Сущность социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. Я считаю, что социальная политика охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.77 Кб (Скачать файл)

Необходимо учитывать, что  на выплаты в порядке индексации должна все же приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В  противоположной ситуации создаются  условия для угасания стимулирующей  роли оплаты  по труду и по созданной  стоимости, индексация же доходов переходит  разумные границы своей основной функции - социальной защиты. В мировой  практике индексация осуществляется через  такой промежуток времени, как  квартал  или полгода. В некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в случае повышения  индекса цен на заранее установленное  число пунктов или процентов - на определенную, загодя оговоренную  величину возрастает и заработная плата.

Механизм индексации уже  несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде  и более  чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и  в бывших социалистических государствах Восточной Европы, выполняя по отношению  к значительной части населения  защитные функции, он необходим еще  и для предотвращения социальных взрывов, и с последним обстоятельством  было бы опрометчиво не считаться.

 

 

2.2. Политика государства на рынке труда.

В двадцатом столетии оказалось, что  невозможно отдавать рынок труда  на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами  развития и активизации деятельности государства в сфере занятости  были:

1) развитие НТР и повышение  роли человека в общественном  производстве;

2) обеспечение общих условий  воспроизводства, в том числе  воспроизводство рабочей силы;

3) обеспечение предпринимательства  необходимыми кадрами;

4) необходимость компромиссности  и смягчения социальных конфликтов;

5) способствование развитию  и совершенствованию интеллектуального  потенциала общества;

6) влияние идей и конкретных  социальных  достижений (отсутствие  явной безработицы - прежде всего)  капитализма;

Влияние государства на рынок  труда осуществляется прямыми и  косвенными средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможна и неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса  и структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.

Есть два варианта развития рынка труда. Первый заключается  в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и  мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно  повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить  трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать  им пособие, размер которого прямо зависит  от уровня зарплаты, и предоставлять  бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает  качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Речь ведется о перемене концепции  рабочей силы, то есть об отказе от концепции  полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

Эффективная занятость - это  модель развития и использования  квалифицированной, дорогой и мобильной  рабочей силы, ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых  потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости  должны играть государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности). Необходимо организовать также службу прогнозирования процессов, которые  происходят в сфере спроса и предложения  труда, разрабатывать программы  преобразования всех форм уровней образования  и обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной  занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает требованиям рынка рабочей силы.

Страхование от безработицы  предоставляется из специальных  страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода  безработицы, во-вторых, от специфических  условий той или иной страны. В  первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются  в первые месяцы безработицы в  течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.

Во втором случае берется  во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости  в течение 3-х лет.

Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы  трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. Во время экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

В общенациональном масштабе современное государство с целью  уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком  уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется “политика  доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику  применяют частные фирмы, пытаясь  сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей  силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства  может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве  развитых стран Запада продолжительность  рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила  стала только Япония.

Обеспечение компенсации  потери рабочего места государством. Речь идет о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте  жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники  финансирования служб занятости, системы  переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности  в ней.

В настоящее время предприятия  выплачивают часть своих доходов  для фонда занятости. Эти отчисления расходуются преимущественно на пособия по безработице работникам бюджетных учреждений, на переобучение кадров и содержание  служб занятости.

Наиболее перспективной  и эффективной, представляется система  экономических льгот предприятиям, которые сами создадут у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают  высвобождающих работников, переобучают  их. В награду такие предприятия  могут освобождаться  от части  налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и  другие предпочтения. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает  излишнюю рабочую силу, то сумма  ее шести - двенадцатимесячного содержания должна вноситься в муниципальные  органы, которые перераспределяют и  переподготавливают высвобожденных людей. Работодателя полезно ставить перед  альтернативой: создавать новые  рабочие места на собственном  предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно такой  механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица  заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.

Минимальная заработная плата  является одним из важнейших рычагов  воспроизводства рабочей силы и  её стимулирования, кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются  различные пособия (в том числе  по безработице), пенсии и т.д. При  установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать  потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.

Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней  заработной платы. В США этот показатель сегодня составляет 4.5 долларов в  час. Отдельный минимум устанавливается  для молодежи.

Для определения абсолютного  уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской  корзины. Так, в Болгарии в состав такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех - 639, а из четырех - 652. Потребительская  корзина составляется из 149 позиций  по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций названных  трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В Белоруссии и республиках Прибалтики для  расчета прожиточного минимума берется  показатель социального прожиточного минимума, в России, Казахстане - физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных  потребительских бюджетов, которые  обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050 калорий и 2525 калорий для трудоспособных женщин.

Большое значение на рынке  труда имеют коллективные и тарифные соглашения. Зарплата для наемных  работников регулируется с помощью  тарифных соглашений. Более широкий  круг вопросов регулируется коллективными  договорами. У них, кроме оплаты рабочей  силы, фиксируются продолжительность  рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного  питания и т.д. В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень  заработной платы в тех или  иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное соглашение при  участии представителей предприятия  и работников составляется при посредничестве государства. Оно выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного соглашения забастовка считается  незаконным средством решения трудовых споров.

3. Основные направления социальной      политики.           

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана

несколько направлений в ее реализации. К ним относятся : социальное

страхование ; социальную защиту работников, политику в области заработной

платы ; социальные меры на рынке труда ; жилищную политику.

     Социальное страхование  - наиболее важная часть политики

государства в социальной сфере. В  процессе производства работники могут

потерять ( по ряду объективных причин, например, из-за травмы ) возможность

продолжать работу. При этом они  лишаются источника дохода. Для решения

возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата

определенной суммы за причиненный  ущерб. Однако единовременное пособие  не дает

ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее

второй путь : социальное страхование.

Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования - как

основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной

экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной

базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует

о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной

защиты.

3.1. Социальное страхование

 

Главное отличие социального страхования  от других видов государственной  защиты состоит в том, что его  средства формируются при непосредственном участии застрахованных. Они аккумулируются в различных фондах, специализирующихся на конкретных видах социальных рисков, куда поступают главным образом  в виде взносов работников, работодателей, государственных ассигнований, а  также взносов добровольно застрахованных граждан и доходов от капитализации  собранных средств. В первые годы реформ для этих целей в России были созданы Пенсионный фонд РФ (1991 г.), Фонд социального страхования  РФ (1992 г.), Государственный фонд занятости  населения РФ (1993 г.) и система  фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.). Они были задуманы как самостоятельные финансово-кредитные  учреждения, средства которых не входят в состав бюджетов других фондов и  не подлежат изъятию, хотя и остаются государственной собственностью.

До 2001 г. тарифы страховых отчислений утверждались специальным федеральным  законом. В соответствии с этим документом в текущем году страховые взносы в Пенсионный фонд РФ для большинства  работодателей составляют 28% по отношению  к начисленному фонду оплаты труда, для наемных работников - 1% заработка. Средства Фонда расходуются на выплату  государственных пенсий, пособий  по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. При этом существенная часть выплат финансируется за счет государственных ассигнований, в частности, пенсии и пособия военнослужащим, детское пособие, социальная пенсия.

В формировании остальных внебюджетных фондов наемные работники фактически не участвуют. Так средства Фонда  социального страхования РФ формируются  в основном за счет страховых взносов  работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (тариф - 5,4% начисленной оплаты труда), а также государственных ассигнований на покрытие расходов, связанных с  предоставлением пособий и компенсаций  отдельным категориям граждан. Ведущими направлениями расходования средств  Фонда являются выплата пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним в  течение первых полутора лет жизни, социального пособия на погребение, а также покрытие расходов на санаторно-курортное  лечение и оздоровление застрахованных и членов их семей.

Информация о работе Сущность социальной политики