Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 03:51, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хочу рассмотреть теоретические основы функционирования конкуренции (статическая модель конкуренции; механизм действия и роль конкуренции; виды конкуренции). Во втором разделе работы будут рассмотрен теоретический анализ совершенной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);

Содержание работы

Теоритические основы функционирования конкуренции………………4
Статическая модель конкуренции………………………………….4
Механизм действия и роль конкуренции…………………………..5
Виды конкуренции…………………………………………………..9
Роль конкуренции в рыночном хозяйстве………………………..12
Теоретический анализ совершенной конкуренции……………………..17
Признаки совершенной конкуренции и характеристика рынка совершенной конкуренции……………………………………………………...17
Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции...19
Особенности развития конкуренции в современной России…...23
Теоретический анализ несовершенная конкуренция…………………...29
Олигополия…………………………………………………………29
Монополия………………………………………………………….35
Ценовая дискриминация…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

курсовая по конкуренции.docx

— 258.66 Кб (Скачать файл)

Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации,  не  зависящие от государства и не входящие  в  структуру  крупных  корпораций,  развивался преимущественно за счет  создания  новых  малых  предприятий  в  торговле  и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В  то  же время  монопольное  положение  приватизированных  предприятий   сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного  поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже  частнохозяйственным монополизмом.  Крупные  государственные   монополии   трансформировались   в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том  числе  путем налаживания контактов с органами власти.

На поведение предприятий  и их экономическую стратегию  повлиял глубокий экономический кризис не позволяющий  проявить  в  полной  мере  конкурентные преимущества успешно  работающих  предпринимателей  вследствие  ограничений спроса,  финансовых  проблем,   инфляционных   ожиданий,   не предсказуемости государственной политики. В этих  условиях  поведение  значительной  части предприятий, в особенности доминирующих на  рынке,  характеризуется  простым повышением  цен  для  получения  необходимых  доходов   в   условиях   спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

Подводя итог, к особенностям конкуренции в России можно отнести:

- отсутствие действенной  и продуманной государственной  политики в области конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;

- жесткая протекционистская  политика правительства в отношении  импортных товаров с целью  снижения их конкурентоспособности  на внутреннем рынке посредством  высоких импортных пошлин;

- сырьевая экспортная  ориентация народного хозяйства  России на мировом рынке и  импорт продукции высокотехнологичных  отраслей как следствие ущербный  торговый баланс и низкий жизненный  уровень населения;

- отставание технологий  в большинстве отраслей промышленного  производства народного хозяйства  России от мирового уровня  на 10-30 лет как следствие дорогая  и относительно низкого качества  продукция;

- последствия валютного  кризиса августа 1998 года, приведшие  к резкому удорожанию импортных  товаров;

- экономически невыгодный  уровень концентрации производства  на большинстве крупных предприятий  народного хозяйства России как  следствие, чрезмерные цены на  выпускаемую продукцию и ее  низкая конкурентоспособность.

 

  1. Теоретический анализ несовершенная конкуренция.

 

    1. Олигополия.

 

Олигополия – это такая  рыночная структура, при которой  доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Первая характерная черта  олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия «олигополия» (греч. “oligos”- несколько, “poleo”- продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании («Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер») приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производства автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей промышленности США (производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах.

Следует лишь отметить, что  эти данные, как и все статистические показатели, обладают очевидными недостатками. Они либо преувеличивают, либо преуменьшают степень концентрации. Преувеличивают, так как не учитывают иностранной  и межотраслевой конкуренции (на американском рынке, например, каждый четвертый автомобиль - иностранного производства), а также конкуренции со стороны поставщиков. Преуменьшают, так как оценивается степень концентрации на общенациональном уровне, а не на уровне регионов или отдельных городов, где на рынках некоторых товаров и услуг часто господствуют две-три местные компании (производство кирпича, бетона, скоропортящихся пищевых продуктов и т.д.). К тому же наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры  для вступления в отрасль. Они  связаны прежде всего с экономией  на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая  причина широкого распространения  и длительного сохранения олигополистических структур. В автомобильной промышленности США в 80-е гг., например, минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. Поскольку  многие предприятия производили  не менее двух моделей одновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд. долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм, поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения ведущего положения автомобильных заводов - гигантов. Отметим, что если в начале ХХ в. число американских автомобильных фирм приближалось к 200, то уже в конце 20-х гг. их число не превышало 50, а в настоящее время их можно пересчитать по пальцам.

Эффект масштаба - важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа «Ксерокс», «Кодак», IBM и др. На протяжении всего срока действия патента (в США- 17 лет) фирма надежно защищены от внутренней конкуренции.

Среди других причин - монополия  контроля над редкими источниками  сырья (например, в 60-70-е гг. мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель «Семь сестер»), запредельно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.

Всеобщая взаимозависимость  проявляется и в условиях, когда  достигается договоренность с другими  олигополистами и возникает тенденция  превращения отрасли в чисто монопольную.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное  и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и  объема выпуска продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 


 



 

 




 

Рис.3. Война цен в условиях дуополии.

Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существует только два продавца,- дуополию. Дуополия - это частный простейший случай олигополии. Допустим, что каждая из фирм А и Б производит половину продукции, общая величина которой 400 тыс. единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. Допустим также, что первоначальные цены равны и составляют 50 тыс. рублей. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы. В рассмотренном примере (рис.3) оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. А так как средние издержки постоянны, то Р = МС = АС. В точке В установится равновесие, потому что ни одна фирма не сможет снизить цену ниже, не понеся убытки. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей. 

Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей. Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш, продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода оппортунистическое поведение станет всеобщим, то картель развалится.

Картель — классический пример кооперативной  игры с n участниками, где n может быть равно 2, 3 и т.д. Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда ("общака"), из которого осуществляются "побочные платежи" тем, кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют роль уравнивающих платежей.

Потенциальную угрозу картелю несет  объединение аутсайдеров в контркартель. Если суммарный доход участников отрасли постоянен и равняется максимальной величине, то перед нами — игра двух участников (коалиций) с нулевой суммой, частным случаем которой является модель дуополии по Курно.

 



 






 


Рис.4. Максимизация прибыли при тайном сговоре.

Теория игр на ее современном  уровне недостаточно учитывает институциональные  аспекты процесса возникновения, расцвета и упадка картельных союзов. В настоящее  время явные соглашения картельного  типа встречаются редко. Гораздо  чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор.

Тайный сговор — это негласное  соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну. Объем продаж определяется точкой В, где МR = МС. Проекция этой точки на кривую D, т.е. точка А (рис. 4), позволяет определить монопольную цену Р0 и экономическую прибыль (площадь Р0АСN).

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий  уровень прибыли и монопольная  цена привлекают в эту отрасль  новых производителей, что обостряет  конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между  собой. (В "Золотом теленке" И. Ильфа  и Е. Петрова описана именно такая  ситуация, когда "Сухаревская конвенция" жуликов была подорвана действиями Паниковского, вторгшегося на монопольные участки других членов соглашения о разделе Союза.) По мере развития производства и насыщения рынка все сильнее сказываются различия в спросе и в издержках производства участников сговора. Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, вызывают зависть конкурентов, которым кажется, что их обошли нечестным путем. К объективной дифференциации производителей добавляется субъективный фактор — мошенничество, которое становится заразительным. В обход соглашения осуществляются тайные продажи на льготных условиях. Все эти явления особенно дают о себе знать в условиях спада производства, когда каждый хочет выжить за счет других. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство.

Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Так, в 80-е гг., по оценкам экономистов, лидерство в ценах наблюдалась в таких отраслях экономики США, как выплавка стали, производство бензина, автомобилей, минеральных удобрений и др. Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней. 

 

    1. Монополия.

 

Противоположностью совершенной  конкуренции является чистая монополия (от греч. моно — один, "полио" — продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.

Информация о работе Сущность конкуренции