Сущность социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. Я считаю, что социальная политика охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.77 Кб (Скачать файл)

                               1. Введение.                              

В настоящее  время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и  преобразований он особенно актуален…

Я выбрала эту тему, потому что  мне захотелось понять: Почему пенсионеры получают пенсии меньше прожиточного минимума? Почему в развивающейся  стране растет уровень безработицы? И как можно сократить пропасть между «богатыми» и «бедными»?

Россия, согласно статье 7 действующей  Конституции РФ, является социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека".

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью  создание материальной базы для улучшения  условий жизни. Поскольку люди в  своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку  и изменение условий жизни  отдельного индивида не может происходить  в отрыве от изменения этих условий  для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий  жизни. Указанная деятельность и  получила название социальной политики. Я считаю, что социальная политика охватывает все сферы экономических  отношений в стране.

Социальная  политика направлена на решение следующих  задач:

1) стабилизация жизненного уровня  населения и недопущение массовой  бедности;

2) сдерживание роста безработицы  и материальная поддержка безработных,  а также подготовка трудовых  ресурсов такого размера и  качества, которые соответствуют  потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня  реальных доходов населения путем  проведения антиинфляционных мер  и индексации доходов-

4) развитие отраслей социальной  сферы (образование, здравоохранение,  жилищное хозяйство, культура  и искусство).

Как показывает исторический опыт, при осуществлении  радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят  на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и  фактором, определяющим границы радикализма.

Я считаю что, с одной стороны, потребность  и готовность общества пойти на радикальные  экономические преобразования достигает  максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в  рамках сложившейся экономической  ситуации.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе  радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики  и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с  резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества. 

Так, рост цен в 1995 г. на потребительские товары был 26-кратный. В то же время денежные доходы населения увеличились примерно в 10 раз, в том числе заработная плата в 12 раз. Соответственно сократились  потребительские расходы, что не могло не сказаться на реальных доходах  населения.  

Существуют  некоторые проблемы, связанные с  регулированием занятости и обеспечения  социальной защиты населения. В данной работе я рассмотрела такие немаловажные проблемы, как невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной  базы и прочими трудностями,  необходимость  социальных преобразований; проблемы России в области социальной политики и пути их преодоления. Основная цель работы состоит в том, что бы показать социальные проблемы, в общем, социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Меры по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей). Осветить результаты социальных реформ. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин, по средствам труда, обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.  

 

2. Сущность социальной политики.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни  путем введения разных форм  компенсации при повышении цен  и проведение индексации;

2) обеспечение помощи  самым бедным семьям;

3) выдача помощи на  случай безработицы;

4) обеспечение политики  социального страхования, установление  минимальной заработной платы;

5) развитие образования,  охрана здоровья, окружающей среды  в основном за счет государства;

6) проведение активной  политики, направленной на обеспечение  квалификации.

Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать  право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение  людей едой, одеждой, жилищем, медицинским  обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права  на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию  при независимых от человека обстоятельствах.

             2.1. Политика государства в формировании доходов населения.

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Как направление государственного регулирования – политика доходов  – одно из средств централизованного  воздействия на общий размер и  распределение вновь созданной  стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция  – все эти факторы саморегулирования  рынка труда формируют доход  населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении  доходов и богатства. Причем под  богатством они понимают имеющееся  движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом –  общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в  течение какого-либо периода. Западные экономисты используют так называемую кривую Лоренца (см. Рис.1) для изучения распределения доходов между  разными группами населения.

 

   

 

100%

                

                 80%

 

                 60%

                                      Национальный доход

                 40%

                 20%

 

 

                        0  20%        40%       60%       80%    100%

Население

                      рис. 1 Кривая Лоренца



Статистика разных стран  показывает, что большая часть  населения имеет минимальные  доходы, а меньшая – очень высокие. Государственные расходы состоят  из государственных закупок и  трансфертных платежей. Государственные  закупки представляют собой,  как  правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ,  автодорог,  научных центров и т.д.). Трансфертные платежи  -  это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные  от  всех  налогоплательщиков,  определенным  слоям населения в виде пособий по безработице,  выплат в связи с инвалидностью и т.д.

Сущность политики доходов  заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной  заработной платы, который способствовал  бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов  в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и  формах проявления этой политики в  каждом конкретном государстве различаются  особенности, определяемые:

- социально-экономическим  и политическим развитием той  или иной страны;

- степенью и характером  вмешательства государства в  вопросы регулирования заработной  платы;

- традициями заключения  коллективных договоров;

- социальной напряженностью  в обществе.

Главным объектом всех вариантов  политики доходов является заработок  рабочего в целом, в том числе  ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов  подразумевает непосредственное ограничительное  регулирование всех основных категорий  доходов населения, лежащих в  основе личного и производственного  потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в Великобритании, так как британское государство пыталось добиться согласованных  действий профсоюзов и правительства. Однако практически во всех капиталистических  странах политика доходов имела  скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных  домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления  населения прямо зависит от уровня доходов.

 Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.

Проблема распределения  доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.

Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов:

Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию, отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень образования, неравенство владения собственностью.

Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск, авантюризм, дискриминация и т.д.).

Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).

Доходы трудящихся не исчерпываются  названными выше источниками. Во всякой рыночной экономике существует и  система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть  доходов. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той  или иной скоростью "съедает" прирост  денежных доходов населения в  любой стране. У нас же этот   процесс  шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное  возмещение между тем практически  отсутствовало.                                            

Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции: она не позволяет предприятиям производственной, торговой сферы, коммерческим звеньям остановиться и успокоиться  на каком-то рубеже. Они вынуждаются  производить все большее количество товаров и услуг, совершенствовать их качество, иначе их остановившиеся в какой-то точке доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную силу необходимо смягчать, вводя  защитные механизмы для  малообеспеченных  категорий населения, которые, как правило, лишены возможности трудовой деятельностью обеспечивать себя и тем самым целиком за счет  собственных усилий повышать или хотя бы удерживать  на одном уровне свое материальное благосостояние Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов. Но между ней и ростом  не должно быть прямой пропорциональной связи; иначе говоря, не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С определенной долей допущения можно утверждать, сбалансированность рынка будет достигаться на величину того "зазора", который образуется между  ростом цен и индексацией доходов.

Индексация доходов возможна со стороны, как  государства, так  и предприятия,  которое  для  этого отдаёт часть прибыли.

Информация о работе Сущность социальной политики