Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:51, реферат
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. Я считаю, что социальная политика охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Помимо этого, данный фонд аккумулирует
средства обязательного социального
страхования от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний, которое регулируется
одноименным федеральным
3.2Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной
политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах
составляют работающие, единственным ( или основным ) доходом которых является
заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что
опереться, кроме государственной власти. Среди самодеятельного населения России около 40 млн. человек, или примерно половину, составляют наемные работники, в первом полугодии 1996 г. заработная плата наемных работников, включая выплаты социального характера, составляла 43,4 % общего объема денежных доходов населения.(2) Кроме того, в любом государстве
имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной
трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно
добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых
базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является
слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает
собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу.
Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку
работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для
этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие
создание системы договоров, которые
заключают между собой
предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в
социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти
не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.
Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к
важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:
· социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к
личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу
выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение
приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты
трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав
человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных
международных норм ;
· социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на
условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и
трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты
трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной
реабилитации ;
· всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и
профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного
ориентира социально - экономического развития общества ;
· минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков,
доступность и открытость соответствующей информации ;
· государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной
самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ
защиты ;
· заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство,
предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг
профессиональных организаций трудящихся ) в формировании и совершенствовании
тех или иных систем и форм защиты;
· солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных
договоров” , касающихся распределения финансового бремени по компенсации и
минимизации социальных и профессиональных рисков ;
·экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор
профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков,
возможность получения профессионального образования, места работы, свободы
ассоциаций ;
· личную ответственность работников за сохранение своего здоровья,
работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места
работы ;
· многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от
государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для
отдельных их категорий и профессиональных групп ;
·многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны
выступать : государство ( в лице ведомств и министерств ), работодатели,
товарищества по страхованию, региональные органы управления ;
· многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом
внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная
подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и
реабилитационные услуги.
3.3 Социальная политика в области заработной платы
Что касается средней заработной платы, то в сентябре 1995 г. она составила 565 тыс. рублей (1,8 прожиточных минимума), по сравнению с сентябрем 1994 г. ее реальное значение снизилось на 29%, а за время реформ ее покупательная способность упала более чем в 2,5 раза, и она по существу опустилась до уровня минимальной заработной платы, окончательно вытеснив последнюю с российской экономической арены.(3) Социальная политика в области заработной платы должна
реализовываться дифференцированно. основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника
невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы.
Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют
неквалифицированного труда. В
отношении таких категорий
минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не
разрешается По данным Министерства труда РФ на сентябрь 1995 г., минимальная зарплата составляла около 19% прожиточного минимума, в пересчете на долларовый эквивалент минимального часового заработка в США 4,25 долл. она равняется примерно полутора дням неквалифицированной работы в этой стране.(4). С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда(каждые 14 дней или ежемесячно).
В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение
предельного уровня последней и сохранение его втечение определенного отрезка
времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты
труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения
трудностей в области
3.4Социальная политика на рынке труда.
Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход
системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по
предотвращению возможных
Социальная политика применительно к рынку связана прежде всего с
возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того,
воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм,
касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование
может осуществляться и сокращением
доступа некоторых групп
рынок труда ( например, с помощью сокращения пенсионного возраста ). Кроме
того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии
заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно
оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы
переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя
наряду с произведением
поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству
и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или
смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице
должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования
мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей
возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных
средств для создания и изменения структуры рабочих мест.
Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также
решение проблем особых групп работающего населения ( пожилых людей,
инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).
3.5 Жилищная политика.
Политика обеспечения
современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и
быстро решаемые жилищные проблемы
усиливают территориальную
рабочей силы, что в условиях существенных
структурных сдвигов
особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем
выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим
жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии
поощрять самостоятельное
различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают
относительно дешевые
доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает
использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль
государства в этом случае сводится
к тому, что оно бесплатно
строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или
применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта
государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая
предельную сумму доходов
случаях приходится поступать еще более решительно : изымать из частной
собственности землю и использовать ее для государственного жилищного
строительства.
4. Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения.
4.1. Социальная политика: реформы и обязательства.
Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. человек.(6) Под социальной политикой можно понимать законодательное установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.
Социальная политика государства предполагает наличие:
общественно поддерживаемой социальной доктрины (в идеале – сформулированной в официальных программных документах;
конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;
институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства;
организационной
структуры мониторинга и
ресурсов
для реализации предыдущих позиций
и для непосредственного
Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз за то, что основная масса населения экономически и финансово не самодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно понизят его жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: несомненно, позитивной доминантой предлагаемых реформ является ослабление главного реформатора единства социального пространства России, связанного с множественностью социальных обязательств государства, не обеспеченных необходимыми ресурсами повсеместно, прежде всего, на муниципальном уровне.