Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 20:49, реферат
Для увеличения величины товарооборота предлагается формировать ассортимент каждой товарной группы исходя из времени суток, что позволит максимально эффективно использовать имеющиеся торговые площади и максимально удовлетворить потребности посетителей. Но это вовсе не значит, что какое-то блюдо будет вообще отсутствовать в продаже. В продаже присутствует весь ценовой спектр товарной группы, однако центр тяжести его смещается в зависимости от времени работы ресторана и спроса посетителей. Этот способ позволяет увеличить эффективность продажи блюд на предприятии на 7-10%.
Введение …………………………………………………………………... 1-2
Сущность товарооборота ………………………………………. 3-25
1.1. Роль товарооборота и его значение в экономике страны …………. 3-6
1.2. Состав и структура товарооборота общественного питания …….. 7-11
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот ……………………………… 12-23
1.4. Методика анализа товарооборота …………………………………... 24-25
Заключение ……………………………………………………………….. 26
Список использованных источников …………………………………… 27
Реализация продукции собственного производства, а также покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины и т.п. составляет розничный товарооборот предприятий питания.
Отдельные предприятия продают готовую продукцию или полуфабрикаты другим предприятиям общественного питания и розничной торговли. В результате такого рода реализации продукты питания ещё не поступают в сферу личного потребления, поэтому их товарооборот является оптовым. Поскольку товары при этом не выходят за пределы отрасли, такой товарооборот самостоятельного отраслевого значения не имеет.
Сумма оборота от реализации продукции собственного производства (розничного и оптового) и оборота от реализации выкупных товаров образует общий оборот общественного питания, то есть валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объём производственной и торговой деятельности предприятия общественного питания. По отношению к нему планируют и учитывают другие показатели: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др. Товарооборот планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания.
Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем:
товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания;
по удельному
весу товарооборота предприятия
питания в товарообороте
товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
по доле
товарооборота предприятия
по отношению
к товарообороту учитываются, анализируются
и планируются показатели, оценивающие
эффективность деятельности предприятия
(товарооборачиваемость, рентабельность,
уровень издержек и др.).
1.2. Состав
товарооборота.
Согласно «Инструкции по учёту розничного товарооборота и товарных запасов в торговле» Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 188,
Розничный товарооборот делится на:
– розничный товарооборот торговой сети;
– розничный
товарооборот общественного питания.
В состав розничного товарооборота торговой сети включается:
1.1. Продажа товаров населению:
а) за наличный расчет, по кредитным, пластиковым карточкам банков, электронным картам, расчетным чекам сберегательных банков, по перечислениям со счетов вкладчиков банков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаров за иностранную валюту, в том числе по перечислениям с валютных счетов населения; продажа товаров на борту самолетов, в пассажирских поездах, с аукционов, через комиссионные магазины, реализация товаров непосредственно производителями, с оплатой через кассу предприятия;
б) в
кредит с рассрочкой платежа, при
этом в объем товарооборота
в) по безналичному расчету организациями, фирмами, выполняющими заказы населения на покупку товаров по почте (по времени сдачи ими посылок в отделения связи);
г) в
порядке встречной торговли между производственными
предприятиями и населением при закупках
сельскохозяйственной продукции (концентрированных
кормов и других товаров из магазинов,
сахара с сахарных заводов, масла с маслозаводов
и масложирокомбинатов и т.п.).
1.2. Продажа через торговую сеть юридическим лицам и их обособленным подразделениям:
а) продовольственных товаров по безналичному расчету для питания обслуживаемых ими контингентов населения, а именно: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям; судам речного флота для организации питания экипажей судов, туристов и пассажиров в судовых ресторанах; геологопоисковым партиям для организации питания работников экспедиций; производственным предприятиям лечебно-профилактического питания для рабочих и служащих, занятых в цехах с вредными условиями труда;
б) продовольственных и непродовольственных товаров за наличный расчет;
в) продовольственных
и непродовольственных товаров по безналичному
расчету исправительно-трудовым учреждениям
для отпуска спецконтингентам за счет
их личных денежных средств,
1.3. Порядок
отражения отдельных продаж в
объеме розничного
а) по кредитным, пластиковым карточкам, электронным картам, расчетным чекам сберегательных банков, по перечислениям со счетов вкладчиков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаров отражается, как продажа за наличный расчет:
б) за иностранную валюту - в пересчете на национальную валюту исходя из среднемесячного курса валют, установленного Национальным банком республики;
в) на борту
самолетов, в пассажирских поездах
- в розничном товарообороте
г) на аукционах, через комиссионные магазины - по ценам фактической реализации;
д) товаров длительного пользования по образцам (мебели, холодильников, легковых автомобилей и т.п.) - по времени фактической доставки их покупателю, независимо от времени уплаты денег;
е) печатных изданий (книг, газет, журналов), изданий видео и грамзаписей по подписке - по времени фактической выдачи подписных изданий;
ж) некоторых товаров (лекарств, топлива, транспортных средств, инвалидных колясок и т.п.) отдельным категориям населения со скидкой - в размере оплачиваемой населением стоимости;
з) форменной одежды рабочим и служащим со складов материально-технического снабжения предприятий, организаций, учреждений - по времени ее выдачи в размере оплачиваемой стоимости;
и) выдача
товаров по всем видам выигрышей
(денежно-вещевым лотереям, при проведении
спортивных и других мероприятий), при
погашении товарами облигаций государственных
целевых беспроцентных займов - по
их фактической стоимости по времени
отпуска населению.
1.4. В
розничный товарооборот
1.5. В объем
торговой выручки предприятий, колхозов,
совхозов, организаций, учреждений, подсобных
хозяйств, подведомственных юридическим
лицам и их обособленным подразделениям
включается реализация населению продукции
собственного производства, в том числе
живой скот и птица, отходы производства,
потребительские товары, полученные по
бартеру, в порядке самостоятельных закупок.
1.6. Стоимость
расфасованных в предприятиях
торговли продовольственных
2. В
состав розничного
2.1. Продажа
по безналичному расчету
2.2. Выдача рабочим и служащим товаров в погашение заработной платы.
2.3. Стоимость
возвращенных покупателями
2.4. Отпуск
товаров в счет взаиморасчетов
или в порядке товарообмена
между магазинами и другими
организациями (кроме
2.5. Стоимость товаров, числящихся на балансе предприятия торговли и использованных на его внутрихозяйственные нужды.
2.6. Продажа
в предприятиях торговли
2.7. Продажа населению почтовых марок, конвертов и почтовых открыток с марками, телефонных карточек отделениями связи.
2.8. Стоимость
входных билетов на рынки,
3. В
состав розничного
3.1. Продажа предприятиями общественного питания населению:
а) за наличный
расчет готовых изделий и
б) готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки, покупных товаров рабочим и служащим с последующим удержанием их стоимости из заработной платы - включается в розничный товарооборот по моменту фактического отпуска питания или товара по ценам фактической реализации;
в) стоимость питания, отпускаемого по абонементам и талонам работникам других юридических лиц и их обособленных подразделений - включается в розничный товарооборот по моменту фактического отпуска питания по цене фактической реализации;
г) стоимость питания, отпускаемого работникам колхозов, совхозов (включая механизаторов и лиц, привлеченных на сельхозработы), других предприятий и организаций с оплатой по безналичному расчету, в счет взаиморасчетов или товарообмена - включается в розничный товарооборот по моменту фактического отпуска питания по цене реализации. Если обеденная продукция производится из давальческого сырья, то в объем розничного товарооборота включается только выручка за ее изготовление;
д) выручка
предприятий общественного
3.2. Продажа
по безналичному расчету
3.3. Продажа
за наличный расчет
3.4. Предприятия
общественного питания,
4. В
состав розничного
4.1. Продажа
по безналичному расчету
4.2. Стоимость питания отпущенного бесплатно (за счет средств бюджета) отдельным категориям населения (учащимся, больным, находящимся на стационарном лечении, пенсионерам, безработным и др.) предприятиями общественного питания, подведомственными Минобразованию, Минздраву, Минсоцзащиты.