Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 03:51, курсовая работа
В своей работе я хочу рассмотреть теоретические основы функционирования конкуренции (статическая модель конкуренции; механизм действия и роль конкуренции; виды конкуренции). Во втором разделе работы будут рассмотрен теоретический анализ совершенной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);
Теоритические основы функционирования конкуренции………………4
Статическая модель конкуренции………………………………….4
Механизм действия и роль конкуренции…………………………..5
Виды конкуренции…………………………………………………..9
Роль конкуренции в рыночном хозяйстве………………………..12
Теоретический анализ совершенной конкуренции……………………..17
Признаки совершенной конкуренции и характеристика рынка совершенной конкуренции……………………………………………………...17
Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции...19
Особенности развития конкуренции в современной России…...23
Теоретический анализ несовершенная конкуренция…………………...29
Олигополия…………………………………………………………29
Монополия………………………………………………………….35
Ценовая дискриминация…………………………………………...41
Рис. 6. Модель совершенной ценовой дискриминации
Допустим, что всех посетителей музея делят на две большие группы — российских граждан и иностранцев; российские граждане делятся еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Таким образом, выделяется четыре категории потребителей — дети, студенты, взрослые, иностранцы. Для каждой категории назначается своя особая цена. Допустим (рис. 5), дети платят РE, студенты — Р1, взрослые — Р2, а иностранцы — Р3. Таким образом, фирма, используя ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть потребительского излишка (заштрихованные секторы), устанавливая цены выше равновесного уровня РЕ. В предельном случае дискриминирующая фирма стремится полностью "проглотить" потребительский излишек. При этом заштрихованный сектор стремится заполнить все пространство фигуры РEАЕ. Этот крайний случай представлен в модели совершенной ценовой дискриминации (рис. 6).
Так как цена и предельный доход равны для любой единицы продукции, то кривая предельного дохода совпадет с кривой спроса. Поэтому монополист, практикующий дискриминацию, получит не только прибыль, обычную для монополиста (АВСРмон), но и дополнительную прибыль РМОН.АРMAX . Это наблюдается в деятельности хорошо знающих своих клиентов частнопрактикующих юристов и врачей, чем в значительной степени и объясняются их высокие гонорары.
Заключение.
В заключении, подводя итог
всему сказанному, хотелось бы отметить,
что чистая конкуренция, равно как
и чистая монополия являются по своей
сути скорее исключениями, а не правилом
рынка. На любом рынке всегда присутствуют
и олигополии, и элементы несовершенной
конкуренции. Безусловно, действуют
на рынках и монополии.
Стоит отметить, что «…отношение общественности
и государства к различным формам несовершенной
конкуренции всегда двойственно вследствие
противоречивой роли монополии в экономике.
С одной стороны, монополии ограничивают
выпуск продукции и устанавливают более
высокие цены в силу своего монопольного
положения на рынке, что вызывает нерациональное
распределение ресурсов и обусловливает
усиление неравенства доходов. Монополия,
безусловно, снижает жизненный уровень
населения».
Однако с другой стороны, существуют достаточно
весомые аргументы в пользу монополий,
и направленные против совершенной конкуренции.
Продукция монополистических компаний
отличается достаточно высоким качеством,
что и позволило этим фирмам завоевать
господствующее положение на рынке. Монополизация
в отличие от совершенной конкуренции
воздействует на повышение эффективности
производства: только крупная фирма на
защищенном рынке обладает достаточными
средствами для успешного проведения
исследований и разработок.
Таким образом, равно как совершенная,
так и несовершенная конкуренции имеют
своих сторонников и противников, и играют
существенную роль в различных отраслях
современной экономики. Опыт развитых
стран мира только лишний раз подтверждает
это. Создание конкурентной экономики
открывает страну для интеграции в мировое
сообщество, открывает каналы для притока
иностранных инвестиций, для экспорта
и импорта товаров. Иными словами, конкуренция
способствует развитию взаимовыгодных
внешнеэкономических связей.
Список использованной литературы.