Теневая экономика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т. к. практически вся информация, которую удается получить учетному экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия теневой экономики 5
1.1 Понятие теневой экономики 5
1.2 Структура и институционализация теневой экономики 10
2. Особенности теневой экономики 16
2.1 Теневая экономика: причины и последствия 16
2.2 Плюсы и минусы теневой экономики 18
2.3 Масштабы теневой экономики 20
2.4 Регулирование теневой экономики 23
3. Теневая экономика в современной России 26
3.1 Анализ размеров теневой экономики России 26
3.2 Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения экономической безопасности страны 30
3.3 Теневая экономика и кризис 36
Заключение 39
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 72.69 Кб (Скачать файл)

Государство несет большую  ответственность за масштабы вынужденной  теневой экономики. Непродуманная  социально-экономическая политика загоняет в тень многих хозяйствующих  субъектов. При улучшении же экономической  ситуации они часто ее покидают.

В целом степень ответственности  государства за масштабы теневой  экономики и наносимый ею ущерб  может быть оценена по следующим  направлениям:

- нарушение самим государством  правовых норм, морально-нравственных  принципов общества (правовой и  этический произвол);

- теневые сговоры государства  и его представителей с олигархами, противоречащие интересам общества;

- коррупция государственных  чиновников, превращение государственных  институтов в систему, которую  можно определить как коррумпированное  государство;

- непрофессионализм государственных  политиков и их субъективные  ошибки, и просчеты в экономической политике, имеющие следствием развитие вынужденной нелегальной экономики.

Можно выделить несколько  основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:

1) Государственная стратегия  социально-экономического развития  страны определяет основные параметры  национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать  теневая экономика. Специфика  той или иной национальной  хозяйственной модели накладывает  существенный отпечаток на масштабы  и формы теневой экономики.  Важными элементами государственной  стратегии социально-экономического  развития применительно к теневой  экономике являются:

- Минимизация теневой  экономики - одна из стратегических  целей;

- Формирование основных  макроэкономических параметров  национальной экономики на основе  добросовестной конкуренции;

- Эффективное антимонопольное  регулирование;

- Фиксация предельно допустимых  масштабов теневой экономики. 

2) Хозяйственное законодательство  очеркивает поле легитимной предпринимательской  деятельности. Оно создает определенные  стимулы для развития добросовестной  хозяйственной практики и подразумевает  санкции за нарушения существующих  норм. Важными элементами хозяйственного  законодательства являются:

- Приемлемый уровень налогов  и таможенных пошлин;

- Прозрачность финансовой  деятельности хозяйствующих субъектов;

- Упрощенные формы регистрации  и отчетности;

- Ответственность банков  перед вкладчиками. 

3) Социальная политика  направлена на повышение жизненного  уровня граждан и поддержку  малоимущих слоев, что позволяет  сузить питательную среду для  теневой экономики. Начиная со  второй половины XX века, многие государства зафиксировали в своих конституциях, что отныне они являются социальными государствами. Важными элементами социальной политики государства являются:

- Формирование социального  государства;

- Установление достойного  прожиточного минимума;

- Недопущение глубокой  социальной дифференциации общества;

- Минимизация теневых  операций в системе трудовых  отношений;

- Особое внимание к  проблеме занятости молодежи.

4) Отношения с бизнесом  подразумевают соблюдение основных  принципов взаимодействия государственной  власти и частного бизнеса.  Эти принципы предполагают создание  равных условий конкуренции для  всех участников рынка и поддержку  наиболее уязвимых хозяйствующих  субъектов. Важнейшими принципами  отношений с бизнесом являются:

- Равноудаленность бизнеса  и власти;

- Государственная поддержка  малого и среднего бизнеса.

5) Карательная функция  государства направлена на борьбу  с криминальной экономикой, наиболее  опасной для общества. Реализация  карательной функции подразумевает  ужесточение карательных мер  в отношении: 

- Традиционного криминала;

- Коррумпированной части  чиновничества;

- Теневых операций олигархических  структур.

6) Воспитательная функция  государства связана с глубокими  культурными изменениями, препятствующими  распространению теневой экономики.  Она реализуется через систему  образования и средства массовой  информации. Ее важными элементами  являются:

- Формирование культуры  законопослушания;

- Обсуждение культа насилия,  вседозволенности, наркобизнеса, проституции;

- Формирование национальной  идеи на основе морально-нравственных  принципов общества.

7) Сотрудничество с институтами  гражданского общества позволяет  привлечь наиболее активные социальные  силы к воздействию на теневую  экономику. Элементы гражданского  общества начали формироваться  уже давно, но только сейчас  можно говорить о его определенной  зрелости и значительном повышении  его роли. Гражданское общество  представляет собой совокупность  объединений, ассоциаций, союзам  по интересам, связанных не  вертикальными иерархическими зависимостями,  а главным образом горизонтально-сетевыми  взаимоотношениями. Сюда входят, в частности такие социальные институты - как семья, церковь, община, органы самоуправления, кооперативы, мелкие предприятия, землячества, трудовые коллективы, политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, творческие союзы.

Важными способами сотрудничества с ними являются:

- Координация деятельности  органов местного самоуправления  и правоохранительных органов;

- Использование материалов  независимых расследований в  сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой  информации;

- Сотрудничество в рамках  системы социального партнерства  с организациями предпринимателей  и профсоюзами трудящихся по  вопросам социальной политики, формирования  предпринимательской корпоративной  этики;

- Сотрудничество с общественными  и религиозными организациями  в сфере духовного воспитания  общества;

- Сотрудничество с общественными  палатами.

8) Сотрудничество с международными  организациями позволяет проводить  согласованную политику по отношению  к теневой экономике в мировом  масштабе. Прежде всего, следует перечислить официальные (межгосударственные) организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол и другие. Существуют и независимые международные организации (например, «Транспэрэнси Интернэшнл»).

К основным элементам международного сотрудничества относятся:

- разработка общих принципов  борьбы с отмыванием денег,  коррупцией, мошенничеством;

- обмен оперативной информацией  по экономической преступности, совместные расследования;

- обмен опытом в рамках  международных конференций, семинаров,  учений;

- учет мнения авторитетных  международных организаций о  состоянии теневой экономики. 

Государственное воздействие  на теневую экономику должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная нелегальная  экономика должна подвергаться в  основном косвенному воздействию (через  создание благоприятной рыночной среды), а криминальная - преимущественно  воздействию административными  методами на основе конституционного права (в виде указов, постановлений, программ, распоряжений) при активном участии правоохранительных органов.

Что касается наиболее действенных  методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономикой считать более важными. Сторонники Э. Сото убеждены, что главная причина роста теневой экономикой - это "плохие" законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в "теневиков". В таком случае стратегией борьбы с теневой экономикой должна стать ликвидация бюрократических "препон", а тактикой - поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций).

Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания теневой экономики  являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции (например, протестантская этика по Максу Веберу). По их мнению, для минимизации теневой экономики, прежде всего, необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную "игру по правилам", а не как "пиратство". При таком подходе стратегический путь борьбы с теневой экономикой - это "выращивание" хозяйственной культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы - пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Теневая экономика и кризис.

"Теневые" экономики  страдают от кризиса меньше  легальных и даже могут помочь  последним легче перенести рецессию, пришли к выводу экономисты Deutsche Bank на примере европейских стран.  Только для этого нужно, чтобы  неучитываемая государством часть  экономики была развитой. К России, где теневой сектор еще велик,  это правило могло бы подойти,  но мешает зависимость от нефти  и газа всей экономики. 

Европейские страны с развитой теневой экономикой пострадали от нынешнего  кризиса меньше, чем их более добропорядочные  соседи, подсчитали в Deutsche Bank. Например, ВВП Греции, премьер-министр которой  в декабре признал, что госсектор  страны пронизан коррупцией, в этом году сократился лишь на 1%. Экономика  всего Евросоюза при этом потеряла 4%.

Впрочем, как следует из исследования Deutsche Bank, на пользу ВВП  может и "исключительная честность" населения: Австрия, Франция и Нидерланды в условиях кризиса чувствуют  себя лучше большинства соседей  по Евросоюзу. "Если люди чувствуют, что государство справедливо  по отношению к ним и в обмен  на свои налоги они получают довольно много товаров и услуг, они  с большей вероятностью будут  платить налоги, что увеличивает  поступления в бюджет", - считает  профессор австрийского университета Линца Фридрих Шнайдер.

Профессор, специализирующийся по вопросам теневых или скрытых  экономик, поддерживает теорию, что  развитый неофициальный сектор экономики  может помочь в случае экономического спада. "Люди зарабатывают дополнительные деньги, а в теневой экономике  никто не откладывает деньги на сберегательный счет - следовательно, все эти деньги расходуются на потребительские  товары, поддерживая спрос", - говорит  он. По его словам, теневая экономика  повышает общий уровень благосостояния, в проигрыше остается только государство - как в случае с Грецией.

Хуже всего в кризис себя чувствуют страны, жители которых "не могут похвастать безупречной  честностью в вопросах трудовой этики, как австрийцы, и не столь же активны  в обмане государства, как например, греки", сообщает Deutsche Bank, оговариваясь, что к этому исследованию следует  отнестись с долей юмора. Наименее благоприятная доля теневого сектора  в общей структуре экономики, по оценке Себастьяна Кубша, равна 14,3318%. К этой категории стран авторы исследования отнесли Германию, в которой на теневую деятельность приходится 14,6% ВВП. Это страна "находится на грани наихудшего варианта развития событий", заключает Кубш.

Германия и страны из этой категории стоят перед сложным  выбором. Либо последовать примеру  Греции и "не просто нанять маляра-халтурщика для покраски спальни, а построить  силами "левых строителей" весь дом", т.е. довести "теневую" экономику  до полноценного и эффективного механизма. Либо полностью избавляться от привычки зарабатывать нелегально. Своей стране Deutsche Bank однозначно рекомендует пойти  честным путем. Кризис финансовых рынков, как и нынешние проблемы Греции, говорится в исследовании, свидетельствуют  в пользу того, что "высокая мораль и порядочность лежат в основе устойчивой деловой активности".

Куда именно отнести Россию, в рамках данной классификации стран  с неофициальной экономикой, не вполне ясно. Данные по доле теневой экономике  в ВВП нашей страны разнятся. Росстат  считает, что объем "серого" сектора  достигает 25% ВВП страны. Всемирный  банк идет дальше, полагая, что из-под  налогообложения, контроля, лицензирования и регулирования выпадает до 49% российской экономики. Не исключено, что Росстат  недооценивает, а ВБ перехлестывает.

Помощник президента по экономическим  опросам Аркадий Дворкович в  июне признался, что "когда мы планируем  бюджет, то заранее имеем в виду, что 30% куда-то денется". Учитывая, что  потратить из казны в 2009 году планируется 10 трлн. рублей, то можно предположить, что только из бюджета по статье расходы "куда-то денется" около 3 трлн. рублей. В бизнесе и в остальном то же самое, говорит Дворкович: "Только у хороших компаний девается 10%, а у плохих 50%".

Советник президента при  этом высказывал схожую с выводами Deutsche Bank мысль, что эти 30% вместо того, чтобы идти на депозиты или на любые  другие цели, идут в потребление. "Не всегда внутри страны, но все же", - заметил он. Сколько неучтенных доходов тратится внутри страны, неизвестно: финансисты указывали, что средства в начале года активно выводились за рубеж. А зависимость всей российской экономики от конъюнктуры сырьевых рынков определяет во многом и объем "серого" сектора экономики, который тоже сжимается.

Информация о работе Теневая экономика в современной России