Сущность и классификация кредитных рисков коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Кредитные риски как разновидность банковских рисков. Классификация кредитных рисков. Факторы кредитного риска. Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке.

Файлы: 1 файл

1часть 3вар_1.docx

— 161.57 Кб (Скачать файл)

Кредитная политика включает в себя следующие элементы (задачи), которые одновременно являются подэтапами процесса управления кредитным риском:

  • организация деятельности кредитного подразделения;
  • определение лимитов по отдельным направлениям кредитования;
  • санкционирование кредитов (принципы распределения полномочий);
  • оценка кредитных заявок (общие критерии отбора кредитов);
  • определение цены кредитов;
  • контроль за кредитными рисками и кредитованием;
  • взыскание кредитов;
  • резервирование на случай потерь по кредитам.

Приемы, способы и методы реализации кредитной политики предстают  в виде ряда соответствующих документов, объединенных в “Руководстве по кредитной  политике” [8, с. 338]:

  • меморандум о кредитной политике определяет общин направления и ориентиры кредитной деятельности в банке;
  • стандарты кредитования представлены в виде документов, которыми руководствуются все работники, выполняющие различные функции в рамках кредитной деятельности;
  • кредитные инструкции представляют собой описание последовательных действий, закрепляющих общий алгоритм реализации кредитной процедуры.

Ориентиры (стандарты) и организационные  основы формирования кредитного портфеля являются основным инструментом реализации консервативного подхода к управлению кредитным портфелем.

Базовые компоненты таких  стандартов следующие:

  • определение лимитов кредитования – это ограничение суммы предоставленного кредита. Они подразделяются на региональные, отраслевые и лимиты кредитования одного заемщика;
  • определение приоритетов формирования кредитного портфеля заключается в выявлении тех отраслей, которые имеют более низкий уровень риска по сравнению со средним, а также отраслей, в которых банк может получить более высокую доходность по кредитованию;
  • правила принятия рисков – это критерии решения дилеммы “риск-доходность” и структурные требования к индивидуальным кредитам, относящимся к определенным отраслям риска;
  • авторизация (санкционирование) кредитов – процесс одобрения заявки клиента на получение кредита. Существует в форме индивидуального санкционирования, коллективного санкционирования и кредитного комитета;
  • мониторинг и контроль качества кредитного портфеля с применением системы ранжирования кредитов. Ранжирование кредитов – это метод систематической и объективной классификации кредитного портфеля в соответствии с характеристиками качества и риска.

Последним элементом управления кредитным портфелем является ценообразование  на кредиты.

Ценообразование на кредиты  – это процесс определения  процентной ставки кредита, которая  является количественным выражением его  стоимости.

Определение размера процентной ставки по кредиту производится в  соответствии с реальными границами  кредитного риска в процессе кредитной  сделки, однако на цену кредита также  оказывают влияние некоторые  внешние факторы, такие как требования регулирующих органов, усиление конкуренции  в банковской сфере, повышение стоимости  банковских ресурсов, рост объема банковских операций и другие.

Этап 2. Управление риском в системе “банк-клиент”.

Данный этап процесса управления кредитным риском сфокусирован на оценке кредитных рисков конкретных заемщиков. Кредитный анализ, проводимый в рамках данного этапа, заключается в  анализе кредитоспособности индивидуальных заемщиков и в структурировании индивидуальных кредитов с целью  выявления и уменьшения индивидуальных рисков и минимизации ущерба от каждого  из них.

Процесс управления кредитным  риском в системе “банк-клиент”  включает несколько этапов:

  1. инициирование кредита и анализ кредитоспособности заемщика;
  2. расчет основных финансовых коэффициентов деятельности заемщика на основании его финансовой отчетности;
  3. анализ движения денежных средств;
  4. структурирование кредита;
  5. кредитный мониторинг и восстановление конкретных кредитов.

Инициирование процесса кредитования и анализ кредитоспособности заемщика должны быть направлены на то, чтобы  решение о кредитовании принималось  в соответствии с кредитной политикой  банка, то есть в соответствии с определенными  стандартами кредитования.

Анализ кредитного риска  индивидуального заемщика должен быть сфокусирован на четырех аспектах кредитоспособности:

  1. отраслевой аспект отражает процессы развития отрасли и позицию, которую заемщик занимает в данной отрасли;
  2. финансовый аспект определяет способность заемщика получить достаточно денежных средств, являющихся основным источником погашения кредита, или возможность прибегнуть в случае необходимости к реализации существующего обеспечения. Основными объектами анализа при оценке финансового состояния заемщика являются показатели ликвидности, финансовой устойчивости и платежеспособности, деловой активности (оборачиваемости) и рентабельности (прибыльности). Более подробно процесс оценки кредитоспособности заемщика на основе анализа его финансовой деятельности приведен в следующем подразделе;
  3. управленческий аспект учитывает качество менеджмента, которое определяется компетентностью команды менеджеров и эффективностью их руководства коллективом;
  4. аспект качества обеспечения кредита определяет уровень контроля со стороны банка за предметом залога и возможность получения реальной стоимости обеспечения при его ликвидации.

Анализ движения денежных средств является одним из важнейших, поскольку приток денежных средств  – это непосредственный источник погашения кредита. Данный вид анализа  проводится в плане текущего состояния, прошлых периодов и прогноза движения денежных средств.

Структурирование кредита  является завершающим этапом анализа  кредитоспособности клиента [9, с. 38]. Оно  заключается в определении основных структурных параметров кредита, а  именно:

  • график погашения;
  • требования по мониторингу;
  • обеспечение и документация;
  • цена.

Кредитный мониторинг является последним этапом управления в системе  “банк-клиент”. Процесс кредитного мониторинга представляет собой  отслеживание изменения кредитоспособности заемщика после выдачи кредита и  определение того, какие действия необходимо предпринять в случае возникновения проблем с возвратом  кредита.

Этап 3. Система  контроля за кредитным риском

В банке должен присутствовать независимый механизм управленческого  контроля, предметом которого являются кредитные отношения по договору, состав кредитного портфеля и процесс  контроля за принятием решений.

Элементы системы контроля за кредитным риском представлены в  таблице 2 [10, с. 201].

 

Таблица 2 – Система контроля за кредитным риском

Элемент кредитного контроля

Задачи

Кредитный аудит

- Анализ качества кредита

- Обеспечение соответствия решений  целям кредитной политики

- Обеспечение непредвзятости и  отсутствия личной корысти при  принятии кредитных решений 

Кредитная управленческая информационная система

- Сбор полной и всесторонней  информации

- Подготовка управленческой отчетности

- Обеспечение отслеживания деталей  кредитной деятельности 

Контроль за движением средств

- Контроль имеющихся в распоряжении фондов

- Анализ документации

- Поддержание внимания к малейшим  деталям кредитных процедур 


 

Основной экономической  функцией коммерческих банков является кредитование их клиентов. Кредитная  деятельность банков имеет двойственную природу. С точки зрения субъектов  она нацелена на увеличение доходов  банка. С точки зрения макроэкономической роли она направлена на достижение прироста общественного капитала. Следовательно, кредитная деятельность банков включает те вложения, которые способствуют получению дохода не только на уровне банка, но и общества в целом.

От того, на сколько хорошо банки реализуют свои кредитные  функции, во многом зависит экономическое  состояние регионов, которые ими  обслуживаются.

Таким образом, для обеспечения  интересов и банка, и общества в целом в условиях постоянной потребности в кредитных ресурсах существует объективная необходимость  выработки стратегии управления кредитным портфелем в целом, а так как кредитный риск –  это неотъемлемая часть любой  кредитной операции, то назревает  необходимость управления риском кредитного портфеля в частности[10].

Управление риском кредитного портфеля коммерческого банка базируется прежде всего на принципах управления кредитным портфелем. К ним относятся:

  1. Ликвидность.

Обеспечение ликвидности  – первоочередная задача управления кредитным портфелем. Это означает, что банк в любое время должен иметь достаточное количество наличности для текущих выплат.

  1. Риск.

Уменьшение риска при  выборе активов также является важной проблемой управления кредитным  портфелем. Фактически, с проблемой  риска связаны все последующие  принципы управления.

  1. Диверсификация.

Один из основных принципов. Он состоит в распределении кредитного портфеля между собой размерами  собственного капитала, формами собственности  и условиями деятельности. Выделяют 3 основных направления:

    • Отраслевая диверсификация;
    • Географическая диверсификация;
    • Портфельная диверсификация;
  1. Специализация.

Дает возможность банку  лучше знать рынок, финансовое положение  потенциальных клиентов, а, значит, и получать большую прибыль. Часто  банки специализируются на предоставлении кредитов предприятиям определенной отрасли. Это позволяет банку глубже изучить  финансовое состояние заемщиков  в этой отрасли, знать их “сильные”  и “слабые” стороны и благодаря  этому легче решать проблему “нежелательного  выбора” и проблему “морального  риска”

  1. Управление рисками.

5.1 Нежелательный выбор.

Эта проблема заключается  в том, что банк, выбирая кому предоставить кредит, стремится разметить свои средства под более высокие проценты. Но часто, именно те инвесторы, которые  желают получить кредит для очень  рискованных проектов, предлагаю  более высокие проценты, и поэтому  чаще всего попадают в избранники банка. Но фактически это менее желательные  для банка клиенты, т.к. вероятность  невозврата ими долг очень высока.

5.2 Моральный риск.

Он возникает после  того, как кредит предоставлен, и  предусматривает растрату кредита  на более рисковые проекты, чтобы  получить более высокую прибыль, чем планировалось.

5.3. Мониторинг.

После предоставления кредита  банк осуществляет постоянный контроль за выполнением условий кредитного договора. Он заключается в том, что  заемщик предоставляет банку  информацию о предстоящих объемах  своей деятельности.

5.4. Асимметричность информации.

В отношениях “кредитор  – заемщик” существует определенная асимметричность информации: сторона, которая предоставляет кредит, располагает  меньшим объемом информации о  стороне, которая получает, и о  том, каким образом использует. Для  того, чтобы уменьшить нежелательный  выбор, моральный риск и иметь  возможность осуществлять мониторинг, банки тратят значительные средства на сбор и анализ информации.

5.5. Проверка и отбор.

5.6. Компенсационный баланс.

Стремление обеспечить надежность возврата ссуды создало  еще один способ управления кредитами. Это требование обязательного удержания  заемщиком так называемого компенсационного баланса в данном банке. Значение его заключается в возможности  банка контролировать использование  средств клиентом, следя за его  счетом.

  1. Постоянные клиенты банка.

Банки заинтересованы в  установлении длительных отношений  с клиентом, что является одним  из принципов управления кредитным  портфелем в целом, и кредитным  риском банковского портфеля в частности. Это дает банку возможность получения  большего количества информации, без  особых дополнительных затрат.

  1. Процентный риск.

Таким образом, опираясь на вышеперечисленные ними принципы, менеджеры  банка решают следующие задачи управления риском кредитного портфеля:

  1. Определение и адекватная оценка факторов, влияющих на уровень кредитного риска. Определив и оценив эти факторы, банк может избежать или минимизировать риск кредитного портфеля, предупредить потери по кредитным операциям;
  2. Классификация кредитного портфеля по группам риска. Позволяет банку определить размер резерва на возможные потери по сомнительным долгам, который ему необходимо сформировать, что обеспечит ему покрытие убытков в случае невозврата кредита;
  3. оптимизация кредита с точки зрения кредитных рисков, состава клиентов и структуры кредитов. Предполагает наличие качества кредитного портфеля, а, следовательно, предупредить потери по кредитным операциям;
  4. Определение кредитоспособности заемщика и возможного изменения его финансового положения с цель прогнозирования кредитного риска;
  5. Выявление ранее проблемных кредитов. Защищает банк от возникновения кредитных отношений с ненадежным заемщиком;
  6. Разработка кредитной политики банка и её корректировка на основе проведенного анализа качества кредитного портфеля.

Информация о работе Сущность и классификация кредитных рисков коммерческого банка