Сущность конкурентного положения предприятия и методы его анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

С давних времен на территории России существовали рыночные отношения. Вплоть до Советского союза, когда все предприятия страны принадлежали правительству и не конкурировали между собой. Тогда не нужно было анализировать конкурентное положение, стремиться продать свой товар, быть первым на рынке, ведь его и так обязательно купят из-за отсутствия выбора. Так длилось довольно долго - около 70 лет - пока не распался СССР. С его распадом упал железный занавес и на рынок хлынули зарубежные товары.

Содержание работы

1. Введение
2. Сущность конкурентного положения предприятия и методы его анализа
3. ОАО «Автоваз»: характеристика предприятия, анализ конкурентного Положения
3.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «Автоваз»
3.2 Анализ конкурентного положения ОАО «Автоваз»
4. Рекомендации по улучшению конкурентного положения ОАО «Автоваз»
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Корпоративные финансы.docx

— 814.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Как видно из таблицы 5 масштаб конкуренции достаточно велик - много конкурентов с мировым именем вышло на российский рынок и по сравнению с 2010 годом общий объем продаж автомобилей в России в 2011 г. вырос на 39 %. Тем не менее LADA ОАО «Автоваз» занимает лидирующее положение.

- Число конкурентов и их характеристики.

Среди предприятий, осуществляющих сборку легковых автомобилей на территории России, основными конкурентами ОАО «АВТОВАЗ» являются:

- ЗАО «Автотор» г. Калининград (Kia, BMW, Hummer, Cadillac, Chevrolet, Opel);

- ЗАО «GM-АВТОВАЗ», г. Тольятти (Chevrolet);

- ООО «ТАГАЗ», Ростовская обл. (Hyundai, Tagaz, Vortex);

- ОАО «Автофрамос», г. Москва (Renault);

- ООО «АК ДерВейс», Карачаево-Черкесская  Республика (Derways, Lifan);

- ЗАО «Форд Мотор Компани», Ленинградская  обл. (Ford);

- ООО «Фольксваген Рус», Калужская  обл. (Skoda, VW, Audi);

- ООО «Дженерал Моторз», Ленинградская  обл. (Chevrolet, Opel);

- ООО «Нисан Мотор Рус», г. Санкт-Петербург (Nissan);

- ООО «ПСМА-Рус», г. Калуга (Peugeot, Citroen, Mitsubishi);

- ООО «ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ  РУС», г. Санкт-Петербург (Hyundai);

- ООО «ИМС», Московская обл., Раменский  район (Great Wall, Hover H5).

Группа «Соллерс»:

- ОАО «УАЗ», г. Ульяновск (UAZ);

- ОАО «Соллерс-Набережные Челны», ООО «Соллерс-Елабуга», ООО «Форд  Соллерс Холдинг»,

ООО «Форд Соллерс Елабуга», Респ. Татарстан, ООО «Соллерс-Дальний Восток», Приморский край (SsangYong: Rexton, Kyron, Actyon, Actyon Sport).

В настоящее время основную конкуренцию автомобилям LADA составляет продукция совместных сборочных производств, осуществляющих сборку автомобилей иностранных марок на территории РФ, и в незначительной степени - продукция традиционных отечественных марок, импортированные новые и подержанные автомобили иностранных марок, находящиеся в ценовом диапазоне до 500 тыс. руб. Автомобили семейств LADA Samara, LADA K Kalina и LADA Granta конкурируют с автомобилями BYD F3, Daewoo Nexia, Daewoo Matiz, Богдан 2110/2111, Chery Kimo, Chery Bonus, Geely MK, Lifan Smily, Lifan Breez, Renault Logan, Renault Sandero, Tagaz C10, Chance и Vortex Corda. Основными ценовыми конкурентами автомобилей LADA Priora являются Chery IndiS, Chery М11, Chevrolet Spark, Chevrolet Aveo, Chevrolet Lacetti, Citroen C1, Fiat Albea, Fiat Grande Punto, Geely MK, Geely Emgrand, Haima 3, Hyundai Accent, Hyundai Solaris, Kia Rio, Lifan Solano, Nissan Almera Classic, Opel Corsa, Peugeot 107, Skoda Fabia, Tagaz C10, VW Polo sedan и Vortex Estina. Конкурентами автомобилей семейства LADA 4х4 являются автомобили UAZ Hunter и Renault Duster.

- Характер интеграции. На автомобильном  рынке интеграция значительно  высокая в целях преодоления  финансовых препятствий, возникающих  на пути к инновациям и модифицированных  запасных частей.

- Направление и темпы технологических  изменений. Темпы технологических  изменений на автомобильном рынке  достаточно высокие, необходимо  постоянно соответствовать конкурентам.

Непосредственно ОАО «Автоваз» ставит своими целями следующие разработки:

- производство автомобилей для  рынка РФ в соответствии с  требованиями экологического класса 4;

- разработка конструкции, проведение  испытаний для подготовки производства  автомобилей экологического класса 5 для рынка РФ;

- разработка конструкции автомобиля, работающего на сжатом природном  газе метан;

- изготовление прототипов электромобиля LADA ELLADA, проведение цикла функциональных  и эксплуатационных испытаний, проведение  тестового пробега.

- сертифицирована новая система  фронтальной защиты, более экономичная  и более эффективная;

- одобрена конструкция автомобиля  с боковыми подушками безопасности (двухкамерные) с дополнительной  защитой при наезде на столб;

- антиблокировочные системы с  функцией управления курсовой  устойчивостью - проводится отработка  режимов работы системы в различных  климатических и дорожных условиях  с номинированным поставщиком.

- завершена разработка и начат  товарный выпуск автомобилей  с навигационной системой GLONASS/GPS;

- разработана концепция бортовой  аппаратуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (взаимодействия с системой пассивной  безопасности для диагностирования  аварийных случаев).

- Барьеры на пути вхождения  в отрасль. В настоящее время, пока Россия не вошла в ВТО, на иностранные автомобили достаточно  высокие пошлины, что дает время  российскому автопрому выйти  на более высокий уровень, чтобы  иметь возможность конкурировать  с дешевыми иномарками.

- Степень дифференциации продуктов (услуг) средняя.

- Возможность (получение) экономии  на масштабах производства есть.

- Характер капиталовложений в  отрасли. Для реализации автомобильного  бизнеса необходимо дорогостоящее  оборудование, здания и сооружения.

- Прибыльность отрасли высокая.

2. Анализ конкурентных сил, действующих  в отрасли.

Сила позиции поставщиков: учитывая, что по данным ежеквартального отчета за 2 квартал ОАО «Автоваз» указало, что поставщиков, с долей поставки более 10% не имеется, следовательно, зависимости от определенного конкретного поставщика у общества нет. Сила позиции потребителей достаточно высока, т.к. основным потребителем общества являются розничные покупатели, которые имеют достаточно широкий выбор автомобилей и, чтобы заинтересовать определенную долю покупателей, необходимо постоянно применять инновации для снижения издержек производства и цен, а также для предоставления всех необходимых в современном обществе новшеств в автомобилях.

Угроза появления новых конкурентов незначителен, пока Россия не вступила в ВТО и на рынок не хлынули дешевые иностранные машины и новые производители автомобилей. Угроза появления товаров-заменителей: товары-заменители есть (велосипеды, мотоциклы), но угрозы нет, т.к. машина является удобным и во многих случаях необходимым товаром. Конкуренция внутри отрасли высокая, но у ОАО «Автоваз» есть определенные преимущества в ценовом сегменте за счет высоких пошлин на иностранные машины.

3. Анализ факторов, изменяющих структуру  конкурентных сил.

Одним из важнейших факторов, изменяющих структуру конкурентных сил, является появление инноваций, т.к. автомобилестроение - это высокотехнологичная отрасль. Отмена всех пошлин и квот на иностранные автомобили в стране, что резко понизит конкурентоспособность российских производителей.

Кризисные явления также могут повлиять на конкуренцию - чем устойчивее к кризисным ситуациям страна производителя автомобилей, тем он менее подвержен спадам покупательской способности в определенной стране.

4. Оценка силы (слабости) конкурентных  позиций компании в отрасли.

Сильные стороны ОАО «Автоваз»: низкие цены на автомобили и их обслуживание; государственная поддержка; отсутствие пошлин и квот на производство автомобилей внутри страны;.

Слабые стороны ОАО «Автоваз»: отсталые технологии, низкое качества автомобилей.

5. Прогнозирование ожидаемых стратегических  шагов конкурентов.

На деятельность Общества может оказать влияние увеличение предложения новых моделей автомобилей иностранных марок бюджетного ценового сегмента, создание на территории Российской Федерации новых и развитие существующих мощностей автосборочных заводов конкурентов, сближение по стоимости автомобилей LADA и автомобилей иностранного производства.

На конкурентоспособность автомобилей LADA может оказать влияние появление новых технологий на автомобилях конкурентов, а также удешевление инновационных решений и распространение их на более низкие ценовые сегменты. В целях снижения влияния данного фактора ОАО «АВТОВАЗ» реализует собственную инновационную программу развития, с внедрением новых технологических решений альянса «Renault-Nissan».

6. Выявление ключевых факторов  успеха в отрасли. Ключевым фактором  успеха в отрасли являются  инновации и грамотное продвижение  товара, сочитание цены и качества  автомобилей, их легкое и простое  использование, доступность для  приобретения.

7. Оценка привлекательности отрасли. Отрасль автомобилестроения является  прибыльной и, следовательно, привлекательной, но сложной для выхода на  нее и поддержания имиджа.

 

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ  КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО  «АВТОВАЗ»

Положение на автомобильном рынке анализируемого предприятия в данный момент можно назвать стабильным. Согласно результатам продаж, рассмотренных выше, ОАО «Автоваз» выходит на первое место по количеству проданных автомобилей на территории Российской Федерации благодаря низким ценам по сравнению с иностранными конкурентами. Такое преимущество завод получил благодаря высоким пошлинам и квотам на иностранный автопром.

При вступлении в ВТО России придется «открыть» свои границы, согласно одного из требований Всемирной Торговой Организации, что может способствовать разорению российских производителей, особенно автомобилестроение, т.к. иностранный товар станет не только качественным, но еще и дешевым.

Так же ОАО «Автоваз» необходимо реагировать на нововведения конкурентов. Для того, чтобы оставаться на рынке не смотря ни на что анализируемая организация должна предпринимать следующие меры:

- разрабатывать новые конкурентоспособные  продукты;

- расширять влияние автомобилей  марки LADA на новых рынках;

- улучшать качество обслуживания, условий и сроков гарантийных  обязательств, в соответствии с  требованиями рынка;

- развивать собственную сбытовую  сеть;

- реализовывать различные маркетинговые  программы;

- повышать потребительские свойства  автомобилей;

- повышать уровень осведомленности  потребителей о продукте;

- осуществлять рекламно-коммуникационную  поддержку предприятий сервисно-сбытовой  сети;

- организовывать на основе государственной  программы субсидирования процентов  по автокредитам собственной  программы кредитования для конечных  потребителей;

- приглашать профессионалов данной  отрасли из других стран;

- отправлять от своего имени  на контрактной основе обучаться  работников в иностранные передовые  страны;

- «выращивать» своих профессионалов  внутри страны за счет качественного  обучения необходимых специалистов  еще со школы (опыт Японии);

- приобретать западные технологии;

- внедрять переменную маржу  для дилеров, что стимулирует  продажи и повысит уровень  сервиса в среднесрочной перспективе;

- увеличивать в 3 раза бюджеты  на маркетинг и гарантию, что  позволит ОАО «Автоваз» укрепить  имидж LADA и свои рыночные позиции  в долгосрочной перспективе;

- разовивать систему продаж  ключевым клиентам;

- развивать дополнительные источники  дохода - комиссионный финансовый  бизнес и продажа запасных  частей;

- улучшать качество выпускаемой  продукции;

- развивать существующие деловые  отношения с иностранными фирмами.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Конкуренция - это соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Конкурентоспособность организации - возможность осуществления эффективной хозяйственной деятельности и прибыльной ее реализации в условиях конкурентного рынка. Конкурентное положение отражает никогда не кончающуюся борьбу между конкурентами.

Перечислим составляющие конкурентного положения в отрасли: анализ экономического положения в отрасли; анализ конкурентных сил, действующих в отрасли; анализ факторов, изменяющих структуру конкурентных сил; оценка силы (слабости) конкурентных позиций компании в отрасли; прогнозирование ожидаемых стратегических шагов конкурентов; выявление ключевых факторов успеха в отрасли; оценка привлекательности отрасли.

На основании вышеперечисленных составляющих конкурентного положения был проанализрован ОАО «Автоваз».

ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейшее предприятие российского автомобилестроения по объему реализации продукции. Производство автомобилей и сборочных комплектов являются преобладающими видами деятельности ОАО «АВТОВАЗ» и имеют приоритетное значение. Среднесписочная численность работников ОАО «АВТОВАЗ» в 2011 году составила 74 355 человек, в декабре 2011 года - 69 752 человека.

Размах рынка автомобильного транспорта достаточно велик (37% от общего количества организаций по стране), из них оптовой торговлей в том числе через агентов задействованы 26,4% предприятий.

В 2011 российский автомобильный рынок вырос на 39% или на 740.614 штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с 2010 годом. В десятке лидеров по моделям, наиболее продаваемым в 2011 году, девять производятся в России.

Конкурентные силы поставщиков низкие, т.к. у ОАО «Автоваз» есть достаточно широкий выбор, а покупателей высокий, т.к. необходимо заинтересовать розничного покупателя. Одним из важнейших факторов, изменяющих структуру конкурентных сил, является появление инноваций, т.к. автомобилестроение - это высокотехнологичная отрасль. Сильные стороны ОАО «Автоваз»: низкие цены на автомобили и их обслуживание; государственная поддержка; отсутствие пошлин и квот на производство автомобилей внутри страны. Слабые стороны ОАО «Автоваз»: отсталые технологии, низкое качества автомобилей.

На деятельность Общества может оказать влияние увеличение предложения новых моделей автомобилей иностранных марок бюджетного ценового сегмента. Ключевым фактором успеха в отрасли являются инновации и грамотное продвижение товара, сочитание цены и качества автомобилей, их легкое и простое использование, доступность для приобретения. Отрасль автомобилестроения является прибыльной и, следовательно, привлекательной, но сложной для выхода на нее и поддержания имиджа.

Информация о работе Сущность конкурентного положения предприятия и методы его анализа