Становление и перспективы развития информационного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать становление и перспективы развития информационного рынка.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, функции и структуру рынка;
- изучить существующую классификацию рыночных структур;
- исследовать особенности формирования и развития информационного рынка;
- выявить проблемы и перспективы развития российского информационного рынка.

Файлы: 1 файл

Информационный рынок_2014.doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

-  финансовой поддержкой и популяризацией ИТ-ориентированного высшего образования; расширением послевузовских программ повышения квалификации для ИТ-специалистов, вовлечением ИТ-компаний в завершающие этапы образования в вузах, адаптацией существующих программ высшего образования к потребности ИТ-отрасли, созданием программ для удаленного обучения, упрощением миграционного режима для специалистов в области информационных технологий.

Таким образом, стремительное развитие российского информационного рынка обусловлено тем, что информационный бизнес является одним из наиболее перспективных и прибыльных, привлекая все большее количество компаний, число которых в России превысило 10 тыс.

Однако в настоящее время рост информационного рынка во многом обусловлен отложенным спросом на продукцию ИТ-индустрии в период глобального кризиса. Государство, являясь крупнейшим заказчиком ИТ-систем, своим спросом, конечно, оказывает существенное воздействие на позитивную динамику информационного рынка, но рынок сталкивается с достаточно долговременными проблемами: неоправданно высокий инвестиционный риск и недостаточное финансирование. Очевидно, при благоприятных тенденциях в мировой экономике частично эти проблемы решаются за счет иностранных капиталовложений, что постепенно обеспечивает рост вовлеченности российского информационного рынка в мировой. Это обостряет другую проблему отечественного информационного рынка — глобальный вход иностранных компаний, которые обладают передовыми технологиями и крупными финансовыми ресурсами.

Снизить риск появления иностранных конкурентов особенно для средних компаний возможно лишь на основе государственной поддержки процессов консолидации и укрупнения российских участников рынка.

Конкуренция на информационном рынке существенно отличается от конкуренции на рынках традиционных товаров и услуг, что обусловливается особенностями реализуемых на нем товаров. В силу этого важными конкурентными преимуществами субъектов информационного рынка выступают рентабельность производства информационного товара, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и менеджмента, способность гибко адаптироваться к изменяющимся требованиям и условиям рынка через маркетинг и постоянные инвестиции в разработку и исследования.

Нарушают свободную конкуренцию на рынке информации отсутствие отраслевых стандартов и стандарты, связанные с лидером рынка, ограничительные условия лицензирования. Так, в 2010 г. корпорация Apple, согласно лицензионным соглашениям с независимыми разработчиками, обязала их при разработке приложений для iPhone использовать исключительно ее собственные инструменты программирования и утвержденные языки. Однако Европейская комиссия доказала, что введение таких ограничений может нанести ущерб конкуренции, и Apple добровольно сняла эти ограничения.

Важным фактором, нарушающим конкуренцию на информационном рынке, являются также масштабные государственные закупки информационных технологий в условиях формирования электронного правительства. Так, в 2010 г. компания Google подала иск против Министерства внутренних дел Соединенных Штатов, осуществившего закупки услуг ИКТ на сумму 59 млн долл. Такая масштабная закупка исказила условия конкуренции, поскольку базировалась на незаконном требовании о том, чтобы технологии обмена сообщениями основывались на продукте Microsoft Business Productivity Online Suite. В итоге компания Google была исключена из участников закупки вследствие ограничения конкуренции.

Конкуренция на российском рынке информационных технологий будет нарастать. С одной стороны, это связано с выходом рынка на стадию насыщения, а с другой, конкуренция будет подогреваться иностранными ИТ-компаниями, которые опережающими темпами (59 против 28%) наращивают свое присутствие на российском рынке. Для отечественных компаний это сыграет положительную роль, так как будет их стимулировать к повышению конкурентоспособности своей продукции и выходу на новые рынки.

 

Выводы

Развитие информационного рынка обеспечивается формированием эффективной системы его институционально-правового регулирования, повышением конкурентоспособности отечественных производителей информации и информационных технологий, ускорением развития информационного рынка в российских регионах за счет их информатизации и расширением потребления информационных продуктов и услуг.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении подведем итоги проделанной работы.

В первой главе были рассмотрены теоретические основы функционирования рынка. В результате исследования были сделаны следующие выводы.

Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.

Понятия «рынок» и «рыночная экономика» не являются тождественными.

Рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства (полная самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм); свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров).

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества: регулирующая, ценообразующая, стимулирующая, распределительная, нформационная, посредническая, санирующая.

В работе было заключено из указанных выше функций, что роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Вторая глава настоящей работы посвящена исследованию информационного рынка. Информационные услуги сегодня не рассматриваются комплексно. Предметная область информационных услуг размыта по различным группам услуг. Развитие информационных услуг как неотъемлемой части сферы сервиса страны резко актуализируют теоретическую и практическую значимость научного анализа вопросов, связанных как с функционированием и составом рынка информационного рынка в целом, так и деятельностью его отдельных субъектов. В качестве необходимого инструмента информационные услуги приобретают все более высокую значимость в процессе удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов.

В работе были выделены факторы становления информационного рынка в России:

- нормативно-правовые — совершенствование правовой базы, создание практического механизма реализации прав собственности на информацию;

- технологические — развитие информационной инфраструктуры, устранение зависимости информационного рынка от импорта средств вычислительной техники и технологий, улучшение технической совместимости, формирование новых и улучшение существующих сетей и их подключение к международным информационным магистралям;

- организационные — принятие государственной программы информатизации России, укрепление кадрового потенциала, развитие фирм, предоставляющих справочные и посреднические услуги;

- институциональные — формирование традиций рыночного хозяйствования, устранение монополизма государства на информационные ресурсы, развитие конкуренции на информационном рынке;

- факторы безопасности — совершенствование систем защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, усиление борьбы с правонарушениями в информационной сфере, повышение информационной защищенности персональных данных.

В условиях современного состояния информационного рынка наметилась устойчивая тенденция к переходу сферы информационных услуг в электронную форму (интернет-коммерция, интернет-реклама и прочие услуги удаленного доступа). Массовое распространение средств связи увеличивает риски утечки коммерческой и личной информации и требует обеспечения информационной безопасности. Многообразие и усложнение используемых технологий и программных средств создает спрос на квалифицированных специалистов. Данные требования могут быть выполнены путем привлечения специализированных организаций (ИТ-аутсорсинг), с помощью найма или «выращивания» собственных специалистов и сокращения недекларированных возможностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агафонова А.Н.  Управление в условиях перемен // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 11. С. 147 – 152.
  2. Агафонова М.С., Алифанова Ю.Н. Проблемы рынка фактора производства и его особенности. – 2013. - № 10. – С.132.
  3. Базылев Н.И. Экономическая теория. Учебное пособие. —7-е изд. – М.: Экоперспектива, 2012. –  637 с.
  4. Белокрылова О.С., Фролова Л.А. Информационная экономика: базовые институты и особенности формирования на региональном уровне. - Ростов-на-Дону, 2013. .
  5. Булатов А.Е. Рыночная среда как сфера взаимодействия субъектов хозяйствования // Предприятия малые, средние и крупные: взаимодополнение и взаимодействие в АПК. Материалы дискуссии за «круглым столом». Под общ. ред. И.Ф.Суслова. – М.: РАГС, 2009..
  6. Вечканов Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов. – М., 2012.
  7. Давыденко Л.Н. Экономическая теория. – М., 2012.
  8. Ермакова Ж.А., Корабейников И.Н. Развитие рынка информационных услуг // Вестник ОГУ №4. – 2012. - № 4. – С. 131 -137.
  9. Копнина В.В. Практический менеджмент информационных товаров и услуг. Саратов, 2011.
  10. Корабейников И.Н. Некоторые особенности рынка информационных услуг // Вестник ОГУ. - 2010. - №2. - С. 78-79.
  11. Лаврентьева О.Е. Рыночная среда как экономическая категория: содержание и особенности // Становление рыночных отношений в России / Под ред. А.Е. Булатова - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2012.
  12. Медведева Ю.М., Письменная Н.Е. Рыночная среда: сущность и место в системе отношений хозяйствования // Актуальные проблемы рыночной экономики: среда, устройство, земельно-имущественный комплекс и труд. Выпуск 1. / Науч. ред. И.Д.Мацкуляк. – М.: ИнДел, 2010. – С. 14-15.
  13. Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 2012.
  14. Низова Л.М., Смирнова Е.Г. Рынки факторов производства: теория и практика // Журнал экономической теории. - 2011. - № 3. - С. 180-188.
  15. Офиленко О.В. Рынок потребительских товаров. М., 2011.
  16. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М. - 2010. - 309 с.
  17. Сергеев С.Н., Ротова Н.А., Кондрикова А.Р. Ценообразование на различных типах рынков // Комплексные проблемы развития науки, образования и экономики региона: Научно-практический журнал Коломенского института (филиала) МГМУ (МАМИ). - 2012. - № 1. - С. 48-50.
  18. Сергеева И. Российский смартфон удивил Лас-Вегас // Российская газета. 2013. 23 января. - С. 4.
  19. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 2010.

Материалы сайтов

  1. Базовая прозрачность // URL: http://nrpz.ru/press/ura_ru.html
  2. Бектова О.Н. Бизнес-планирование. Электронный ресурс http://www.be5.biz/ekonomika/p005/toc.htm
  3. Информационный рынок. Электронный ресурс / Разработчик - Web-and-Press. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/ cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outt:l!w:tqo
  4. Международная торговая палата // URL: http://www.iccwbo.org
  5. Мировой рынок информационных услуг.Электронный ресурс / Разработчик - Красноярский государственный аграрный университет. - Режим доступа: http://www.kgau.ru/istiki/umk/mir/ch01.html
  6. Новый федеральный закон обеспечит прозрачность процесса госзакупок // URL: http:// econom73.ru/ru/news/19-04-2013/8410
  7. Результаты мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти (Рейтинг открытости официальных сайтов ФОИВ-2012) // URL: http://www.svobodainfo. org/ru/node/1613

 

 

1 Булатов А.Е. Рыночная среда как сфера взаимодействия субъектов хозяйствования // Предприятия малые, средние и крупные: взаимодополнение и взаимодействие в АПК. Материалы дискуссии за «круглым столом». Под общ. ред. И.Ф.Суслова. – М.: РАГС, 2009. - С. 14.

2 Медведева Ю.М., Письменная Н.Е. Рыночная среда: сущность и место в системе отношений хозяйствования // Актуальные проблемы рыночной экономики: среда, устройство, земельно-имущественный комплекс и труд. Выпуск 1. / Науч. ред. И.Д.Мацкуляк. – М.: ИнДел, 2010. – С. 14-15.

3 Лаврентьева О.Е. Рыночная среда как экономическая категория: содержание и особенности // Становление рыночных отношений в России / Под ред. А.Е. Булатова - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2012.- С. 22

4 Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 2012. – С.54.

5 Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 2010. – С.28.

6 Базылев Н.И. Экономическая теория. Учебное пособие. —7-е изд. – М.: Экоперспектива, 2012. – 637 с.

7 Сергеев С.Н., Ротова Н.А., Кондрикова А.Р. Ценообразование на различных типах рынков // Комплексные проблемы развития науки, образования и экономики региона: Научно-практический журнал Коломенского института (филиала) МГМУ (МАМИ). - 2012. - № 1. - С. 48-50.

8 См. Офиленко Рынок потребительских товаров. М., 2011.,  Вечканов Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов. – М., 2012 и др.

9 Давыденко Л.Н. Экономическая теория. – М., 2012.

10 Низова Л.М., Смирнова Е.Г. Рынки факторов производства: теория и практика // Журнал экономической теории. - 2011. - № 3. - С. 180-188.

11 Агафонова М.С., Алифанова Ю.Н. Проблемы рынка фактора производства и его особенности. – 2013. - № 10. – С.132.

Информация о работе Становление и перспективы развития информационного рынка