Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:35, курсовая работа
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т. к. практически вся информация, которую удается получить учетному экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.
Введение 3
1. Основные понятия теневой экономики 5
1.1 Понятие теневой экономики 5
1.2 Структура и институционализация теневой экономики 10
2. Особенности теневой экономики 16
2.1 Теневая экономика: причины и последствия 16
2.2 Плюсы и минусы теневой экономики 18
2.3 Масштабы теневой экономики 20
2.4 Регулирование теневой экономики 23
3. Теневая экономика в современной России 26
3.1 Анализ размеров теневой экономики России 26
3.2 Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения экономической безопасности страны 30
3.3 Теневая экономика и кризис 36
Заключение 39
Список литературы
Государство несет большую
ответственность за масштабы вынужденной
теневой экономики. Непродуманная
социально-экономическая
В целом степень ответственности государства за масштабы теневой экономики и наносимый ею ущерб может быть оценена по следующим направлениям:
- нарушение самим государством правовых норм, морально-нравственных принципов общества (правовой и этический произвол);
- теневые сговоры государства
и его представителей с
- коррупция государственных
чиновников, превращение государственных
институтов в систему, которую
можно определить как
- непрофессионализм
Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:
1) Государственная стратегия
социально-экономического
- Минимизация теневой экономики - одна из стратегических целей;
- Формирование основных
макроэкономических параметров
национальной экономики на
- Эффективное антимонопольное регулирование;
- Фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.
2) Хозяйственное
- Приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;
- Прозрачность финансовой
деятельности хозяйствующих
- Упрощенные формы регистрации и отчетности;
- Ответственность банков перед вкладчиками.
3) Социальная политика
направлена на повышение
- Формирование социального государства;
- Установление достойного прожиточного минимума;
- Недопущение глубокой
социальной дифференциации
- Минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;
- Особое внимание к проблеме занятости молодежи.
4) Отношения с бизнесом
подразумевают соблюдение
- Равноудаленность бизнеса и власти;
- Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
5) Карательная функция
государства направлена на
- Традиционного криминала;
- Коррумпированной части чиновничества;
- Теневых операций
6) Воспитательная функция
государства связана с
- Формирование культуры законопослушания;
- Обсуждение культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса, проституции;
- Формирование национальной
идеи на основе морально-
7) Сотрудничество с институтами
гражданского общества
Важными способами сотрудничества с ними являются:
- Координация деятельности
органов местного
- Использование материалов
независимых расследований в
сфере экономической
- Сотрудничество в рамках
системы социального
- Сотрудничество с
- Сотрудничество с
8) Сотрудничество с
К основным элементам международного сотрудничества относятся:
- разработка общих принципов борьбы с отмыванием денег, коррупцией, мошенничеством;
- обмен оперативной информацией по экономической преступности, совместные расследования;
- обмен опытом в рамках
международных конференций,
- учет мнения авторитетных международных организаций о состоянии теневой экономики.
Государственное воздействие на теневую экономику должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная нелегальная экономика должна подвергаться в основном косвенному воздействию (через создание благоприятной рыночной среды), а криминальная - преимущественно воздействию административными методами на основе конституционного права (в виде указов, постановлений, программ, распоряжений) при активном участии правоохранительных органов.
Что касается наиболее действенных методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономикой считать более важными. Сторонники Э. Сото убеждены, что главная причина роста теневой экономикой - это "плохие" законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в "теневиков". В таком случае стратегией борьбы с теневой экономикой должна стать ликвидация бюрократических "препон", а тактикой - поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций).
Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания теневой экономики являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции (например, протестантская этика по Максу Веберу). По их мнению, для минимизации теневой экономики, прежде всего, необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную "игру по правилам", а не как "пиратство". При таком подходе стратегический путь борьбы с теневой экономикой - это "выращивание" хозяйственной культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы - пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества.[8]
3.3 Теневая экономика и кризис.
"Теневые" экономики
страдают от кризиса меньше
легальных и даже могут помочь
последним легче перенести
Европейские страны с развитой теневой экономикой пострадали от нынешнего кризиса меньше, чем их более добропорядочные соседи, подсчитали в Deutsche Bank. Например, ВВП Греции, премьер-министр которой в декабре признал, что госсектор страны пронизан коррупцией, в этом году сократился лишь на 1%. Экономика всего Евросоюза при этом потеряла 4%.
Впрочем, как следует из исследования Deutsche Bank, на пользу ВВП может и "исключительная честность" населения: Австрия, Франция и Нидерланды в условиях кризиса чувствуют себя лучше большинства соседей по Евросоюзу. "Если люди чувствуют, что государство справедливо по отношению к ним и в обмен на свои налоги они получают довольно много товаров и услуг, они с большей вероятностью будут платить налоги, что увеличивает поступления в бюджет", - считает профессор австрийского университета Линца Фридрих Шнайдер.
Профессор, специализирующийся по вопросам теневых или скрытых экономик, поддерживает теорию, что развитый неофициальный сектор экономики может помочь в случае экономического спада. "Люди зарабатывают дополнительные деньги, а в теневой экономике никто не откладывает деньги на сберегательный счет - следовательно, все эти деньги расходуются на потребительские товары, поддерживая спрос", - говорит он. По его словам, теневая экономика повышает общий уровень благосостояния, в проигрыше остается только государство - как в случае с Грецией.
Хуже всего в кризис себя чувствуют страны, жители которых "не могут похвастать безупречной честностью в вопросах трудовой этики, как австрийцы, и не столь же активны в обмане государства, как например, греки", сообщает Deutsche Bank, оговариваясь, что к этому исследованию следует отнестись с долей юмора. Наименее благоприятная доля теневого сектора в общей структуре экономики, по оценке Себастьяна Кубша, равна 14,3318%. К этой категории стран авторы исследования отнесли Германию, в которой на теневую деятельность приходится 14,6% ВВП. Это страна "находится на грани наихудшего варианта развития событий", заключает Кубш.
Германия и страны из этой категории стоят перед сложным выбором. Либо последовать примеру Греции и "не просто нанять маляра-халтурщика для покраски спальни, а построить силами "левых строителей" весь дом", т.е. довести "теневую" экономику до полноценного и эффективного механизма. Либо полностью избавляться от привычки зарабатывать нелегально. Своей стране Deutsche Bank однозначно рекомендует пойти честным путем. Кризис финансовых рынков, как и нынешние проблемы Греции, говорится в исследовании, свидетельствуют в пользу того, что "высокая мораль и порядочность лежат в основе устойчивой деловой активности".
Куда именно отнести Россию, в рамках данной классификации стран с неофициальной экономикой, не вполне ясно. Данные по доле теневой экономике в ВВП нашей страны разнятся. Росстат считает, что объем "серого" сектора достигает 25% ВВП страны. Всемирный банк идет дальше, полагая, что из-под налогообложения, контроля, лицензирования и регулирования выпадает до 49% российской экономики. Не исключено, что Росстат недооценивает, а ВБ перехлестывает.
Помощник президента по экономическим опросам Аркадий Дворкович в июне признался, что "когда мы планируем бюджет, то заранее имеем в виду, что 30% куда-то денется". Учитывая, что потратить из казны в 2009 году планируется 10 трлн. рублей, то можно предположить, что только из бюджета по статье расходы "куда-то денется" около 3 трлн. рублей. В бизнесе и в остальном то же самое, говорит Дворкович: "Только у хороших компаний девается 10%, а у плохих 50%".
Советник президента при этом высказывал схожую с выводами Deutsche Bank мысль, что эти 30% вместо того, чтобы идти на депозиты или на любые другие цели, идут в потребление. "Не всегда внутри страны, но все же", - заметил он. Сколько неучтенных доходов тратится внутри страны, неизвестно: финансисты указывали, что средства в начале года активно выводились за рубеж. А зависимость всей российской экономики от конъюнктуры сырьевых рынков определяет во многом и объем "серого" сектора экономики, который тоже сжимается.