Теневая экономика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т. к. практически вся информация, которую удается получить учетному экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия теневой экономики 5
1.1 Понятие теневой экономики 5
1.2 Структура и институционализация теневой экономики 10
2. Особенности теневой экономики 16
2.1 Теневая экономика: причины и последствия 16
2.2 Плюсы и минусы теневой экономики 18
2.3 Масштабы теневой экономики 20
2.4 Регулирование теневой экономики 23
3. Теневая экономика в современной России 26
3.1 Анализ размеров теневой экономики России 26
3.2 Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения экономической безопасности страны 30
3.3 Теневая экономика и кризис 36
Заключение 39
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 72.69 Кб (Скачать файл)

В методологическом отношении  существенно различаются экономический, социологический, кибернетический  и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается  также междисциплинарный комплексный  подход.

Особенностью экономического подхода является изучение ее влияния  на эффективность экономической  политики, распределения и использования  экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют  теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также  в институциональном аспекте.

На уровне мировой экономики  рассматриваются международные  теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег за рубеж, полученных преступным путем).

На макроуровне анализируются  теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру  экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление  валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и  другие макроэкономические процессы.

На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений  субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные  нелегальные рынки.

Институциональный уровень  анализа ставит в центр социально-экономические  институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

Социологические концепции  теневой экономики рассматривают  эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения  субъектов в значимых ситуациях.

В рамках кибернетической  концепции теневая экономика  рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются  экономико-математические модели прогнозирования  и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.

В рамках правовых концепций  явления теневой экономики рассматриваются  как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической  деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).

 

 

 

 

1.2 Структура и  институционализация теневой экономики.1

Сложность и важность проблем  теневой экономики стимулируют  развитие междисциплинарного подхода  к ее исследованию [2].

Из раскрытой выше сущности «теневой экономики» следует, что это  явление имеет весьма многогранный и разнородный характер. В связи  с этим возможны различные критерии разграничения её элементов. Для  удобства анализа обозначим каждый выделенный слой, страту, зону или уровень  рынка своим цветом.

Белый рынок (официальная  зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т.п. Это легальный  рынок, участники которого действуют  с соблюдениями всех законов и  правил и полностью прозрачны. Последнее  обстоятельство особенно важно при  вхождении России в мировой рынок  и является наиважнейшим фактором привлечения  в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.

Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с  особо ликвидными товарами и т.д. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько  миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих  объектов и элитного жилья и т.д.

Розовый рынок функционирует  как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого  рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков»  является увод активов в зарубежные оффшоры.

Розовый рынок берет свое начало с 20-х годов прошлого века, когда, например, В.И.Ленин лично дал карандашной фабрики А.Хаммера разрешение на ведение бизнеса в России со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть специальных распределителей и магазинов (таких как «Березка»), особых санаториев, больниц для власть принадлежащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.

Внутри этого рынка, по существу, встроенного в механизм принудительного распределения  ресурсов действовала своя система  неофициального (а значит теневого) обмена услугами в региональном плане - между центром и местами, в  отраслевом - между правительством, министерствами и отдельными предприятиями. Сложился и собственный механизм согласования интересов - борьба за выделение  максимального объема ресурсов и  получение минимальных плановых заданий. В ЦК КПСС и Госплане СССР между отделами и «подведомственными регионами» шел настоящий торг посредством  бартерных операций по всем группам  и услугам. Выделение кредитов и  размещение новых предприятий в  регионах зачастую осуществлялось путем  яростной борьбы между региональными  лидерами. Процветали закрытый номенклатурный подбор и расстановка кадров, причем многие представители номенклатуры жили по принципу - «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Быками (или  даже козлами) считалось остальное  население страны. Открытие рынка  в начале 1990-х годов привело  к тому, что экономика тотального дефицита трансформировалась в экономику  неплатежей и денежного дефицита.

В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма  обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением  официальных и неофициальных  льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других) для своих - узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.

Серый рынок - зона полулегальных  операций, таких как обеспечение  утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские  вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег  на местные нужды - проведение праздников, во внебюджетные фонды.

Этот рынок функционирует  на основе деятельности ряда полутеневых  предприятий, организаций и оказывающих  им содействие представителей федеральных  и региональных органов власти.

Эта система начала функционировать  еще в советские времена, когда  хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный  рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на основе бартерных  операций, особенно в сфере обращения  дефицитных товаров и услуг - в  торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к широкомасштабной спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.

Другая составляющая серого рынка - это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной  собственности (феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие  фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны - скрывать воровство материалов и  оборудования, которые затем перепродавались  на черном рынке. Несмотря на суровые  наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при  сверхцентрализированном управлении и планировании ошибки в распределении  ресурсов.

В современных условиях сложился новый тип серого рынка, на котором  властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в  свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают  глаза на правонарушения бизнесменов.

Черный рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в  сфере неучтенного денежного  оборота, теневое производство товаров  и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных  органах, или производство «левых»  неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые  от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного  мира определяют правила (понятия) экономического поведения.

Черный рынок - это своего рода оффшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные транзакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и полиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».

Гигантские масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность  позволяют сделать выводы о наличии  внутри страны параллельного государства  с аналогичной официальной системой управления.

Хозяйствующий субъект черного  рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей  эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс  консолидации - вхождение мелких групп  в крупные сообщества, как в  рамках отдельных территорий, так  и на межрегиональном и международном  уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.

Черный рынок организован  по принципу пирамиды. На ее вершине  стоят криминальные авторитеты, а  в основании - «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т.п. Часть основания  пирамиды занята коррумпированными  представителями органов власти и управления. Через них «черный  рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность  перевода учтенных безналичных денег  в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от 5% до 25% от численности всей пирамиды.

Вторая группа формирует  среднюю часть пирамиды и состоит  из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры), представляющих серый рынок. Здесь черный рынок  смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители как  черного, так и серого могут войти  в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в  «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают  доходы.

Третья группа представлена наемными работниками физического  и умственного труда, для которых  нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий  сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия  уводятся в тень. К ним примыкают  мелкие и средние государственные  служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. Всего, данная пирамида включает порядка 30 млн. чел. экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП. [3] И хотя данное деление теневой экономики на три сегмента довольно условно, на мой взгляд, оно очень схоже с тем, как делит теневую экономику в своей книге Латов Ю.В. .Есть лишь одно небольшое несовпадение в названиях условных частей теневой экономики. «Вторая («беловоротничковая») экономика» так окрестил Ю.В Латов тот сектор теневой экономики, который И.М Аблаев в своей статье назвал розовым. Определяют этот сектор оба автора практически одинаково.

Институционализация теневой  экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов. Из данного определения ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.

О таком превращении, свидетельствует  появление в среде неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых - тех или  иных экономических ролей, привычных  для субъектов и носящих теневой  характер (например, «рэкетир»). Во-вторых - сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание»  денег под фиктивные контракты). В-третьих - устойчивых видов теневых  экономических взаимоотношений  между определенными субъектами («прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов специальные фонды, опосредующие отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивание» и т.п. Взаимосвязи между этими четырьмя элементами образуют особый мир теневой экономики, которая за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России.

Произошедшая институционализация  теневой экономики сделала ее неотъемлемым элементом российской модели капитализма. Теневая экономика  стала привычным для большинства  населения явлением-люди каждый день сталкиваются с теневой деятельностью, и она не вызывает практически никакого осуждения общества. Это породило парадокс - теневая экономика в какой-то мере перестала быть «теневой», т.е. скрытой от общества и неизвестной ему. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  теневой экономики.

2.1 Теневая экономика:  причины и последствия.

Сознание рядового гражданина, возбужденное бесконечно тревожными выпусками  новостей, в ответ на словосочетание «теневая экономика» рисует караваны грузовиков, транспортирующие через  выжженные степи тонны героина; таинственных людей с чемоданами фальшивых американских денег; чиновников, уличенных во взяточничестве; «отмывающиеся» в швейцарских банках миллионы. Все  эти кадры действительно имеют  место в теневой экономике. Но это лишь одна, так называемая «черная» часть теневой экономики. Другая же, неразрывно связанная с первой, в экономической практике именуется  «серой». Это - вполне легальная деятельность, только в силу определенных причин скрываемая от государева ока.

Информация о работе Теневая экономика в современной России