Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 03:51, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хочу рассмотреть теоретические основы функционирования конкуренции (статическая модель конкуренции; механизм действия и роль конкуренции; виды конкуренции). Во втором разделе работы будут рассмотрен теоретический анализ совершенной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);

Содержание работы

Теоритические основы функционирования конкуренции………………4
Статическая модель конкуренции………………………………….4
Механизм действия и роль конкуренции…………………………..5
Виды конкуренции…………………………………………………..9
Роль конкуренции в рыночном хозяйстве………………………..12
Теоретический анализ совершенной конкуренции……………………..17
Признаки совершенной конкуренции и характеристика рынка совершенной конкуренции……………………………………………………...17
Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции...19
Особенности развития конкуренции в современной России…...23
Теоретический анализ несовершенная конкуренция…………………...29
Олигополия…………………………………………………………29
Монополия………………………………………………………….35
Ценовая дискриминация…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

курсовая по конкуренции.docx

— 258.66 Кб (Скачать файл)
  1. Полном отсутствии у агентов рынка рыночной власти, то есть способности оказывать влияние на условия купли-продажи;
  2. Полной свободе действия рыночных сил (спроса-предложения), определяющих параметры равновесного состояния рынка (равновесных цены и объема);
  3. Полной подчиненности (предопределенности) поведения агентов рынка складывающимся рыночным условиям.

Рынок совершенной конкуренции - тип рыночной структуры, характеризующийся многочисленностью мелких продавцов продуктов - заменителей, которые не способны оказывать влияния на условия рыночных сделок и конкурируют между собой по цене.

Общее представление о  параметрических характеристиках  рынка совершенной конкуренции  дано в рис. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 – Параметрические характеристики рынка монополистической конкуренции.

 

    1. Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции.

 

Достоинства модели совершенной  конкуренции.

В действительности совершенная  конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок  зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение имела  не только область практического  применения наших знаний (на этих рынках), но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

В условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде выполняется  равенство MR=MC=AC=P (рис.2).



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Конечно, в течение короткого  отрезка времени в условиях совершенной  конкуренции фирма может получать сверхприбыли  или нести убытки. Однако для длительного периода  такая предпосылка нереальна, так  как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция  помогает распределить ограниченные ресурсы  таким образом, чтобы достичь  максимального удовлетворения спроса. Это обеспечивается при условии, когда P=MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (AC>P), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (AC<P), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи - более квалифицированных работников, четвертые - наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

В экономической теории существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более  совершенных ресурсов получают большее  вознаграждение. Например, более квалифицированные  рабочие - большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и  т.д.

Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффективных  ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к  равенству издержек, существующих в  конкурентной отрасли.

Недостатки модели совершенной  конкуренции.

Совершенная конкуренция, как  и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция  обеспечивает эффективное распределение  ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует  забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство  результатов. Совершенная конкуренция  учитывает лишь те издержки, которые  окупаются. Однако в условиях недостаточной  спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые  не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят о  побочных внешних выгодах или  издержках (положительных или отрицательных  экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности  возможно недопроизводство положительных  и перепроизводство отрицательных  экстерналий.

Совершенная конкуренция  не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы  каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т.д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую  для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

Совершенная конкуренция  способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в  полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном  обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.

 

    1. Особенности развития конкуренции в современной России.

 

Сегодня можно с удовлетворением  констатировать, что традиционно  существовавший разрыв между Россией  и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к  рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

Таким образом, производители  вынуждены постоянно бороться с  конкурентами за покупателей на рынке  сбыта путем расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

Проблема конкурентоспособности  российских товаров всегда была и  остается острой проблемой, поэтому  необходима продуманная, грамотная  политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Конкуренция привнесла множество  положительных моментов в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции  не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей  стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты. Дело в  том, что большинство российских бизнесменов начинало свое дело буквально  с нуля, крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют такой заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются мельчайшие фирмы-бригады.

Специфически русским  феноменом является и мелкооптовая торговля. Всех мелкооптовых торговцев  объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные  в сравнении с размерами рынка  масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто. Таким образом, близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес.

Совершенно иная картина  наблюдается в отраслях, где преобладают  приватизированные предприятия. Эти  отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы. Высокий уровень монополизации  и его резко отрицательное  влияние на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Уже более пяти лет в нашей стране действует Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Эта программа устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области. Согласно закону, фирма занимает доминирующее положение, если ее доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике ГКАП. В декабре 1991 года ГКАП утвердил Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчётности по объёму производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества. Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

В настоящее время в  Российской Федерации действует  также целый комплекс нормативных  актов, направленных на ограничение  монополии и развитие конкуренции. В первую очередь следует выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг и Закон РФ» от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с изм. и доп. от 2 января 2000 г.

Существуют два пути демонополизации - иностранная конкуренция этот способ явился, вероятно, самым действенным  и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится  превосходящий его по качеству и  сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления  становятся невозможными. Монополисту  приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка. Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности. Очевидно, что использование столь сильнодействующего метода должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий. Создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия это всегда рост производства и новые рабочие места. Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.

Вступление российской экономики  в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация  не  сопровождались существенной  трансформацией   (в   том   числе   разукрупнением)   основных монопольных  структур,  характерных  для   экономики   советского   периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию.  Централизацию и концентрацию производства.

Информация о работе Сущность конкуренции