Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 03:51, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хочу рассмотреть теоретические основы функционирования конкуренции (статическая модель конкуренции; механизм действия и роль конкуренции; виды конкуренции). Во втором разделе работы будут рассмотрен теоретический анализ совершенной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);

Содержание работы

Теоритические основы функционирования конкуренции………………4
Статическая модель конкуренции………………………………….4
Механизм действия и роль конкуренции…………………………..5
Виды конкуренции…………………………………………………..9
Роль конкуренции в рыночном хозяйстве………………………..12
Теоретический анализ совершенной конкуренции……………………..17
Признаки совершенной конкуренции и характеристика рынка совершенной конкуренции……………………………………………………...17
Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции...19
Особенности развития конкуренции в современной России…...23
Теоретический анализ несовершенная конкуренция…………………...29
Олигополия…………………………………………………………29
Монополия………………………………………………………….35
Ценовая дискриминация…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

курсовая по конкуренции.docx

— 258.66 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Теоритические основы функционирования конкуренции………………4
    1. Статическая модель конкуренции………………………………….4
    2. Механизм действия и роль конкуренции…………………………..5
    3. Виды конкуренции…………………………………………………..9
    4. Роль конкуренции в рыночном хозяйстве………………………..12
  2. Теоретический анализ совершенной конкуренции……………………..17
    1. Признаки совершенной конкуренции и характеристика рынка совершенной конкуренции……………………………………………………...17
    2. Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции...19
    3. Особенности развития  конкуренции в современной России…...23
  3. Теоретический анализ несовершенная конкуренция…………………...29
    1. Олигополия…………………………………………………………29
    2. Монополия………………………………………………………….35
    3. Ценовая дискриминация…………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В своей работе я хочу рассмотреть теоретические основы функционирования конкуренции (статическая модель конкуренции; механизм действия и роль конкуренции; виды конкуренции).

Во втором разделе работы будут рассмотрен теоретический анализ совершенной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;
  • однородность и делимость продаваемой продукции;
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;
  • высокая мобильность факторов производства;
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);

В третьем разделе будет  рассказано о несовершенной конкуренции  и трех ее формах: олигополии, монополии  и ценовой дискриминации.

Олигополия – это такая  рыночная структура, при которой  доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Монополия - форма рынка, на котором присутствует один производитель  или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью.  

Ценовая дискриминация - установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками.

И, наконец, в заключение подведем  итоги и сделаем выводы.

Цель работы: раскрыть сущность конкуренции (совершенной и несовершенной), показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.

Указанные выше цели помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы функционирования конкуренции.

 

    1. Статическая модель конкуренции.

 

В теории рыночной экономики  одно из центральных мест отводится  конкуренции. Именно с ее действием  связывается эффективность рынка  как способа координации экономической деятельности. Поэтому вполне допустимо утверждать, что конкуренция - это «душа» рынка. Соответственно, поведение рыночных агентов следует рассматривать не иначе, как реализуемое в конкурентной среде. В микроанализе экономическая природа конкуренции выводится из присущей ему общеметодологической предпосылки о редкости ресурсов. Конкуренция - это механизм соперничества продавцов за платежеспособный спрос.

Специфичность микроэкономического подхода к конкуренции состоит в том, что она анализируется как статическое явление. Суть статической трактовки заключается в том, что конкуренция рассматривается как состояние рынка, которое задается его структурными параметрами и одновременно предписывает тип конкурентного поведения продавцов. Статичность предполагает соблюдение трех условий: 1) неизменности состояния среды, то есть рыночных условий; 2) неизменности субъекта конкуренции и 3) неизменности взаимосвязи между конкурентной средой и субъектами конкуренции. Это означает, что под конкуренцией понимается специфический способ соперничества (тип конкуренции) продавцов, который при постоянстве рыночных условий (структурных параметров) воспроизводится в неизменном виде (не изменяется во времени). При этом сам тип конкуренции рассматривается в качестве элемента рынка, активно воздействующего на механизм рыночного ценообразования. Такая трактовка конкуренции не случайна. Она соответствует применяемому в микроэкономическом анализе методологическому принципу равновесного подхода, в соответствии с которым рыночные изменения называются исключительно внешними колебательными отклонениями, неизбежным результатом которых станет переход рынка в новое равновесное состояние. Причем процесс движения от одного равновесия к другому, а, следовательно, и процесс конкурентного соперничества, будут характеризоваться изменениями только количественных параметров, исключая какие-либо изменения.

 Рассматриваемая конкуренция,  как статическое состояние рыночной  структуры, обладает рядом специфических  особенностей:

- во-первых, она считается  задаваемой извне - структурными параметрами рынка, которые определяют ее тип;

- во-вторых, она выступает нормативным, то есть предписывающим императивом, который предопределяет однотипность поведения всех продавцов действующих на данном отраслевом рынке;

-в-третьих, она выступает в качестве способа оптимизации поведения продавцов, с одной стороны, задавая им критерии эффективности, а с другой - сигнализируя о наилучших вариантах выбора.

 Из этого вытекает, что при данных рыночных условиях  существует единственная «выигрышная»  стратегия поведения и у продавцов  нет иного выбора, как только  следовать ей. Любое отклонение  от предписываемой стратегии  неминуемо приведет к поражению  в конкурентной борьбе.

 

    1. Механизм действия и роль конкуренции.

 

Понимание механизма действия статической конкуренции основывается на двух предпосылках. Внутренней предрасположенности  рынка к установлению равновесия, а также неизменности рыночных параметров и заданности поведенческих характеристик  для участников конкуренции. При  такой комбинации конкурентных условий содержательная сторона конкурентного соперничества сведется к соотнесению производственных параметров (уровень издержек производства) каждого отдельного продавца (фирмы) с параметрами рыночного спроса (равновесная цена и объем). Результат воздействия конкуренции выразится в оптимизации размеров производственных мощностей действующих на рынке фирм и в вытеснении с рынка тех из них, производственные параметры которых окажутся несоответствующими параметрам складывающегося рыночного равновесия. Это означает, что механизм действия статической конкуренции состоит в регулировании размера и численности фирм, действующих на рынке. Не случайно численность и размер действующих на рынке фирм занимают ключевое место в системе статического анализа конкуренции. Нельзя не заметить, что в рамках такого механизма конкурентное соперничество фирм принимает форму адаптивного, то есть приспособительного к рыночным условиям, поведения. Таким образом, содержание конкурентного поведения фирм заключается не в стремлении к победе над соперниками, а в лучшем приспособлении каждой из них к рыночным условиям. Конкуренция предстает перед нами не как борьба фирм между собой, а как борьба каждой отдельной фирмы с рыночными условиями. Рассматривая проблему конкуренции сквозь призму конкурентных преимуществ, можно заключить, что с точки зрения статической конкуренции конкурентное преимущество фирмы - лучше соответствовать требованиям рынка, который является универсальным критерием оценки конкурентоспособности фирм и осуществляет их отбор.

  Если говорить о  функциональном предназначении  конкуренции, то оно двояко. С  точки зрения фирмы оно заключается  в способности конкуренции передавать  рыночные сигналы. Для рынка  это предназначение состоит в  содействии установлению рыночного  равновесия, в чем собственно и заключается экономическая роль конкуренции. В этом смысле конкурентный механизм – это фактически механизм установления рыночного равновесия. Суть его состоит в том, что при неизменности рыночной структуры конкурентная борьба создает благоприятные условия для роста тех фирм, которые работают на уровне эффективности не ниже заданного рынком, и, наоборот, будет устранять с рынка те фирмы, которые не способны обеспечить заданный уровень эффективности. В результате независимо от того, с какого рода нарушением рыночного равновесия мы имеем дело – перепроизводством или дефицитом, конкурентный механизм вернет рынок в состояние равновесия, при котором на рынке будет присутствовать такое количество фирм, суммарные производственные мощности которых будут равны равновесному объему рыночного спроса.

Широка роль конкуренции в рыночной экономике. Благоприятствуя росту субъектов, которые эффективно используют ресурсы и, вымывая неэффективные звенья, конкуренция выступает механизмом регулирования экономики, определяющим направленность ее развития. Задавая критерии эффективности, конкуренция служит методом экономического контроля и в этом качестве стимулирует более рациональное использование ресурсов. Ограничивая рыночную власть отдельных агентов рынка, она создает благоприятные условия для инновационной деятельности. Вознаграждая эффективно совершенствованию форм и способов деятельности становясь «вечным двигателем» развития экономики.

  Выполнение указанной  роли выступает в качестве  оценки качественных параметров  конкуренции. Поэтому эффективность  конкуренции трактуется как ее способность поддерживать равновесие рынков и экономики, при котором обеспечивается оптимальное размещение ресурсов (аллокативная эффективность) и наилучшее их использование (производственная эффективность). Работа конкурентного механизма в этом отношении будет тем эффективней, чем менее будут защищены фирмы от воздействия рыночных сил или, что фактически то же самое, чем меньшей рыночной властью обладают фирмы. Поскольку степень рыночной власти тесно связана с численностью фирм, то чем выше их численность, тем ниже рыночная власть каждой из них и тем интенсивнее проявляется конкурентное соперничество между фирмами, и тем быстрее рынок достигнет равновесного состояния. Таким образом. Интенсивность конкурентного соперничества является параметром оценки качества конкуренции. Чем интенсивнее конкурентное соперничество, тем эффективней работает конкуренция. Что касается оценки степени интенсивности, то она напрямую увязывается с численностью фирм. Высшей степени интенсивности и, соответственно, эффективности конкуренция достигает тогда, когда рынок характеризуется столь большой численностью соперников и, соответственно, столь малым размером каждого из них, то ни один из соперников не может оказывать какого- либо влияния на рыночные условия. Так количественный показатель превращается в качественную характеристику конкуренции. Это находит свое выражение в том, что количество действующих на рынке фирм служит критерием определения типа конкуренции и структуры рынка. В свою очередь тип конкуренции служит критерием оценки уровня конкурентности (интенсивности конкуренции) рынка.

  Другой оценочный  показатель эффективности конкуренции  связан с принципом организации  (устройства) конкуренции. Говоря  о принципе организации конкуренции,  следует различать два уровня  представления проблемы: в качестве  принципа организации конкуренции  вообще, то есть на уровне экономики,  и в качестве принципа устройства  конкуренции на уровне отдельного  отраслевого рынка. Тем не менее в обоих случаях суть проблемы сводится к одному и тому же - определению степени свободы конкуренции.

   Если говорить  о конкуренции как о принципе  организации и функционирования  рыночной экономики, то понимание  свободы конкуренции связывается  с реализацией традиционного  для микроэкономической теории  постулата о рыночном механизме  как наилучшем способе координации  хозяйственной деятельности. В этом  случае экономическая свобода  понимается как возможность самостоятельного  выбора хозяйствующими агентами  целей и способов их реализации, где единственным регулятором такого выбора является действие стихийных рыночных сил. Это позволяет сделать заключение, что свободная конкуренция – это принцип устройства экономики, при котором рыночный механизм является единственным способом регулирования поведения хозяйствующих субъектов, а любое вмешательство в его действие приводит к снижению эффективности конкуренции. В этом смысле конкуренция есть принцип поддержания такого «спонтанного порядка», который обеспечивает воспроизводство самой конкуренции.

  При рассмотрении  конкуренции в качестве принципа  организации отраслевого рынка  главным ее аспектом становится  возможность свободного выбора  для отдельного участника конкурентного  соперничества. Здесь на первый  план выдвигается проблема свободы  принятия решений. Поэтому применительно  к деятельности фирм конкуренция  может быть представлена как фактор, определяющий степень свободы принятия решений. При этом свободная конкуренция будет определяться как возможность принимать экономические решения, не учитывая реакцию других участников рынка. Конкуренция, естественно, всегда, и притом принудительно, накладывает ограничения на принятие решений (осуществление выбора) рыночными агентами. Однако следует видеть разницу между ограничениями, которые накладываются рынком и, следовательно, действует в отношении всех его участников, и теми ограничениями, которые накладываются одними участниками конкурентного соперничества в отношении других, а значит, действующими избирательно.

Информация о работе Сущность конкуренции