Сущность социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. Я считаю, что социальная политика охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.77 Кб (Скачать файл)

Хуже  всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее  время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней  продолжительности безработицы. Неразработанность  данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство  платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

Регистрация и учет безработных в органах  ФСЗ — сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак  нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке  труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания  или создание рабочих мест не более  чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и  складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в  том или ином регионе нет необходимых  экономических условий. Система  профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется  на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что  реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались  на реализацию идеи социального партнёрства  и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в  этом направлении стало Генеральное  соглашение на 1992 г., заключённое между  правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение  основные направления содействия занятости  и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд  гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии  с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней  заработной платы по месту последней  работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения  со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности  по окончанию реконструкции и  прочее. 

Формирование  рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к  рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем  социальной защищенности населения; повышение  роли личного трудового дохода в  удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и  ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная  защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения  социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в  отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются  в специальных социальных программах. 

Финансирование  социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств  предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных  условиях особую сторону приобрели  проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы  реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным  с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо  снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация  осуществляется путем регулирования  номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать  за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого  роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы  закладывать рост оплаты труда в  договорные цены, усиливая тем самым  инфляцию.

Результаты  осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень  нищеты в стране говорит о малой  ее эффективности.

5. Заключение

В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что  социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения  которого невозможно создать гармоничную  рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая  не может оказаться ущемлённой в  плане внимания, финансирования и  т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование  процессов в социальной сфере  сильно затруднено и часто государство  пренебрегает интересами населения  ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены  привыкать к новым  условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

На этом фоне мирового прогресса, сложившиеся в России, в связи  с переходом к

рынку, тенденции представляются уродливыми и противоестественными. А именно :

обнищание десятков миллионов  работающих, пенсионеров и членов их семей,

уменьшение вложений в  социальную сферу, сокращение рождаемости  и средней

продолжительности жизни, ухудшения  ее качества для большинства населения.

Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако,

наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом

десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается, скудеет.

Россия может сохранить  высокое звание великой державы, одно из лидирующих

мест в мировом сообществе XXI века не путем увеличения добычи и экспорта

исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества своего ВПК (

который теряет одну позицию  за другой ). Основа ведущего места России в

мировом сообществе - в ее духовном потенциале, высоком интеллекте и

богатейшем культурном наследии, развитой системы образования. Если у нас

сохранятся преобладающие  ныне тенденции, то народ будет продолжать нищать,

страна надолго откатится  на дальнюю периферию мирового прогресса, накопленное

за тысячелетие российской истории духовного богатства  будет бездарно

растрачено.

Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного  создания эффективного социально-защитного  механизма можно выделить следующие  конкретные шаги:

  • незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости;
  • оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д.

- изменить приоритеты социально - экономической

стратегии государства и  частного капитала, сделать сферу  науки, культуры,

образования и здравоохранения  полем выгодного применения государственного и

частного капитала

 После этих шагов,  мне кажется, что перспектива  возрождения России и решения  сложнейшего

комплекса проблем социального  характера будет успешно решена.


Информация о работе Сущность социальной политики