Сущность социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. Я считаю, что социальная политика охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.77 Кб (Скачать файл)

Помимо этого, данный фонд аккумулирует средства обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, которое регулируется одноименным федеральным законом, принятым 24 июля 1998 г. Страховые взносы уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование, и, в отличие от последних, дифференцированы по видам экономической деятельности. Каждому виду, в зависимости от характера и условий труда, присвоен один из 14 классов профессионального  риска. Для низшего (I) класса, к которому относятся структуры управления, учреждения здравоохранения, образования, культуры, искусства, науки, а также  общественные организации, страховой  тариф составляет 0,2% фонда оплаты труда работников. Для высшего (XIV) класса страховой взнос значительно  выше - 10,7%. Этот уровень профессионального  риска присвоен добыче угля подземным  способом. В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.(1)

3.2Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной

политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах

составляют работающие, единственным ( или основным ) доходом которых  является

заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы  и им не на что

опереться, кроме государственной  власти. Среди самодеятельного населения России около 40 млн. человек, или примерно половину, составляют наемные работники, в первом полугодии 1996 г. заработная плата наемных работников, включая выплаты социального характера, составляла 43,4 % общего объема денежных доходов населения.(2) Кроме того, в любом государстве

имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной

трудоспособностью, требующих особого  внимания государства. Ко всему этому  можно

добавить, что политика государства  в области социальной защиты занятых

базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является

слабой по сравнению с работодателем  стороной, поскольку не обладает

собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую  силу.

Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку

работников в случае нанесения  ущерба здоровью последних или в  иных случаях. Для

этого государство разрабатывает  определенные правовые нормы, обеспечивающие

создание системы договоров, которые  заключают между собой работники  и

предприниматели. Государство, проводя  такие меры, исходит из того, что  в

социальных взаимоотношениях между  работниками и работодателями речь должна идти

не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и отечественный  опыт свидетельствуют о том, что  к

важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

· социальная ответственность общества и государства за бережное отношение  к

личности, к защите достоинства  человека, его права на свободный  труд, свободу

выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение

приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты

трудоспособности, что соответствует  положениям Всеобщей декларации прав

человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных

международных норм ;

· социальная справедливость в области  трудовых отношений - равные права на

условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и

трудоспособности граждан, высокий  уровень компенсации утраты

трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной

реабилитации ;

· всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и

профессиональных рисков, обеспечение  права на социальную защиту как главного

ориентира социально - экономического развития общества ;

· минимально возможный уровень  социальных и профессиональных рисков,

доступность и открытость соответствующей  информации ;

· государственные гарантии связанные  с социальной защитой при одновременной

самостоятельности и самоуправляемости  негосударственных систем и программ

защиты ;

· заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство,

предприниматели, товарищества социального  страхования и широкий круг

профессиональных организаций  трудящихся ) в формировании и совершенствовании

тех или иных систем и форм защиты;

· солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных

договоров” , касающихся распределения  финансового бремени по компенсации  и

минимизации социальных и профессиональных рисков ;

·экономическую и социальную свободу  работников в области труда - выбор

профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков,

возможность получения профессионального  образования, места работы, свободы

ассоциаций ;

· личную ответственность работников за сохранение своего здоровья,

работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места

работы ;

· многоуровневость и разноадресность  способов социальной защиты - от

государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер  для

отдельных их категорий и профессиональных групп ;

·многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны

выступать : государство ( в лице ведомств и министерств ), работодатели,

товарищества по страхованию, региональные органы управления ;

· многоаспектность и разнонаправленность  мер социальной защиты - предметом

внимания должны стать условия  и оплата труда работников, профессиональная

подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности  и

реабилитационные услуги.

    3.3 Социальная политика в области заработной платы

 Что касается средней заработной платы, то в сентябре 1995 г. она составила 565 тыс. рублей (1,8 прожиточных минимума), по сравнению с сентябрем 1994 г. ее реальное значение снизилось на 29%, а за время реформ ее покупательная способность упала более чем в 2,5 раза, и она по существу опустилась до уровня минимальной заработной платы, окончательно вытеснив последнюю с российской экономической арены.(3)     Социальная политика в области заработной платы должна

реализовываться дифференцированно. основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника

невысока, и позиции его в  противостоянии с работодателем  относительно слабы.

Это главным образом касается тех  видов трудовых процессов, которые  требуют

неквалифицированного труда. В  отношении таких категорий населения  фиксируется

минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не

разрешается По данным Министерства труда РФ на сентябрь 1995 г., минимальная зарплата составляла около 19% прожиточного минимума, в пересчете на долларовый эквивалент минимального часового заработка в США 4,25 долл. она равняется примерно полутора дням неквалифицированной работы в этой стране.(4). С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда(каждые 14 дней или ежемесячно).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение

предельного уровня последней  и  сохранение его втечение определенного  отрезка

времени. Возможно также использование  ограничений на темпы роста оплаты

труда. Данные меры применяются для  предотвращения инфляции и устранения

трудностей в области платежного баланса. К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%), по истечении года - минимальная заработная плата. (5)

 

     3.4Социальная политика на рынке труда.

Государственная политика в этой области  делает особенно отчетливым переход

системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по

предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке  труда.

Социальная политика применительно  к рынку связана прежде всего  с

возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме  того,

воздействие на этот рынок идет с  помощью корректировки правовых норм,

касающихся использования в  стране иностранной рабочей силы. Регулирование

может осуществляться и сокращением  доступа некоторых групп работников на

рынок труда ( например, с помощью  сокращения пенсионного возраста ). Кроме

того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его  состоянии

заинтересованные органы. Весьма серьезное  воздействие на этот рынок оно

оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы

переобучения работников в связи  со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя

наряду с произведением компенсационных  выплат при безработице и в  период

поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству

и профессиональному обучению, облегчающих  вступление в трудовую жизнь или

смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице

должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования

мероприятий по профессиональному  обучению, реабилитации, облегчающей

возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных

средств для создания и изменения  структуры рабочих мест.

Наряду с этим целью современной  политики обеспечения занятости  является также

решение проблем особых групп работающего  населения ( пожилых людей,

инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

3.5 Жилищная политика.

Политика обеспечения необходимых  жилищных условий рассматривается  в

современных западных странах как  инструмент социальной политики. Легко  и

быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность

рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает

особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление  социальной политики проводится путем

выделения из бюджета средств для  оказания помощи работникам, арендующим

жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии

поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются

различные возможности. Например, территориальные  органы власти сами создают

относительно дешевые комплексы  жилья и сдают их в наем семьям с низкими

доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает

использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль

государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет

строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или

применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного  варианта

государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая

предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных

случаях приходится поступать еще  более решительно : изымать из частной

собственности землю и использовать ее для государственного жилищного

строительства.

4. Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения.

4.1.  Социальная политика: реформы и обязательства.  

Численность лиц, которые  могут претендовать на различные  выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. человек.(6) Под социальной политикой можно понимать законодательное установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.

Социальная  политика государства предполагает наличие:

общественно поддерживаемой социальной доктрины (в  идеале – сформулированной в официальных  программных документах;

конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных  подзаконных актов по группам  и отдельным социальным обязательствам государства;

институционального  каркаса и механизмов организации  исполнения социальных обязательств государства;

организационной структуры мониторинга и контроля;

ресурсов  для реализации предыдущих позиций  и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства.  

Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз за то, что основная масса населения экономически и  финансово не самодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно  понизят его жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: несомненно, позитивной доминантой предлагаемых реформ является ослабление главного реформатора  единства социального пространства России, связанного с множественностью социальных обязательств государства, не обеспеченных необходимыми ресурсами  повсеместно, прежде всего, на муниципальном  уровне.  

Информация о работе Сущность социальной политики