Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 03:51, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хочу рассмотреть теоретические основы функционирования конкуренции (статическая модель конкуренции; механизм действия и роль конкуренции; виды конкуренции). Во втором разделе работы будут рассмотрен теоретический анализ совершенной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);

Содержание работы

Теоритические основы функционирования конкуренции………………4
Статическая модель конкуренции………………………………….4
Механизм действия и роль конкуренции…………………………..5
Виды конкуренции…………………………………………………..9
Роль конкуренции в рыночном хозяйстве………………………..12
Теоретический анализ совершенной конкуренции……………………..17
Признаки совершенной конкуренции и характеристика рынка совершенной конкуренции……………………………………………………...17
Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции...19
Особенности развития конкуренции в современной России…...23
Теоретический анализ несовершенная конкуренция…………………...29
Олигополия…………………………………………………………29
Монополия………………………………………………………….35
Ценовая дискриминация…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

курсовая по конкуренции.docx

— 258.66 Кб (Скачать файл)

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры  для вступления в отрасль. Это  может быть связано с экономией  от масштаба (как в автомобильной  и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные  барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), "Сони" и т. д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример — история водочной монополии в России).

Монополия может иметь своей  основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

На рубеже прошлого и нынешнего веков публицисты социалистического направления дали массу красочных описаний агрессивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона "Империализм" (1902 г.), Р. Гильфердинга Финансовый капитал" (1910 г.), Н. И. Бухарина "Мировое хозяйство и империализм" (1915 г) и В. И. Ленина "Империализм как высшая фаза капитализма" (1916 г.). Однако в настоящее время жесткие (до динамита включительно) действия монополий, как и "нечестная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах развитой рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.

Подведем итоги. Фирму можно  назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), гели она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Силу монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже и административная чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также "борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство, существующее во всех развитых странах.

Иное дело — монополия в условиях административно-командной системы. Такая монополия базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Административно-командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики (за "железным занавесом"), опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным признаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Очевидно, что административной монополии  конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает их и от иностранных конкурентов.

Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной  властью, чем экономическая монополия.

Барьеры, защищающие монопольный  рынок

Захватить рынок и стать  на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих  руках еще сложнее. Поэтому издавна  монополисты научились возводить  барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры  мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и  изменению там ситуации к лучшему  для покупателей.

Существует несколько  типов таких барьеров.

Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень  сильно может быть ограничен с  помощью юридических барьеров в  форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной защиты».

Лицензия - это право фирмы  на исключительное осуществление определенного  вида деятельности на данном рынке.

Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального  произведения в интересах его  автора (книги, музыкального воспроизведения, программы для ЭВМ); оно действительно  на протяжении всей жизни автора (и  еще 25 лет после его смерти в  интересах его наследников).

Товарные знаки - это специальные  символы, позволяющие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам  запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или  применять похожие, путающие потребителя.

Патент - свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами  в течение срока действия патента.

Конечно, все эти барьеры  придуманы не для создания монополий - они решают совсем иные задачи (например, предотвращение фальсификации алкогольных  напитков нелицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться). Тем не менее экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.

Естественные барьеры. В  некоторых случаях рождение монополии  оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называются естественными, поскольку порождающие их барьеры естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.

Итак, естественная монополия - отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается  в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

Бывают такие монополии  двух видов:

1. природные монополии.  Рождение таких монополий происходит  из-за барьеров для конкуренции,  возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма,  геологи которой обнаружили месторождение  уникальных полезных ископаемых, и фирма купила права на  земельный участок, где располагается  это месторождение. Теперь никто  это месторождение использовать  не сможет: закон защищает права  собственника, даже если он оказался  в итоге монополистом.

2. технико-экономические  монополии. Так условно можно  назвать монополии, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами,  связанными с проявлением эффекта  масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры.

Экономические барьеры. Такие  барьеры возводятся самими фирмами-монополистами  или являются следствием неблагоприятной  общеэкономической ситуации в стране.

К таким барьерам относятся:

1. Высокий уровень налогов,  подрывающий интерес к любой  коммерческой деятельности вообще;

2. дороговизна нового  оборудования, приводящая к росту  суммы стартового капитала, без  которого предприятия просто  не создать;

3. дефицит качественного  сырья, материалов и комплектующих,  возникший из-за спада производства  в большинстве отраслей;

4. отсутствие у населения  собственных накоплений в размерах, достаточных для начала коммерческой  деятельности.

К такого рода объективным экономическим барьерам добавлялись барьеры уже искусственные, которые возводились самими нынешними монополистами.

Это, прежде всего, различного рода ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, т.е. объединения, позволяющие  монополистам успешно решать задачи:

- контроля за ценами на своих рынках;

- раздела рынков;

- организации сбыта;

- выторговывания у поставщиков более выгодных условий приобретения сырья, материалов и комплектующих.

Надо сказать, что в  этой области российские монополисты  не изобрели ничего нового - они лишь воспользовались огромным арсеналом  явных и тайных методов, с помощью  которых монополисты издавна  защищают себя от появления конкурентов  и увеличивают размеры получаемой прибыли. Наиболее распространенные из них это:

1. корнер - способ, смысл которого  заключается в следующем: производители  заключают тайное соглашение  о скупке или временном изъятии  с рынка какого-то товара, чтобы  искусственно создать его дефицит  и вызвать рост цен. После  чего товар из запасов выбрасывается  на рынок, и участники сговора  получают повышенный доход;

2. поглощение - метод, состоящий  в скупке конкурирующих фирм  и включении их в состав  фирмы, стремящейся стать монополистом;

3. картель - метод, при  котором заключается соглашение  между изготовителями однородного  товара о разделе рынка между  ними и согласовании объемов  продаж каждым из членов картеля;

4. отраслевые холдинги - метод,  заключающийся в скупке контрольных  пакетов конкурирующих фирм и  установлении благодаря этому  экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен;

5. тресты - метод, предполагающий  объединение различными предприятиями  своей деятельности по закупке  сырья, получению финансовых ресурсов  и сбыту товаров.

 

    1. Ценовая дискриминация.

 

Формы несовершенной конкуренции  многообразны. Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках:

  1. если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
  2. если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;
  3. если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Цены могут различаться  в зависимости от:

- качества товара или  услуги;

- объема потребления (скидки оптовым покупателям);

- дохода покупателя, если он известен продавцу;

- времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

 

 

 

 








 


 

Рис. 5. Пример ценовой дискриминации

Таким образом, на один и  тот же товар существует множество  цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Это — билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка.

Информация о работе Сущность конкуренции