Стратегический анализ внешней среды: микросреды (на примере ОАО «Макфа»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Стратегический анализ внешней среды: микросреды».
Цель работы заключается в исследовании стратегического анализа микросреды ОАО «Макфа».
В качестве объекта исследования в данной работе выступает микросреда ОАО «Макфа», при этом предметом исследования является процесс выбора стратегии на основе анализа микросреды ОАО «Макфа» на основе стратегического анализа.

Содержание работы

Введение…………………………………...................................................................2
Глава 1 Теоретические аспекты стратегического анализа внешней среды организации………………………………………………..………………………..5
1.1 Понятия и сущность внешней среды ………..……………………………........5
1.2 Анализ непосредственного окружения………………………………………...9
1.3 Методы анализа среды организации………….………………….…………...13
Глава 2 Стратегический анализ внешней среды на ОАО «Макфа»……….18
2.1 Организационно-управленческая характеристика ОАО «Макфа»…………18
2.2 Анализ внешней среды на основе SWOT-анализа …………………………..20
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию развития ОАО «Макфа»………………………………………………………………………..........31
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы……………………………..35

Файлы: 1 файл

Архипова О. Стратегический анализ внешней среды - микросреда.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)

      6-2: Эта комбинация показывает, что при возможных инновационных изменениях в качества товара возрастёт объём продаж, что станет сильным конкурентным преимуществом.

      Поле СЛВ: 

      1-1: Два вышеуказанных сочетания отмечают, что ценовую политику возможно изменить за счёт снижения издержек, используя новые технологии производства.

       7-4: В данном случае возможно использование слабой стороны с учётом возможностей, а именно увеличение объёма продаж делая акцента на товары эконом – сегмента.

      8-6: Из этой комбинации можно предположить, что увеличить объём производство можно за счёт поддержки со стороны государства, а именно уменьшении импорта в стране и роста доли на рынке отечественных продуктов.

      Поле  СИУ:

      2-3: В связи с высокой чуствительностью потребителя к цене возможно использование известности торговой марки, но при этом делать акцент на качестве товаров.

      4-4: Из данной комбинации можно предположить, что необходимо учитывать снижение покупательской способности, и снизить цены на ряд товаров, используя современное оборудование  и  усовершенствуя технологии.

      6-1: Учитывая сильные стороны можно препятствовать развитию угрозы. Придавая большое значение инновационным способностям предприятия,  возможно избежать падения уровня продаж.

      Поле СЛУ:

      2-2: Последние годы всё более заметным становится присутствие на рынке новых производителей (в основном  - из азиатского региона). Их издержки ниже, в основном, за счёт более дешёвой рабочей силы и нового, высокотехнологичного оборудования. На ОАО «Макфа» одной из стратегий является развитие менеджмента качества, что планомерно приведёт к решению данной проблемы.

      4-3: В современных условиях ярко выражена тенденция высокой чувствительности покупателей к цене. Учитывая данную тенденцию, возможно увеличить объёмы продаж, что станет для компании тем самым «коньком», с помощью которого возможно поддерживать конкурентные преимущества.

      8-4: Сложившаяся экономическая ситуация в стране в 2009 г. под действием мирового финансового кризиса, внесла существенные коррективы в развитие бакалейного рынка, привела к значительному снижению покупательской способности населения. Имеющаяся на ОАО «Макфа» стратегия снижения издержек и стратегия роста позволит решить данные угрозы и вывести слабую сторону в ранг сильной.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  ОАО «Макфа» на сегодняшний день занимает довольно сильную конкурентную позицию на рынке.

      Основной  угрозой является быстро нарастающая  конкуренция. Угроза усугубляется относительно высоким уровнем цен и низкой реакцией на изменение рыночной ситуации.

        Наиболее важными конкурентными преимуществами, является известность торговой марки, использование современного оборудования и технологий, наличие инновационных способностей, которые и используются для дальнейшего развития предприятия и борьбе с конкуренцией и являются основными направлениями зашиты.

      Анализ  показал, что необходимо и в дальнейшем следовать выбранным стратегическим направлениям: стратегия роста, стратегия  лидерства в снижении издержек, стратегия  улучшения системы менеджмента  качества – стратегии концентрации.

      В обосновании правильности выбора дальнейшего  стратегического развития ОАО «Макфа»  можно применить матрицу  Томпсона - Стрикланда (Таблица 10). Выбрать стратегию с точки зрения зависимости динамики роста рынка на продукцию и конкурентных позиций фирмы, учитывая ключевые факторы, характеризующие состояние предприятия, и результаты полученные в ходе анализа.

      Таблица 10

      Матрице Томпсона – Стрикланд

      быстрый рост рынка

  1. квадрат стратегий
  2. пересмотр стратегии концентрации
  3. горизонтальная интеграция или слияние
  4. стратегия сокращения
  5. ликвидация
 
 
слабая  конкурентная позиция
1 квадрат стратегий
  1. концентрация
  2. вертикальная интеграция
  3. централизованная диверсификация
 
 
 
 

    сильная конкурентная позиция

3 квадрат стратегий
  1. сокращение расходов
  2. диверсификация
  3. сокращение
  4. ликвидация
4квадрат стратегий
  1. централизованная диверсификация
  2. конгломеративная диверсификация
  3. совместное предприятие в новой отрасли

      медленный рост рынка 

      Целями  предприятия являются: повышение эффективности деятельности и наращивание своего присутствия на российском и зарубежных рынках за счет увеличения объемов производства и реализации, расширения географии  сбыта и каналов распределения, повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей и установки новых,  разработки и продвижения новых товарных и ассортиментных групп.

      Такая сильная сторона, как инициативность руководства играет важную роль при выборе стратегии. Руководство предприятия заинтересовано в  развитии и процветании предприятия.

      ОАО «Макфа» в основном ориентируется  на уставной капитал и прибыль, эффективно используя финансовые ресурсы.

      На  ОАО «Макфа» работают высококвалифицированные специалисты высшего звена управления, имеющие большой опыт, но при этом требуется углубление и расширение квалификационного потенциала среднего звена управление.

      Учитывая  всё выше перечисленное, можно сделать  вывод, что выбранная стратегия - концентрации соответствует целям предприятия, состоянию и требованиям окружения, потенциалу и возможностям компании. При этом, выбранная стратегия имеет не высокий риск.  

    1. Разработка  рекомендаций по совершенствованию  развития

      ОАО «Макфа» 

      1. Поиск возможностей, проведение мероприятий по усилению и закреплению позиций на рынке. Для принятия решений о вложении средств, в развитие данного направления деятельности, ОАО «Макфа» необходимо провести маркетинговые исследования по состоянию рынка и возможностей укрепления позиций на данном рынке.

     2. Необходимо разработать комплексную программу мер по направлениям: постоянный мониторинг, анализ и прогнозирование динамики цен на сырье, макаронные изделия и муку, изучение покупателя с соответствующей корректировкой планов оперативного и стратегического развития.

  1. Разработать рекламную компанию, акцентирующую внимание на известности торговой марке, завоевывающей своих покупателей не низкой ценой, а высоким качеством продукции.
  2. Повысить эффективность использования имеющихся производственных мощностей путём усовершенствования оборудования, технологий, с целью снижения издержек на производство продукции и изменению ценовой политики.
  3. Необходимо разработать маркетинговую компанию по стимулированию спроса товаров рынка эконом - сегмента.
  4. Учитывая политику государства по снижению импорта и увеличении доли отечественных товаров, разработать конкретный план мероприятий по продвижения новых товарных и ассортиментных групп.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Анализ  среды  - это очень важный этап для выработки стратегии организации, одновременно весьма сложный и дорогостоящий  процесс, требующий внимательного  отслеживания  происходящих в среде  процессов, оценки факторов установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами, возможностями  и угрозами которые заключаются  во внешней среде.

     Разработка  стратегии деятельности любой организации  начинается с анализа внешней  среды. От того, насколько правильно  он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому  планированию и реализации стратегии.

     Анализ  компонентов микроокружения позволил выявить и эффективно использовать при разработке стратегии возможности  и угрозы, которые существуют в  настоящее время и которые  могут возникнуть для организации  в будущем. На основе данных, полученных в ходе анализа, были определены основные направления деятельности компании с точки зрения формирования стратегии.

     В ходе написания данной курсовой работы были поставлены и решены следующие  задачи: проведён теоретический анализ влияния внешней среды на организацию на основе стратегического анализа в современной литературе; конкретизированы основные понятия; рассмотрены понятия и основные этапы разработки SWOT – анализа; исследована внешняя среда ОАО «Макфа» на основе SWOT- анализа; сформулированы рекомендации по совершенствованию развития данного предприятия.

      В первой главе были рассмотрены теоретические  аспекты анализа внешней среды, понятия внешней среды и стратегического анализа. А так же основные методы и этапы проведения стратегического анализа микросреды. Во второй главе проведен SWOT-анализ предприятия, на основании которого произведена оценка и анализ состояния внутренней среды ОАО «Макфа», её силы и слабость, внешние возможности и угрозы.

      Результатом работы явилась практическая разработка рекомендаций по совершенствованию развития ОАО «Макфа».

      Выдвинутые  рекомендации позволят значительно  улучшить конкурентные преимущества предприятия, снизить издержки производства, завоевать  большую долю рынка, повысить устойчивость и прибыльность всего предприятия.

     В настоящее время на российском рынке  макаронной продукции наблюдается  значительный рост производства отечественной  продукции и заметное сокращение импорта макаронных изделий.

     Сегодня спрос на макаронные изделия снижается, культура потребления макарон в  России практически отсутствует, а  увеличившееся количество производителей ведет к высокой конкуренции  между ними. Поэтому для макаронной фабрики ОАО "Макфа" это грозит появлением новых марок и новых  конкурентов. Чтобы удержать свои лидирующие позиции, а также упрочить свое положение  на рынке макаронных изделий предприятию  необходимо, снизить издержки, осуществлять коммуникационную деятельность и проводить эффективные рекламные кампании.

     Однако  проведение изменений требует времени, а результаты можно будет оценить  только методом экспертных оценок. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованных источников и литературы

     1 Нормативно-правовые акты

      1.Федеральный закон от 26 июля 2009 г. 1125-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ 2009 г.

      2.  Распоряжение Правительства РФ  от 17 ноября 2008 г. 1662-р «Концепция  долгосрочного социального - экономического  развития Российской Федерации на период до 2020 года. 
                                                 2 Специальная литература

     1. Аниськова О.Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. - М.: Маркетинг, 2007. - 186с.

     2. Ансофф И. Стратегическое управление. Спб.: Питер - Ком, 2006.- 301 с. 
 3. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности.

  Маркетинг, 2008. - 117 с.

      4.Бабанова Ю.В. Стратегический менеджмент - М.: Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 119 с. 
 5. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. Учебник. - М.: ИНФА-М, 2006. – 376 с.

     6. Балдин И.В., Беляцкий Н.П., Дорошек Л.В. и др. Основы менеджмента: Учебно-практическое пособие. - Мн.: БГЭУ, 2008. - 112 с.

     7. Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии. - М.: Экономистъ, 2009. - 201 с. 
 8. Бест М. Новая конкуренция. - М.: ТЭИС, 2007 - 116 с.

     9.  Бондарь Н.П. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. - СПб: Бизнесс-Пресса, 2008.-240 с.

     10. Брэддик К. Менеджмент в организации. М.: ЮНИТА, 2006. - 427 с.

  1. Боумэн К. Стратегического менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 2007. -175с.
  2. Веснин  В.Р., Стратегическое управление. - М: Проспект, 2006.- 328 с. 
     13. Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2007.- 293 с.

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды: микросреды (на примере ОАО «Макфа»)