Сущность конкурентного положения предприятия и методы его анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

С давних времен на территории России существовали рыночные отношения. Вплоть до Советского союза, когда все предприятия страны принадлежали правительству и не конкурировали между собой. Тогда не нужно было анализировать конкурентное положение, стремиться продать свой товар, быть первым на рынке, ведь его и так обязательно купят из-за отсутствия выбора. Так длилось довольно долго - около 70 лет - пока не распался СССР. С его распадом упал железный занавес и на рынок хлынули зарубежные товары.

Содержание работы

1. Введение
2. Сущность конкурентного положения предприятия и методы его анализа
3. ОАО «Автоваз»: характеристика предприятия, анализ конкурентного Положения
3.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «Автоваз»
3.2 Анализ конкурентного положения ОАО «Автоваз»
4. Рекомендации по улучшению конкурентного положения ОАО «Автоваз»
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Корпоративные финансы.docx

— 814.95 Кб (Скачать файл)

История ОАО «АВТОВАЗ» начинается с 20 июля 1966 года, когда было принято правительственное постановление о строительстве в городе Тольятти завода по производству легковых автомобилей (ВАЗ). Строительство завода началось с 14 января 1967 года. 19 апреля 1970 года с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101.

В марте 1971 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автомобильного завода по выпуску 220 тыс. автомобилей в год.

5 января 1993 года Производственное  объединение «АвтоВАЗ» было преобразовано  в акционерное общество открытого  типа «АвтоВАЗ».

31 января 2001 года в опытно-промышленном  производстве ОАО «АВТОВАЗ» был  собран первый товарный автомобиль Chevrolet Niva, а 27 июня того же года  состоялось подписание генерального  соглашения между ОАО «АВТОВАЗ», корпорацией «General Motors» и Европейским  банком реконструкции и развития  о создании в Тольятти производства  по выпуску автомобилей Chevrolet Niva.

18 ноября 2004 года на ОАО «АВТОВАЗ»  состоялось торжественное открытие  сборочного комплекса по производству  автомобилей нового семейства LADA Kalina и выпуск первых серийных  автомобилей.

29 февраля 2008 года было подписано  соглашение о стратегическом  партнерстве между ОАО «АВТОВАЗ»  и Renault.

15 июля 2010 года ГК «Ростехнологии», Renault и Тройка Диалог Инвестментс  Лимитед объявили о подписании  акционерами ОАО «АВТОВАЗ» Основного  соглашения о реструктуризации  ОАО «АВТОВАЗ».

2 июня 2011 года ОАО «АВТОВАЗ»  и Nissan Motor Company подписали договор  о техническом содействии для  повышения эффективности производства  пластмассовых изделий ОАО АВТОВАЗ».

29 ноября 2011 года на ОАО «АВТОВАЗ»  стартовало серийное производство  автомобилей LADA Granta. 22 декабря 2011 года  дилеры приступили к продажам  этой модели.

16 июля 2012 года ОАО «АВТОВАЗ»  начал продажи многофункционального  универсала LADA Largus - первого совместного  автомобиля с альнсом «Renault- Nissan»  на платформе В0.

ОАО «АВТОВАЗ» успешно прошло аттестацию системы менеджмента качества, сертифицированную в соответствии с международными стандартами ИСО-9001:2000. Этот стандарт качества внедряется в практику работы заводов-поставщиков ОАО «АВТОВАЗ». Он стал единственным критерием при отборе поставщиков, с которыми сотрудничает ОАО «АВТОВАЗ».

ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейшее предприятие российского автомобилестроения по объему реализации продукции. Производство автомобилей и сборочных комплектов являются преобладающими видами деятельности ОАО «АВТОВАЗ» и имеют приоритетное значение.

Основными видами деятельности, имеющими приоритетное значение для ОАО «АВТОВАЗ» являются:

* производство и реализация  автомобилей,

* производство и реализация  разобранных серий (автомобильных  сборочных комплектов).

В ниже приведенных таблицах видно разделение видов деятельности в процентном соотношении. (табл. 1, 2) [6. С. 21-24]

 

Таблица 1 - Вид деятельности - Производство и реализация автомобилей, млн. руб.

 

Наименование показателя

2011 г., 6 мес.

2012 г., 6 мес.

 

Объем выручки от продаж (объем продаж) по данному виду хозяйственной деятельности, млн. руб

65883

67736

 

Доля выручки от продаж (объёма продаж) по данному виду хозяйственной деятельности в общем объеме выручки от продаж (объеме продаж), %

80,87

80,00

 
       

 

Таблица 2 - Вид деятельности - Производство и реализация разобранных серий (автомобильных сборочных комплектов), млн. руб.

 

Наименование показателя

2011 г., 6 мес.

2012 г., 6 мес.

 

Объем выручки от продаж (объем продаж) по данному виду хозяйственной деятельности, млн. руб

7287

8020

 

Доля выручки от продаж (объёма продаж) по данному виду хозяйственной деятельности в общем объеме выручки от продаж (объеме продаж), %

8,94

9,47

 
       

 

Органами управления Общества являются:

- общее собрание акционеров;

- совет директоров;

- коллегиальный исполнительный  орган (правление);

- единоличный исполнительный орган (президент).

В компетенция общего собрания акционеров входит: внесение изменения и дополнений в устав, реорганизация общества, ликвидация общества, избрание членов совета директоров и досрочное прекращение их полномочий и т.п.

Компетенция совета директоров: определение приоритетных направлений деятельности, созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, утверждение повестки для общего собрания акционеров, размещение облигаций, приобретение размещенный акций, одобрение крупных сделок и прочие.

Компетенция коллегиального исполнительного органа: подготовка годового бюджета, подготовка отчета о финансово-хозяйственной деятельности общества, утверждение планов и мероприятий по обучению и повышению квалификации работников общества, установление социальных льгот и гарантий работникам, рассмотрение отчетов руководителей структурных подразделений, решение иных вопросов руководства текущей деятельностью общества.

Компетенция единоличного исполнительного органа общества: руководство текущей деятельностью общества.

Президент:

1) без доверенности действует  от имени общества, в том числе  представляет его интересы, заключает  договоры и совершает иные  сделки;

2) выдает доверенности на право  представительства от имени общества, в том числе доверенности с  правом передоверия;

3) утверждает штатное расписание  и организационную структуру  общества;

4) заключает от имени общества  трудовые договоры с работниками  общества, издает приказы о назначении  на должности работников общества, об их переводе на другую  работу и увольнении, применяет  меры поощрения и налагает  дисциплинарные взыскания на  работников, издает приказы и  дает указания, обязательные для  исполнения работниками общества, а в отношении менеджеров общества, перечень которых определен советом  директоров общества, - по решению  правления общества;

5) имеет право вето в отношении  кандидатуры исполнительного вице-президента  общества, выдвинутой для избрания  советом директоров общества, до  принятия соответствующего решения  советом директоров общества  о назначении такой кандидатуры  в качестве исполнительного вице-

президента общества;

6) имеет право первой подписи  финансовых документов;

7) обеспечивает выполнение планов  деятельности общества;

8) организует выполнение решений  общего собрания акционеров и  совета директоров общества;

9) обеспечивает соблюдение требований  действующего законодательства  при осуществлении хозяйственной  деятельности общества;

10) осуществляет распоряжение имуществом  общества для обеспечения его  текущей деятельности в пределах, установленных действующим законодательством  и настоящим уставом;

11) осуществляет открытие и закрытие  счетов общества в банках;

12) утверждает ценовую политику, тарифы и цены на товары  и услуги общества;

13) организует ведение бухгалтерского  учета и отчетности общества;

14) утверждает внутренние документы  общества, утверждение которых не  отнесено к компетенции общего  собрания акционеров или совета  директоров общества, вносит в  такие внутренние документы изменения  и дополнения;

15) принимает решение об участии  и о прекращении участия общества  в организациях за исключением  случаев, когда принятие такого  решения относится к компетенции  совета директоров общества;

16) определяет лиц, представляющих  интересы общества в органах  управления других организаций, если иное не предусмотрено  настоящим уставом;

17) определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну  общества и способы их защиты  в соответствии с действующим  законодательством;

18) в пределах своей компетенции  осуществляет оперативное руководство  деятельностью общества, решает  иные вопросы текущей деятельности  общества для достижения целей  его деятельности и обеспечения  его нормальной работы. [5. Стр. 49-54]

Рассмотрим сведения о персонале ОАО «Автоваз» (табл. 3).

 

Таблица 3 - Данные о численности работников и выплатах

 

Наименование показателя

2011 г.

2012 г., 6 мес.

 

Средняя численность работников, чел.

74452

66136

 

Фонд начисленной заработной платы работников за отчетный период, млн. руб.

22016,30

10816,70

 

Выплаты социального характера работников за отчетный период, млн. руб.

574,80

297,70

 
       

 

Среднесписочная численность работников ОАО «АВТОВАЗ» в 2011 году составила 74 355 человек, в декабре 2011 года - 69 752 человека. За отчетный период численность сократилась на 14 367 человек, из них 10 897 рабочих, 3 470 РСиС. Из общего количества уволенных переведено в дочерние общества 9 921 человек. Текучесть кадров по рабочим и РСиС в целом за отчетный период уменьшилась на 1,6 % (пункта) по сравнению с 2010 годом и составила 5,3 %. По рабочим текучесть уменьшилась на 1,9 % (с 7,6 % в 2010 году до 5,7 % в 2011 году). В течение 2011 года на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации было обучено 42 328 работников, из них РСиС - 15 712 человек.

Производительность труда в сопоставимых ценах в рублевом исчислении в 2011 году относительно плана составила 102,9%, относительно факта 2010 года - 114,7%. В 2011 году в ОАО «АВТОВАЗ» был установлен 40-часовой режим рабочей недели. Результаты хозяйственной деятельности предприятия обеспечили предпосылки для повышения заработной платы персонала. В 2011 году произведены 2 единовременные выплаты: по результатам работы ОАО «АВТОВАЗ» за 2010 год и по результатам работы за первое полугодие 2011 года.

В целях усиления социальной защищённости работников с 1 октября 2011 года произведено повышение тарифных ставок и окладов работникам ОАО «АВТОВАЗ» на 7,5%.

Средняя заработная плата всего персонала составила в декабре 2011 года 22 563 рубля. Для работников предприятия в 2011 году было сохранено предоставление наиболее значимых социальных льгот и гарантий, реализовывался комплекс социальных программ, направленных на усиление социальной защищенности персонала. Периодический медицинский осмотр прошли 37 585 работников, занятых на участках с вредными и/или опасными условиями труда. Коэффициент частоты производственного травматизма на 1000 работающих в 2011 году составил 2,65.

Продолжалась реализация программ добровольного медицинского страхования по принципу соучастия работника и предприятия в оплате стоимости полиса. Общее количество выданных за отчетный период полисов ДМС: 13 972 шт. Взнос предприятия по выданным полисам составил 21,815 млн. рублей. Проводилась плановая работа с работниками претендентами на получение безвозмездных жилищных субсидий, подавшими документы до 01 июля 2009 года. За отчётный период были выплачены жилищные субсидии 452 работникам Общества на сумму 23 767 тыс. рублей.

По программе санаторно-курортного лечения и отдыха за 2011 год отдохнули на базах отдыха и в детских оздоровительных лагерях и получили лечение в санаториях и профилакториях 15 038 работников ОАО «АВТОВАЗ» и членов их семей. [3]

3.2 Анализ конкурентного положения  ОАО «Автоваз»

1. Анализ экономического положения  в отрасли.

- Размер рынка по данным Росстат  представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Размер рыка автотранспорта [14]

 

Показатели

Число организаций

Из них по форме собственности, тыс

 
 

Тыс.

% от общ. кол-ва фирм

Гос-ая

Частная

Смеш

 

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1799,1

37

6,1

1730,3

3,9

 
             

 

Из вышеприведенной таблицы видно, что размах рынка автомобильного транспорта достаточно велик (37% от общего количества организаций по стране), из них оптовой торговлей в том числе через агентов задействованы 26,4% предприятий.

- Темп роста рынка, стадия жизненного  цикла отрасли.

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса продажи новых легковых автомобилей в России за 2011 год составили 2,65 млн., что на 39%, или на 740614 штук больше по сравнению с 2010 годом.

В 2011 российский автомобильный рынок вырос на 39% или на 740.614 штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с 2010 годом. В десятке лидеров по моделям, наиболее продаваемым в 2011 году, девять производятся в России. [16]

- Масштабы конкуренции.

Рассмотрим продажи автомобилей в 2011 году в России первые десять марок (табл. 5).

Таблица 5 - Продажи автомобилей в России в 2011 году [16]

 

Марка машины

2011, шт.

Доля, %

 

LADA

578387

21,8

 

CHEVROLET

173484

6,5

 

HYUNDAI

163447

6,2

 

RENAULT

154734

5,8

 

KIA

152873

5,8

 

NISSAN

138827

5,3

 

TOYOTA

119505

4,5

 

FORD

118031

4,4

 

VW

118003

4,4

 

DAEWOO

92778

3,5

 

Всего

2653408

100

 
       

Информация о работе Сущность конкурентного положения предприятия и методы его анализа