Стратегический анализ внешней среды: микросреды (на примере ОАО «Макфа»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Стратегический анализ внешней среды: микросреды».
Цель работы заключается в исследовании стратегического анализа микросреды ОАО «Макфа».
В качестве объекта исследования в данной работе выступает микросреда ОАО «Макфа», при этом предметом исследования является процесс выбора стратегии на основе анализа микросреды ОАО «Макфа» на основе стратегического анализа.

Содержание работы

Введение…………………………………...................................................................2
Глава 1 Теоретические аспекты стратегического анализа внешней среды организации………………………………………………..………………………..5
1.1 Понятия и сущность внешней среды ………..……………………………........5
1.2 Анализ непосредственного окружения………………………………………...9
1.3 Методы анализа среды организации………….………………….…………...13
Глава 2 Стратегический анализ внешней среды на ОАО «Макфа»……….18
2.1 Организационно-управленческая характеристика ОАО «Макфа»…………18
2.2 Анализ внешней среды на основе SWOT-анализа …………………………..20
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию развития ОАО «Макфа»………………………………………………………………………..........31
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы……………………………..35

Файлы: 1 файл

Архипова О. Стратегический анализ внешней среды - микросреда.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное учреждение

  высшего профессионального  образования 

  «Южно - Уральский профессиональный институт»

  кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  дисциплине «Стратегический менеджмент»

      Стратегический  анализ внешней среды: микросреды

      (на  примере ОАО «Макфа») 
 

      Студентки гр. МО-1-07,

      факультета управления и

      информационных  технологий                   О.И. Архипова

                                                             «        »                               2011 

      Руководитель

                                                                                                      Л.Г. Колесникова

                                                             «        »                             2011 
 
 
 
 
 
 
 

      Челябинск – 2011

      Оглавление

Введение…………………………………...................................................................2

Глава 1 Теоретические аспекты  стратегического анализа внешней среды организации………………………………………………..………………………..5

    1. Понятия и  сущность внешней среды ………..……………………………........5

1.2 Анализ  непосредственного окружения………………………………………...9

1.3 Методы анализа среды организации………….………………….…………...13

      Глава 2 Стратегический анализ внешней среды на ОАО «Макфа»……….18

2.1 Организационно-управленческая  характеристика ОАО «Макфа»…………18

2.2 Анализ внешней среды на основе SWOT-анализа …………………………..20

2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию развития ОАО «Макфа»………………………………………………………………………..........31

Заключение………………………………………………………………………….33

Список  использованных источников и литературы……………………………..35 
 

 

      

      Введение 

        Во внешней среде постоянно  протекают динамичные процессы, определяющие разного рода изменения. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе возможность выживания и развития. Ресурсы внешней среды не безграничны, на них претендуют и другие организации, находящиеся в этой же среде. Всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ей ресурсы из внешней среды.

      Актуальность  работы обусловлена тем, что среда  влияет на организацию и накладывает  свои требования. Руководитель должен учитывать это значительное влияние  и планировать работу организации с учетом динамики среды.

     Актуальность  рассматриваемой проблемы послужили  основанием для определения темы исследования: «Стратегический анализ внешней среды: микросреды».

     Цель  работы заключается в исследовании стратегического анализа микросреды  ОАО «Макфа».

     В качестве объекта исследования в  данной работе выступает микросреда ОАО «Макфа», при этом предметом исследования является процесс выбора стратегии на основе анализа микросреды ОАО «Макфа» на основе стратегического анализа.

     В соответствии с целью исследования ставились и решались следующие  задачи:

  1.   Провести теоретический анализ влияния внешней среды на организацию на основе стратегического анализа в современной литературе;
  2. Конкретизировать такие основополагающие понятия как «стратегический анализ», «внешняя среда организации»;

     3.   Рассмотреть понятия, основные этапы разработки  SWOT-анализа;

     4. Исследовать внешнюю среду ОАО «Макфа» на основе    SWOT-анализа, как метода анализа среды организации.

     5.   Сформулировать рекомендации по совершенствованию развития ОАО «Макфа» на основе выявленных при стратегическом анализе сильных и слабых сторон организации.

     Вопросом  изучения стратегического анализа  внешней среды организации посвящены  многие теоретические исследования отечественных и зарубежных учёных. Существенный вклад в теоретическую  разработку исследуемой проблемы внесли научные труды: Томпсон А., Стрикленд А., Азоев Г.Л., В.Р. Веснин, О.С. Виханский, Р.А. Фатхутдинов, А.И. Панов, Ансофф И. и др. Теоретические и практические вопросы стратегического анализа внешней среды в разное время исследовали - Азоев Г.Л., В.Р. Веснин,   Р.А. Фатхутдинов,   М. Портер и др.

     Данная  работа осуществлялась на базе отдела сбыта ОАО «Макфа». Всего исследованием охвачено 50 человек, менеджеров низового, среднего и высшего звена.

     Методы  исследования: анализ литературы и других источников, наблюдение, изучение передового опыта, обобщение.

     Теоретическая значимость исследования заключается  в выявлении теоретических аспектов стратегического анализа внешней  среды в современной организации  и уточнения ведущих понятий исследования: «стратегический анализ», «внешняя среда организации», «микросреда».

     Практическая  значимость исследования заключается  в том, что сформулированные рекомендации  по совершенствованию развития ОАО  «Макфа» позволит организации более  эффективно реализовывать свою коммерческую деятельность.

     Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Работа выполнена  на 37 страницах, включает в себя 10 таблицы и написана при помощи 50 источников литературы.

Глава 1 Теоретические аспекты  стратегического  анализа внешней  среды организации

    1. Понятия и сущность внешней среды

      В настоящее время в управленческой науке и практике не в полной мере упорядочена и систематизирована  терминология, освещающая сущность понятий: «стратегический анализ» и «внешняя среда». В научной,  управленческой науке эти феномены трактуются по-разному (Таблицы 1и 2).

     Таблица 1

     Современные трактовки понятия «внешняя среда»

      
      Автор трактовки       Трактовка понятий       Доминанта в трактовке
Ю.В. Бабанова

/66/

      Рассматривает внешнюю среду как все те факторы, которые находятся за пределами организации и способствующие её функционированию, выживанию  и росту при их умелом использовании       Внешняя среда  - это факторы за пределами организации
О.С.Виханский /189/       Внешняя среда - источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне       Внешняя среда - это источник ресурсов организации
А.И. Панов 

/136/

      Внешняя среда - все условия и факторы возникающие в окружающей среде не зависимо от деятельности фирмы              Внешняя среда -все условия и факторы окружающей среды
А.Н. Петрова

/53/

      Внешняя среда - совокупность социально-экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования       Внешняя среда - это совокупность социально-экономических факторов

 

      Анализ  данных, представленных в 1 таблице, позволяет сделать следующие выводы:

     -    трактовки понятия  «внешняя среда» неоднозначны;

       -    как источник ресурсов внешнюю среду трактует О.С. Виханский; 

     -   как факторы (условия) за пределами организации считаю внешнюю среду  Ю.В. Бабанова, А.И. Панов, А.Н. Петрова;

      Анализ  имеющихся трактовок позволил в  настоящем исследовании под внешней  средой считать социально-экономические  факторы, источники и условия  за пределами организации, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. 

    Таблица 2

    Современные трактовки понятия «стратегический  анализ»

      
      Автор трактовки       Трактовка понятий       Доминанта в трактовке
В.А. Баринов,

В.Л. Харченко /107/

      Стратегический  анализ - это первый этап стратегического процесса, сбор информации о внутренней и внешней среде фирмы для оценке вариантов при определении стратегической цели       Стратегический  анализ - это процесс сбор информации
А.Т. Зубов

/56/

      Рассматривает как процесс мониторинга внешних  и внутренних факторов, оказывающих  влияние на достижение организацией своих целей       Стратегический  анализ - это процесс мониторинга
В.Н. Парахина

/112/

      Стратегический  анализ - это систематический процесс  получения знаний о внутренних и  внешних условиях       Стратегический  анализ - это систематический процесс
А.А. Томпсон

/94/

      Стратегический  анализ - инструмента стратегического  управления, с помощью которого руководство  предприятия выявляет и оценивает  свою деятельность       Стратегический анализ - это инструмент стратегического управления

 

     Анализ  данных представленных во 2 таблице, позволяет сделать следующие выводы:

          -  трактовки понятия «стратегический анализ» неоднозначны;

      - как процесс (систематический) сбора, мониторинга информации трактуют стратегический анализ В.Н.  Парахина, А.Т. Зубов, В.А. Баринов, В.Л. Харченко;

      - как инструмент (стратегического) управления  считает стратегический анализ А.А. Томпсон.

      Анализ  имеющихся трактовок позволил в  настоящем исследовании под стратегическим анализом как инструментом стратегического управления, считать систематический процесс сбора, мониторинга информации о внутренней и внешней среде, оказывающих влияние на достижение организацией своих целей.

      Каждая  производственная система функционирует  в сильно дифференцируемой среде. Выработка  стратегии её поведения в значительной степени обусловлена факторами  взаимодействия и влияния внешней среды на стратегию фирмы. Разработка стратегии основана на анализе. Анализ среды считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Решение о выборе конкретной стратегии принимается на основе оценки среды компании, полученной в результате исследования [5, C. 125].

      Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса. Она является источником питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Ресурсы внешней среды не безграничны, на них претендуют и другие организации, находящиеся в этой же среде. Всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ей ресурсы. Это может ослабить её потенциал и привести к негативным последствиям, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В процессе анализа взаимодействия организации с внешней средой, прежде всего важно понять, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы обеспечить устойчивое существование.

      Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и микроокружения.

     Макроокружение включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах [4, C. 53].

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды: микросреды (на примере ОАО «Макфа»)