Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 03:51, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хочу рассмотреть теоретические основы функционирования конкуренции (статическая модель конкуренции; механизм действия и роль конкуренции; виды конкуренции). Во втором разделе работы будут рассмотрен теоретический анализ совершенной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);

Содержание работы

Теоритические основы функционирования конкуренции………………4
Статическая модель конкуренции………………………………….4
Механизм действия и роль конкуренции…………………………..5
Виды конкуренции…………………………………………………..9
Роль конкуренции в рыночном хозяйстве………………………..12
Теоретический анализ совершенной конкуренции……………………..17
Признаки совершенной конкуренции и характеристика рынка совершенной конкуренции……………………………………………………...17
Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции...19
Особенности развития конкуренции в современной России…...23
Теоретический анализ несовершенная конкуренция…………………...29
Олигополия…………………………………………………………29
Монополия………………………………………………………….35
Ценовая дискриминация…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

курсовая по конкуренции.docx

— 258.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 




 

 

 



Рис. 6. Модель совершенной ценовой дискриминации 

Допустим, что всех посетителей  музея делят на две большие  группы — российских граждан и  иностранцев; российские граждане делятся еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Таким образом, выделяется четыре категории потребителей — дети, студенты, взрослые, иностранцы. Для каждой категории назначается своя особая цена. Допустим (рис. 5), дети платят РE, студенты — Р1, взрослые — Р2, а иностранцы — Р3. Таким образом, фирма, используя ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть потребительского излишка (заштрихованные секторы), устанавливая цены выше равновесного уровня РЕ. В предельном случае дискриминирующая фирма стремится полностью "проглотить" потребительский излишек. При этом заштрихованный сектор стремится заполнить все пространство фигуры РEАЕ. Этот крайний случай представлен в модели совершенной ценовой дискриминации (рис. 6).

Так как цена и предельный доход равны для любой единицы  продукции, то кривая предельного дохода совпадет с кривой спроса. Поэтому монополист, практикующий дискриминацию, получит не только прибыль, обычную для монополиста (АВСРмон), но и дополнительную прибыль РМОН.АРMAX . Это наблюдается в деятельности хорошо знающих своих клиентов частнопрактикующих юристов и врачей, чем в значительной степени и объясняются их высокие гонорары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключении, подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что чистая конкуренция, равно как  и чистая монополия являются по своей  сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной  конкуренции. Безусловно, действуют  на рынках и монополии. 
Стоит отметить, что «…отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения». 
Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.  
Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.

Список использованной литературы.

 

  1. Нуреев Р.М. Курс Микроэкономики: Учебник для вузов/Р.М.  Нуреев-М.: Изд-во «НОРМА»,2000.
  2. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник для вузов/А.И. Добрынин. Тарасевич Л.С. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер,2006.
  3. Булатов А.С. Экономика. Изд.3-е./ А.С. Булатов - М.: Юристъ,2002.
  4. Ивашковский С.И. Микроэкономика/ С.И. Ивашковский - М.: Дело,1998.
  5. Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика: Учебное пособие для вузов/ Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова - М.: Изд-во «Экзамен»,2005.
  6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика : Учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова - СПб.: Питер,2003.
  7. Сумцева Н.В. Орлова Л.Г. Экономическая теория / Н.В. Сумцева, Л.Г. Орлова - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2002.
  8. Ю.В. Тарануха Микроэкономика/ Ю.В. Тарануха; под общ. ред. проф. А.В.Сидоровича.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство « Дело и Сервис», 2009.
  9. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006.
  10. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2008.
  11. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005.
  12. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2006.
  13. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986.
  14. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование - М.: Проспект, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность конкуренции