Становление и перспективы развития информационного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать становление и перспективы развития информационного рынка.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции и структуру рынка;
- изучить существующую классификацию рыночных структур;
- исследовать особенности формирования и развития информационного рынка;
- выявить проблемы и перспективы развития российского информационного рынка.

Файлы: 1 файл

Информационный рынок_2014.doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

2. информационные агентства предоставляют потребителю доступ к информации в режиме непосредственного взаимодействия онлайн, в режиме оффлайн на магнитных носителях, в виде печатных изданий и консультаций;

3. с помощью мировых информационных сетей потребитель имеет возможность доступа к фрагментам мировых информационных ресурсов, которые образуют единое мировое информационное пространство;

4. основной объем деловой информации представляется потребителю на коммерческой основе.

Резюмируя содержание теоретического материала в рамках данного параграфа настоящей работы, можно предложить следующее определение информационного рынка - это система эволюционирующих экономических, организационных, информационных, технологических и правовых отношений по поводу формирования и реализации информационных услуг, основанная на процессах обмена информацией и знаниями, связанная в своих трансформациях с уровнем постиндустриального развития экономики и обуславливающая модернизацию отношений на других рынках и ускорение научнотехнического прогресса.

 

2.2. Тенденции формирования и развития информационного рынка

 

Процесс эволюционного развития мирового информационного рынка начался с 1960-х гг., когда параллельно с ИТ-рынком (рынком информационно- коммуникационных технологий) начал складываться рынок информации, целеориентированной на накопление, электронную обработку, передачу и распространение информации, в качестве основополагающих источников которой четко выделились университеты, другие научные и образовательные учреждения, государственные службы информатизации, общественные организации и библиотеки. В настоящее время в условиях выхода на информационный рынок все большего числа компаний, осуществляющих накопление, обработку и передачу информации, отмечается снижение роли госслужб (рис. 6), хотя их значимость сохранится и в будущем, поскольку они обеспечивают информацией органы властных структур для принятия решений в области политики, социальных процессов, экономики, образования и др.

 

Рис. 5. Соотношение организационно-правовых форм субъектов информационного рынка, %20

 

В середине 1970-х гг. в результате массового распространения компьютерной техники в развитых странах основным видом информационных услуг становится формирование баз данных, содержащих различные формы информации по соответствующим отраслям знаний.

В 1980-е гг. информационная индустрия усиливает свое влияние на социальную, экономическую и общественную жизнь общества, увеличивая свой удельный вес в отраслевой структуре хозяйства. Изменившиеся условия осуществления деятельности в области информационных технологий сопровождались, с одной стороны, усилением ее коммерциализации, а с другой — резким увеличением производительности труда и эффективности работы в информационной сфере, обусловленных новейшими техническими средствами.

С начала 2000-х гг. в ряде стран стремительное развитие информационного рынка ориентировалось, прежде всего, на экспорт информационных продуктов и услуг, а также привлечение зарубежных корпораций, открывающих на их территориях свои производственные, научно-исследовательские или обслуживающие подразделения, что позволяет принимающим странам минимизировать государственные вложения в развитие информационной инфраструктуры, используя знания, произведенные в других странах.

Если в США информационный рынок активно развивается с 1950-х гг., то формирование российского информационного рынка началось с создания его институционально-правовой основы, нормативно легализирующей деятельность предприятий с иностранным участием, сыгравших важную роль в его развитии. До начала 1990-х гг. информация, хотя и признавалась товаром, но не включалась в рыночные отношения вследствие жесткой государственной регламентации информационной среды.

С тех пор отечественный информационный рынок претерпел существенные   преобразования, а перспективы его дальнейшего развития и расширения определяются созданием развитой инфраструктуры, включающей технико-технологическую (оборудование, компьютеры, компьютерная сеть, переработка информации); институционально-правовую (законы и другие нормативные акты); информационную (справочные и навигационные средства и структуры); организационную (направления государственного регулирования и контроля над взаимодействием производителей, распространителей и потребителей информационных продуктов и услуг) составляющие.

Следует отметить, что отечественный информационный рынок достаточно успешно интегрирован в мировой. Характерным признаком такой интеграции является одновременность распространения новейших информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств на российских и зарубежных рынках.

Российский информационный рынок достаточно эффективно обеспечивает потребности страны в программных продуктах и технических средствах информатизации, а также оборудованием для развития телекоммуникаций. Например, российский смартфон Yota Phone победил в номинации «Мобильные устройства» на престижной Международной выставке потребительской электроники GES-2013» в Лас-Вегасе. Производящая его российская компания Yota Devises в 2012 г. заняла 6% мирового рынка LTE-модемов.21

В целом объемы российской ИКТ-отрасли в 2013 г. достигли 40 млрд долл. (1,08% мирового объема), т. е. увеличились по сравнению с 2012 г. на 10%.

Если учесть высокую долю контрафактного программного обеспечения в различных видах экономической деятельности — от 50% в банко-финансовой сфере до 73% в сфере дизайна и рекламы, то, с одной стороны, потенциал развития отечественного информационного рынка еще достаточно высок (рис. 6), а с другой — высокий уровень пиратства свидетельствует о расширении неформальных институтов и требует углубления институционализации информационного рынка в направлении его более жесткого законодательного регулирования.

Поэтому, прежде всего, институционализация информационного рынка представляет собой процесс формирования эффективной системы его правового регулирования, предполагающего обязательность для всех участников рыночных отношений равных правил и условий деятельности и вместе с тем обеспечивающего развитие рынка, повышение конкурентоспособности отечественных производителей и экономический рост.

Рис. 6. Доля использования пиратского программного обеспечения в различных отраслях22

 

Проведенное исследование сегментов информационного рынка позволяет выделить следующие особенности российского рынка информационных продуктов, существенно отличающие его от зарубежных рынков:

1. государство до недавнего времени играло пассивную роль в развитии отечественного информационного рынка, что не позволяло решать основную задачу — обеспечение его стабильного развития при приоритете отечественного производителя;

2.  государство на рынке выступает в качестве основного покупателя, а сектор потребления населением информационных продуктов и услуг развит недостаточно;

3. несовершенство институционально-правового регулирования информационного рынка (отсутствие правовой базы по защите интеллектуальной собственности и информации, а также конкретного механизма, обеспечивающего реализацию прав собственности на информационные продукты; недоработки законодательства, регламентирующего сделки на информационном рынке).

Вместе с тем, следует отметить, что темпы роста отечественного ИТ-рынка значительно превышают темпы роста мирового (рис. 7).

Рис. 7. Темпы роста российского и мирового ИТ-рынка, %23

 

Росту рынка после экономического кризиса 2009 г. способствовали следующие факторы:

- устойчивое развитие экономики России в 2010–2011 гг., позволившее увеличить инвестиции в корпоративный сектор;

- экспансия телекоммуникационных компаний и провайдеров услуг в сфере развития новых центров обработки данных; инвестиции в государственную программу формирования электронного правительства.

Значительную долю в растущем объеме российского информационного рынка занимает информатизация государственного сектора. В 2011 г. в информатизацию федеральных органов власти было вложено более 80 млрд руб., и столько же на региональном уровне, а также в муниципалитетах. Темпы прироста ИТ-рынка в 2012 г. составили 12,5%, в 2013 г. рост на 18,1%4.

Таким образом, российский информационный рынок переходит к стадии зрелости. Однако доля расходов на информационные технологии в  ВВП России в 2013 г. составила лишь 1,2%, в то время как в развитых странах — 3–4% (рис. 8).

Рис. 8. Объем ИТ-рынка в структуре ВВП разных стран, %24

 

Однако темпы роста информационного рынка более высокие, чем рост ВВП (рис. 9).

 

Рис. 9. Темпы роста номинального ВВП, информационного рынка и ИТ-услуг в России, %

 

По прогнозам экономистов, данная динамика сохранится и в ближайшие годы: темпы роста информационного рынка в целом будут выше темпов увеличения номинального ВВП, а сегменты ИТ-услуг и разработки софта будут расти еще быстрее.

 

 

2.3. Проблемы и  перспективы развития российского информационного рынка

 

Несмотря на высокие темпы развития информационного рынка, показанные в предыдущем параграфе настоящей работы, выделяются определенные барьеры, препятствующие его дальнейшему росту:

1. Неготовность  основных групп потребителей к новым требованиям рынка — объясняется общей нестабильностью деловой среды в России, что детерминирует несклонность компаний к вложениям в долгосрочные проекты в области ИТ и ограничению спроса на ИТ-услуги и продукты со стороны населения. Завышенные сроки амортизации компьютерного оборудования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и со списанием программного обеспечения снижают экономические стимулы внедрения ИТ, а неразвитость законодательной базы в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российскими экспортерами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний.

2. Ограниченность  государственного спроса на информационные технологии в связи с отсутствием квалифицированных пользователей, хотя доля спроса госсектора в течение последних 5 лет в сфере информационных технологий достигала 30%, выступая существенным стимулом роста отрасли. Если ранее осуществлялась замена компьютеров, серверов и телефонных станций новыми модификациями, то в настоящее время растет спрос на целостные решения: оборудование, программное обеспечение и их дальнейшее обслуживание, а также услуги по защите информации, электронному документообороту и др.

3. Непрозрачность  торгов за выполнение государственных заказов, вследствие чего эта сфера является одной из наиболее коррупционноемких. На федеральных торгах тестируется позитивная динамика: доля завышения цен контрактов снизилась с 10,0% в 2009 до 8,5% в 2012 г., но она существенно выше, чем на региональных (4,2%) и муниципальных (5,5%) торгах.25 Позитивная тенденция обусловлена законодательным принуждением к электронным аукционам, обеспечивающим конкуренцию исключительно по ценовому критерию.

4. Несовершенство  механизмов финансирования - во многом обусловлено высоким налоговым бременем и жестким таможенным администрированием, вынуждающим фирмы к оптимизации налоговых платежей. Эта непрозрачность деятельности фирм ограничивает привлечение банковских кредитов, инвестиционных вложений. К тому же неразвитость механизмов венчурного финансирования тормозит появление новых ИТ-компаний, развитие экспорта, внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов.

5. Низкий уровень  эффективности использования информационных технологий в органах государственной власти, вследствие чего более 45% информации остается недоступной для населения.26

6. Неразвитость  и высокая стоимость информационной инфраструктуры, хотя информационные технологии занимают особое место среди инструментов, обеспечивающих функционирование бизнеса в современных условиях, включая все ИТ-активы предприятия, аппаратные и программные средства — от персональных компьютеров до мощнейших кластеров и ЦОД.

7. Недостаток  кадров для отрасли информационных  технологий. В 2012 г. разрыв между необходимым количеством новых ИT-специалистов и их фактическим включением в экономику составил 15 тыс. чел., в 2013 г. он вырос до 30 тыс., а в 2015 г. — более 50 тыс. Доля выпускников-инженеров, пригодных к немедленному трудоустройству в ИТ-секторе составляет лишь 15%, хотя в Польше, Венгрии и Румынии — 45%.

Преодоление этих барьеров развития информационного рынка обеспечивается:

-  формированием эффективной системы его институционально-правового регулирования, в частности, принятие в апреле 2013 г. Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который кроме процедурных вопросов охватывает весь цикл закупки, направлен на повышение прозрачности проведения торгов в сфере государственных заказов;27

- повышением конкурентоспособности отечественных производителей информации и информационных технологий;

- ускорением развития информационного рынка в российских регионах за счет их информатизации и внедрения электронного документооборота;

-  принятием законопроектов по легализации документов в электронном виде;

- совершенствованием механизмов финансирования через создание режима налоговых льгот для компаний, реализующим программы долгосрочных инвестиций в информационные технологии, повышение доступности кредитов для предприятий ИТ-отрасли; стимулирование внутренних и иностранных инвестиции в российские ИТ-компании; поддержку ИТ-предпринимателей в поиске венчурного финансирования; адаптацию таможенного регулирования;

-  формированием системы стандартов и регламентов по предоставлению государственных услуг в электронном виде;

- развитием ИТ-инфраструктуры через вложение инвестиций, расширение применения облачных технологий и новых телекоммуникационных стандартов, субсидирование минимального уровня широкополосного доступа в Интернет в регионах;

Информация о работе Становление и перспективы развития информационного рынка