Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 21:40, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать становление и перспективы развития информационного рынка.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции и структуру рынка;
- изучить существующую классификацию рыночных структур;
- исследовать особенности формирования и развития информационного рынка;
- выявить проблемы и перспективы развития российского информационного рынка.
В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.
Во-первых, с учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.
Во-вторых, если исходить из демографических факторов, то можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.
В-третьих, с учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка: а) приобретение товаров носит случайный характер; б) поиск выгод при покупке товаров; в) статус постоянного клиента; г) эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.
В-четвертых, потребителей также можно разделить на группы по социальному составу (с различной степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).
Рассмотрев различные классификации рынков, можно сделать вывод, что типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.
Рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой – рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.
Рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.
Основными принципами функционирования рынка являются:
- свобода экономической, хозяйственной деятельности;
- многообразие форм собственности;
- примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);
- рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;
- конкуренция;
- открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).
Экономическая сущность рынка проявляется в его функциях: регулирующая, пенообразующая, стимулирующая, распределительная, информационная, посредническая, санирующая.
В эпоху глобализации мировой экономики информационные технологии, информация и знания начинают играть такую существенную, основополагающую роль, что появляется тенденция выделять их как пятый фактор производства наряду с известными трудом, капиталом, природными ресурсами и предпринимательством. Производственная функция во многих научных исследованиях начинает включать в себя этот фактор производства, что отражается в моделях экономического роста и тех выводах, к которым они приводят. Американские экономисты М. Боскин и Л. Лау на основе таких исследований приходят к выводу, что технический прогресс в развитых странах дает в среднем 40% экономического роста (а остальные 60% приходятся на труд и капитал), при этом под техническим прогрессом понимают, в первую очередь, внедрение новых информационных технологий. 15
Некоторыми экономистами «информационный рынок» определяется как система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными технологиями, информационными продуктами и услугами.16 Рядом других ученых предложено следующее определение «рынка информационных услуг» - совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), который характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.17 Однако во всех этим определениях не достаточно определены сущностные характеристики рынка информационных услуг, отличающие его от других рынков, а также необходимость учета эволюционных закономерностей развития этой трансформирующейся системы.
Рынок информационных услуг характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженернотехнические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Товарной формой информации является ее представление в виде информационного продукта или услуги на рынке. Свойства информации, особенности ее производства, распространения и использования были объектом исследования многих экономистов — Ф. Махлупа, А. Моля, Дж. Стиглера, Д. Белла.
Обобщив результаты научных исследований, можно сделать вывод, что специфика информации как экономического ресурса заключается в следующем:
1. Трудность однозначной фиксации процесса потребления и потребителя информации.
2. Особая неопределенность полезности информации. Оценка полезности информации во многом основана на субъективных факторах, ориентирована на способность удовлетворять информационные потребности субъектов рынка.
3. Невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема информации. Как правило, стоимость информации определяется степенью ее полезности и спросом на нее.
4. Иной механизм старения информации по сравнению с моральным износом (устареванием) основных фондов и со старением материальных потребительских благ. Информация не изнашивается, но полезность ее со временем уменьшается (или в историческом аспекте имеет возрастающую со временем ценность).
5. Колоссальное увеличение количества информации требует разработки эффективных форм и методов ее обработки и фильтрации.
Формирование информационного товара возможно путем воздействия на исходные данные специальных методов, технологий и техники. Здесь важно отметить, что в процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования или овеществления в товарах, средствах производства, технологиях. Целенаправленное преобразование информации приводит к формированию знаний, созданию информационных продуктов и информационных услуг. Причем, существенное отличие информационных продуктов и услуг обусловлено формой товара и возможностью тиражирования без учета индивидуальных потребностей покупателя.
Отличие процесса предоставления услуг от процесса производства продуктов, по мнению французских ученых Э. Ланжара и П. Элье, состоит в той роли, которая отводится в них потребителю. Производство продуктов осуществляется без участия потребителя: когда потребитель приобретает товар, он не знает, как товар был изготовлен. В процессе предоставления услуг потребитель, напротив, принимает активное участие, определяя результат этого процесса.
В рамках реализации сервисной концепции, ориентированной на потребителя, важнейшим является изучение нужд и потребностей клиентов. Нужды и потребности носят сложный характер и могут быть разделены на две категории: имплицитные и эксплицитные.
Имплицитные потребности (от лат. implicite — скрытый, неявный; периферийный в отличие от центрального) относятся к характеристикам продукта или услуги. Они формируют свойства будущего товара и должны тщательным образом исследоваться продуцентами услуг.
Эксплицитные потребности (от лат. excplicite — явный, открыто выраженный) по большей части касаются выгод, которые получает потребитель.
Базовые свойства услуги как экономической категории, такие как неосязаемость, гетерогенность, несохраняемость, отсутствие права собственности и др. имеют прямую и обратную связь с доминантными имплицитными побуждениями потребителей.
На рис. 3 отражена зависимость степени явности потребности от предмета экономических отношений, которая свидетельствует о доминировании имплицитных побуждений потребителей к приобретению информационно-технологических и интеллектуальных услуг.
Рис.3. Зависимость степени явности потребности от предмета экономических отношений18
Потребности в информационных интеллектуальноемких услугах определяются главным образом факторами внутреннего состояния и процессами развития экономического субъекта. Интеллектуальная составляющая предмета экономических отношений обусловлена стремлением приобретать и вовлекать в организационные, производственные, маркетинговые и пр. процессы ресурсы знаний. Такие потребности имеют имплицитный характер: менеджеры компаний с трудом представляют в каких именно знаниях они нуждаются, каким образом приобретенные интеллектуальные информационные системы будут способствовать повышению экономической эффективности деятельности компании.
Вероятность формализации спроса и предложения на информационном рынке, особенно в сегменте высокоинтеллектуальных товаров, крайне мала.
Таким образом, цели и условия подобных отношений между продавцами и покупателями интеллектуальных услуг должны быть высокоперсонализированы.
Основными субъектами информационного рынка являются производители информации и информационных продуктов (научные учреждения, ИT-компании, фрилансеры) и их потребители (индивиды, фирмы, государство, гражданское общество), взаимодействия которых координируются информационным рынком (рис. 4).
Рис. 4. Субъекты и сегменты информационного рынка19
Как показано на рис. 7, информационный рынок представляет собой сложноструктурированную совокупность сегментов, характеризующихся разной степенью конкурентности. Прежде всего, выделяются рынок информации и рынок информационных технологий (программного обеспечения и электронных коммуникаций). Рынок информации, в свою очередь, сегментируется на:
1. Рынок систем управления базами данных и их хранения.
2. Рынок баз данных.
3. Рынок облачных вычислений:
Второй сегмент информационного рынка — рынок информационных технологий — также неоднороден и включает два сегмента: рынок программного обеспечения (инфраструктурные приложения, приложения для разработки и поддержания решений, пользовательские приложения для бизнеса и потребителей, встраиваемое программное обеспечение) и рынок оборудования (персональные компьютеры, серверы, внешние устройства, оборудование для хранения данных).
Фирменная структура рынка информации
и информационных услуг - сеть организаций,
накапливающих, перерабатывающих и реализующих
информацию. Ее формируют: создатели баз
данных; фирмы-владельцы информационных
систем; фирмы-владельцы средств коммуникации; консультационно-
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, классификация которых может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на следующие группы:
- специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
- специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;
- работники научноисследовательских учреждений и учебных заведений;
- работники государственных учреждений;
- работники общественных организаций;
- индивидуальные пользователи и другие.
В настоящее время выделяют пять секторов рынка информационных услуг:
- сектор услуг образования;
- сектор информации для специалистов;
- сектор потребительской информации;
- сектор деловой информации;
- сектор обеспечивающих информационных систем и средств.
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа: непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях; дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Основные функции информационного бизнеса можно свести к следующим: управление финансами и ведение учета; управление кадрами; материально-техническое снабжение; организация производства; маркетинговые исследования; лизинговые операции; консультационное обслуживание; страхование имущества и информации; организация службы информационной безопасности; сервисное обслуживание.
В настоящее время можно выделить следующие характерные черты информационного рынка:
1. взаимоотношения потребителя с мировым рынком деловой информации строятся на том, что информационные агентства отслеживают состояние внешней среды, а потребители по запросам получают ту информацию, которая им в данный момент необходима для планирования и оперативного управления;
Информация о работе Становление и перспективы развития информационного рынка