Становление и перспективы развития информационного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать становление и перспективы развития информационного рынка.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции и структуру рынка;
- изучить существующую классификацию рыночных структур;
- исследовать особенности формирования и развития информационного рынка;
- выявить проблемы и перспективы развития российского информационного рынка.

Файлы: 1 файл

Информационный рынок_2014.doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Динамичное развитие информационной экономики, целеориентированной на создание, хранение, преобразование информации и обеспечение рациональных способов ее передачи потребителям, прежде всего, обусловливает формирование системы трансакций передачи информации, т. е. информационного рынка, развитие которого оказывает также существенное влияние и на непосредственное производство традиционных товаров и услуг. Становление информационной экономики обусловливает участие значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных технологий, информации и знаний.

Механизмом координации взаимодействий субъектов информационной экономики выступает информационный рынок. Координацию их поведения осуществляют также базовые институты информационной экономики — электронная коммерция, электронная занятость и электронное правительство. Но информационный рынок как механизм координации взаимодействий субъектов информационной экономики — это система экономических, организационных и институционально-правовых отношений, характеризующаяся определенной номенклатурой товаров, в качестве которых выступают информационные технологии, системы данных, информационные ресурсы и продукты, определяемые механизмами их предоставления и ценами.

Информационная услуга является наиболее популярным и уникальным по своим характеристикам товаром новой информационно-сервисной экономики. Однако, в отечественной научной литературе не уделено должного внимания теоретическим и методологическим проблемам информационного рынка, что подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.

Цель данной работы – исследовать становление и перспективы развития информационного рынка.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность, функции  и структуру рынка;

- изучить существующую классификацию  рыночных структур;

- исследовать особенности формирования  и развития информационного рынка;

- выявить проблемы и перспективы  развития российского информационного рынка.

Объектом исследования в данной работе выступает информационный рынок– его состав, особенности  и механизмы функционирования.

Предметом исследования являются экономические отношения и противоречия, складывающиеся в процессе производства и потребления информационных услуг.

Теоретико-методологической основой работы послужили концепции и гипотезы отечественных и зарубежных учёных, посвящённые вопросам функционирования информационного рынка.

Информационно-документальной базой работы послужили статистические данные Федерального и регионального агентств государственной статистики РФ, данные отечественных и зарубежных периодических изданий, информационные ресурсы Интернет.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

 

1.1. Рынок: сущность, функции, структура. Факторы, влияющие на рыночное равновесие

В современной экономической литературе приведено множество определений рынка. Классическим считается определение рынка как места, где встречаются продавцы и покупатели, и происходит процесс торговли.  Данное определение относится еще к XII в. В современной науке подходы к определению рынка очень различаются, однако их сущность сводится к тому же:

- рынок – это совокупность  экономических отношений производства  и обмена товаров при помощи  денег;

- рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

- рынок – это механизм взаимодействия  продавцов и покупателей, отношения  спроса и предложения;

- рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для  торговли друг с другом.

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.

Рыночная среда как экономическая категория выражает совокупность социально-экономических и организационно-правовых условий воспроизводства, взаимодействия всех его фаз и формирования конечных результатов1. Речь идет об отношениях, прежде всего, между производителями, выпускающими однородную продукцию и реализующими её на отраслевом рынке. Степень внутриотраслевой рыночной среды есть степень развития данных отношений. Но не только. Они зависят, на них влияют также и другие многообразные связи, включая совокупность между производителями различных секторов экономики. Иначе говоря, рыночная среда не ограничивается отраслевыми, она включает также и межотраслевые связи.2

При этом можно разграничить содержание рыночной среды на макро-, мезо- и микроуровнях отечественной экономики. На макроуровне рыночная среда охватывает общеэкономические условия рыночного хозяйствования, реализации экономических функций рынка, проявления его объективных законов и принципов функционирования на конкретно исторических этапах развития той или иной страны. На мезоуровне она выражает отраслевую и межотраслевую специфику становления и функционирования расширенного воспроизводства, условия экономического роста, внутриотраслевого и межотраслевого обмена, реализации товаров, пропорции присвоения и использования конечных результатов. И, наконец, на микроуровне рыночная среда – это система внешних социально-экономических и организационно-правовых условий функционирования субъектов хозяйствования, формирующих во взаимодействии с внутрихозяйственными факторами конечные результаты индивидуального воспроизводства, их фактическое присвоение и применение товаропроизводителями.

Рыночная среда представляет собой сложную совокупность различных рыночных элементов, находящихся во взаимосвязи, взаимозависимости и постоянном взаимодействии. Главными из них являются:  

а) количество выступающих на рынке товаропроизводителей - экономически самостоятельных, хозяйственно обособленных субъектов рынка;

б) инфраструктура рынка (транспорт, связь, товарные биржи, фондовые биржи, службы занятости, финансовые учреждения и т.д.);

в) коммерческие и некоммерческие условия хозяйствования товаропроизводителей, их правовое обеспечение;

г) условия конкуренции, определяемые факторами объективного и субъективного порядка, включая объективные по своей природе отношения собственности и экономические законы рынка - закон стоимости, закон денежного обращения, закон спроса и предложения и др.; и субъективные - формы хозяйственных взаимоотношений между товаропроизводителями и регулирующая деятельность государственных органов власти. 3

Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы ниже с помощью кривых на соответствующих графиках. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые представлены.4

На рис. 1 показаны в наиболее общем виде те многообразные и динамичные процессы, которые происходят реальной действительности в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

 

Р     D     S




E

PE




       S                                  D

 

O  QE      Q


 

Рис. 1. Рыночное равновесие цен спроса и предложения

 

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество  товара определяются рыночным спросом и предложением.

При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.5

Точка пересечения кривых спроса и предложения Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс).

Как показано на рис. 1, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек товаров на рынке (QD < QS).

Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз  при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж (рис. 2а).

При изменяющемся предложении и неизменном спросе  также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара (рис. 2б).


P     D1   D       D2             S     P       D           S2         S       S1



 

P2          E2          P2        E2           

PE                     E     P          E


P1       P1       E1


      E1        D2                   


           S  D1 D          S2        S            S1           D        


O      Q1 QE  Q2  Q   O   Q2   QE    Q1       Q

             


 

 

Рис. 2а. Уровень равновесия при   Рис. 2б. Уровень равновесия при

изменяющемся спросе и    изменяющемся предложении

неизменном предложении    товаров и неизменном спросе

товаров

 

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.

1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.

2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.6

Информация о работе Становление и перспективы развития информационного рынка