Сущность товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Для увеличения величины товарооборота предлагается формировать ассортимент каждой товарной группы исходя из времени суток, что позволит максимально эффективно использовать имеющиеся торговые площади и максимально удовлетворить потребности посетителей. Но это вовсе не значит, что какое-то блюдо будет вообще отсутствовать в продаже. В продаже присутствует весь ценовой спектр товарной группы, однако центр тяжести его смещается в зависимости от времени работы ресторана и спроса посетителей. Этот способ позволяет увеличить эффективность продажи блюд на предприятии на 7-10%.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………... 1-2

Сущность товарооборота ………………………………………. 3-25

1.1. Роль товарооборота и его значение в экономике страны …………. 3-6
1.2. Состав и структура товарооборота общественного питания …….. 7-11
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот ……………………………… 12-23
1.4. Методика анализа товарооборота …………………………………... 24-25

Заключение ……………………………………………………………….. 26

Список использованных источников …………………………………… 27

Файлы: 1 файл

Содержани2.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Стоимость питания и товаров, реализованных  этими предприятиями общественного  питания за наличный расчет населению  и по безналичному расчету организациям социального назначения, включается в объем розничного товарооборота. 

4.3. Стоимость питания и обслуживания на банкетах, презентациях, поминках и других мероприятиях, оплаченных юридическими лицами, их обособленными подразделениями по безналичному расчету. 

4.4. Стоимость  возвращенной поставщикам тары. 

4.5. Внутренний  отпуск продукции и товаров в пределах предприятия (организации) общественного питания. 

4.6. Стоимость  сырья заказчика (давальческое  сырье). 

4.7. Выручка  за просмотр концертных программ, биллиардных, танцевальных, игровых  залов, видеосалонов, входная плата  в рестораны, бары и т.п. 

5. В  состав товарных запасов розничной  торговли включаются:

- запасы  в розничной сети;

- запасы  в сети общественного питания. 

5.1. В  товарные запасы розничной торговой  сети включаются;

а) товары, имеющиеся на отчетную дату в наличии  в торговом зале и подсобных помещениях розничной сети (магазинах, аптеках, палатках, ларьках, киосках, развозной, разносной и другой торговой сети), а также на базах, складах, овощехранилищах, принадлежащих розничным торговым организациям, межрайбазах, оптовых базах, торговораспределительных складах потребительской кооперации, числящиеся на их балансе и предназначенные для розничной торговли и общественного питания;

6) товары  текущего хранения, обеспечивающие  повседневную продажу и запасы  товаров сезонного хранения (картофель, овощи, фрукты);

в) товары закупленные и оплаченные, но оставленные  на ответственном хранении у поставщиков, а также сданные в переработку. 

5.2. В  товарные запасы общественного  питания включаются товары, имеющиеся  на отчетную дату в наличии  в предприятиях общественного питания (столовых, кафе, ресторанах, барах, палатках, ларьках, киосках, развозной, разносной и другой торговой сети), а также на базах и складах, принадлежащих организациям общественного питания, числящиеся на их балансе и предназначенные для общественного питания и розничной торговли. 

5.3. Товарные  запасы в розничной торговой  сети и сети общественного  питания показываются в розничных  ценах на дату учета, в овощехранилищах  - в ценах, по которым они  находятся на балансе этих  предприятий. 

6. В  состав товарных запасов розничной  торговли не включаются.

а) товары в пути;

б) тара всех видов: мягкая, жесткая, стеклянная, как свободная, так и занятая  под товаром;

в) товары материально-технического снабжения;

г) товары на складах предприятий, занимающихся заготовительной деятельностью;

д) товары в комиссионных магазинах и магазинах  по продаже скупленных вещей;

е) готовая  продукция в подсобных производственных предприятиях торговых организаций;

ж) товары отгруженные, по которым расчетные  документы не сданы на инкассо в учреждения банков;

з) товары поставщика, принятые на ответственное  хранение (под сохранную расписку). 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Факторы,  влияющие на товарооборот. 

Выполнение  плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия общественного питания зависят от  трёх групп факторов:

1) от  обеспеченности товарными ресурсами,  правильности их распределения  и использования;

2) от  обеспеченности трудовыми ресурсами,  эффективности использования рабочего времени, производительности труда работников общественного питания;

3) от  состояния, развития и использования  материально-технической базы предприятия  питания. 

Первая  группа факторов 

Главный фактор успешного развития товарооборота  и выпуска собственной продукции – обеспеченность и рационального использования товарных ресурсов. Анализ использования товарных ресурсов на предприятии общественного питания обычно начинают с изучения продуктового баланса. В ходе анализа определяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике. Товарооборот предприятия общественного питания зависит от поступления сырья и покупных товаров, состояния товарных запасов. На его объём оказывает влияние прочее выбытие продуктов. Эта зависимость может быть выражена формулой продуктового баланса:

Зн + П = Р + В + Зк ,

где Зн – товарные запасы на начало изучаемого периода;

П –  поступление сырья, полуфабрикатов и покупных товаров;

Р –  реализация продукции собственного производства и покупных товаров;

В –  прочее выбытие продуктов;

Зк –  товарные запасы на конец анализируемого периода.

Влияние показателей товарного баланса  на развитие товарооборота можно  определить, применив следующую формулу:

Р = Зн + П – В – Зк .

Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления продуктов, а отрицательное – увеличение прочего выбытия продуктов и завышенные запасы сырья и покупных материалов на конец периода.

Так как  товарооборот планируют, учитывают  и анализируют в продажных  ценах, то и все другие показатели включают в продуктовый баланс в  аналогичной оценке. Данные по продуктовому балансу изучают в целом по предприятию питания, так как отсутствует необходимая информация для его составления в ассортиментном разрезе.

Анализ  поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров проводят по общему объёму, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления и отдельным  поставщикам. Прежде всего, исходя из плана товарооборота и выпуска собственной продукции определяют потребность в товарных ресурсах и сравнивают с возможностями их закупки. Особое внимание уделяют выявлению, изучению и мобилизации дополнительных источников поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров на льготных условиях. Закупки зелени, ранних овощей, ягод и фруктов на колхозных рынках, продовольственных товаров непосредственно у производителей расширяют и разнообразят ассортимент продукции собственного производства, повышают калорийность и качество выпускаемых блюд. Приобретение продуктов непосредственно у производителей, поступление сырья из подсобных хозяйств и пунктов потребительской кооперации, как правило, производятся дешевле, чем при их закупке через оптовых посредников, что является важным фактором снижения стоимости питания и повышения рентабельности хозяйствования. В связи с этим при анализе необходимо изучить, как предприятия питания используют возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов из указанных выше источников и какие имеются резервы для их роста. Особое внимание уделяется изучению частоты и своевременности завоза продуктов.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки сырья и покупных товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа определяют степень выполнения договоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству продуктов, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и упаковки и т.п.; выявить случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и установить их причины. Нарушения в выполнении договоров поставки сырья и покупных товаров могут быть по вине поставщиков (из-за несвоевременного заключения договоров, согласования спецификаций; нарушения договорных обязательств по объёму, ассортименту и качеству поставляемых продуктов, срокам отгрузки и другим условиям их поставки)  или по вине предприятий питания (несвоевременное заключение договоров и предоставление разнарядок и заявок поставщикам, отказ от заказанных продуктов, нарушение действующего порядка расчётов и др.). В первом случае необходимо проверить, приняло ли предприятие питания все необходимые меры воздействия на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, по устранению и предупреждению недостатков в поставке сырья, полуфабрикатов и покупных товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению снабжения продуктами.

Несвоевременное поступление сырья и полуфабрикатов по дням, а по некоторым из них  и по часам отрицательно сказывается на развитии товарооборота и выпуска собственной продукции. Для оценки равномерности и ритмичности завоза продуктов по каждому поставщику следует изучить соблюдение сроков поступления сырья и покупных товаров (в ассортиментном разрезе), определить коэффициенты вариации и равномерности.  

Предприятия-доготовочные нередко получают полуфабрикаты  высокой степени готовности и  быстрозамороженные блюда, что положительно сказывается на их производственно-торговой деятельности. Проводя анализ, следует установить, как удовлетворяются потребности столовых, кафе, ресторанов, других предприятий-доготовочных в полуфабрикатах высокой степени готовности и быстрозамороженных блюдах (в ассортиментном разрезе и в целом по предприятию) и как изменяется их доля в общем расходе продуктов. Используя следующую формулу, целесообразно также по отдельным видам продуктов определить коэффициент индустриализации приготовления пищи (Кинд):

Кинд =

  где  Гпр – готовые продукты;

Пфабр – полуфабрикаты;

Кгот  – коэффициенты готовности продуктов  к потреблению;

Рпр –  расход продуктов (общее количество). 

Для обеспечения  ритмичной работы, широкого выбора собственной продукции и покупных товаров, наиболее полного удовлетворения спроса потребителей на предприятиях питания должны быть определённые товарные запасы. По назначению их подразделяют на текущие и сезонные. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной, бесперебойной производственно-торговой деятельности предприятий. Запасы продуктов текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Предприятия питания должны иметь их в размере на установленное по плану количество дней производственно-торговой деятельности. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными. Завышенные запасы продуктов ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек производства и обращения, а главное – ухудшению качества и даже порчи продуктов. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в производственно-торговой деятельности предприятий, к снижению объёма товарооборота и выпуска собственной продукции.

Сезонные  запасы продуктов создают в определённые периоды года и их образование связано с сезонностью производства. В общественном питании к сезонным товарным запасам относится заготовка картофеля, овощей, фруктов и другой сельскохозяйственной продукции на зимний период.

Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных. Нормативы текущих запасов  продуктов каждое предприятие питания  планирует поквартально в сумме  или днях. При этом норматив текущих  товарных запасов в днях на квартал  одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

В деятельности предприятий питания текущие  товарные запасы рассматривают, с одной  стороны, как источник товарного  обеспечения, выполнения планов и динамики развития товарооборота и выпуска  собственной продукции и, с другой  – как составную часть финансового плана и основу расчёта потребности в собственном капитале. В связи с этим нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие, должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по продажным ценам, а при планировании финансов и изучении финансового положения предприятия – по себестоимости.

Так как  нормативы товарных запасов устанавливают  поквартально, то и их изучение проводят прежде всего по каждому кварталу в отдельности. Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях. Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объём товарооборота и умножить на количество дней изучаемого периода.  

Информация о работе Сущность товарооборота