виды |
1 |
2 |
По экономическому назначению рыночных объектов |
1. финансовый рынок; 2. рынок труда; 3. рынок инноваций. |
По сфере общественного производства |
1. рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования); 2. рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг). |
По характеру конечного использования |
1. рынок товаров производственного назначения; 2. рынок товаров потребительского назначения. |
По сроку использования: |
1. рынок товаров долговременного пользования; 2. рынок товаров краткосрочного пользования; 3. рынок товаров одноразового пользования. |
По территориальному охвату |
1. мировой; 2. внутренний; 3. региональный |
По соотношению продавцов и покупателей |
1. рынок совершенной конкуренции 2. рынок несовершенной |
По объему реализации: |
1. основной рынок, где реализуется основная часть товаров; 2. дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товара; 3. выборочный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации новых товаров, проведения пробных продаж |
Авторы Ермакова Ж.А., Корабейников И.Н. в зависимости от цели экономического анализа выделяют следующие типы рынков: по объектам торговых сделок, по уровню стандартизации товара (услуги), по типу покупателя, по наличию и величине барьеров входа, по степени регулируемости рыночного процесса со стороны самих рыночных участников, по масштабу операций участников.13
В.Я. Поздняковым и С.В. Казаковым приводится классификация рынков по отраслям, при этом указанными авторами дается следующее определение отрасли - выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по признаку единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг14. По видовому признаку российские отрасли делятся на следующие группы: первичные отрасли - добывающая промышленность и сельское хозяйство; вторичные отрасли - отрасли обрабатывающей промышленности; отрасли инфраструктуры - жилищное строительство, транспорт, торговля, здравоохранение, обслуживание производства и населения; отрасли управления и наука, научное обслуживание.
Однако в данных классификациях наука представляется как сфера обслуживания материального производства, что в настоящее время развития экономических отношений не может считаться верной позицией. Рыночное пространство складывается из взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью специализированных рынков. Специализированный рынок - это место встречи продавца и покупателя товаров и/или услуг определенной отрасли (вида деятельности) или их совокупности. Каждый рынок в силу отраслевой принадлежности товара имеет определенную специфику и свой механизм установления цен, свои барьеры входа и выхода фирм (отраслей) и свои предельные размеры по количеству товаров (услуг).
Рассмотрев основные классификации рынков, можно сделать вывод, что в рыночной структуре особо выделяют следующие виды:
- рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения;
- факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых;
- финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки;
- рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства;
- рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
Информация о работе Становление и перспективы развития информационного рынка