Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 09:14, курсовая работа
Описание работы
Понятие «теневая экономика» стало одним из главных и болезненных вопросов для нашего времени. Одни называют ее печальным финалом былых порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки. Причина этого все нарастающего интереса – постоянное развитие этих отношений в самых разных сферах деятельности россиян, а в первую очередь в сфере экономики.
Содержание работы
Гл 1. Теневая экономика: понятие, причины и формы проявления. 5 1.1 Понятие «теневая экономика». 5 1.2 Главные причины и формы проявления теневой экономики. 7 1.3 Факторы изменения в теневой экономике. 8 1.5 Масштабы теневой экономики. 11 Гл 2. Теневая экономика в России. 14 2.1 Проявление теневой экономики в России. 14 2.2 Методы борьбы с теневой экономикой. 16 2.3 Теневая экономика в Томске и Томской области. 28 Заключение. 31 Список использованной литературы. 32 Приложение
· деятельность незарегистрированных
экономических структур.
2. Социальные
факторы:
· низкий уровень
жизни населения, что способствует развитию
скрытых видов экономической деятельности;
· высокий уровень
безработицы и ориентация части населения
на получение доходов любым способом;
Растущая
безработица, поток беженцев, невыплаты
заработной платы и т. п. являются
прекрасной "питательной средой"
для теневой экономики. Люди, потерявшие
работу или не получающие долгими месяцами
заработную плату, соглашаются на все
условия нелегальной, теневой занятости:
отношения с работодателем подчас основываются
только на устной договоренности, никакие
больничные и отпускные не оплачиваются,
увольнение возможно без всяких социальных
гарантий и тем более без предупреждения
и т. д.
Для
работодателей такие отношения
более чем выгодны: работники
оказываются весьма заинтересованными
в том, чтобы теневой бизнес "хозяина"
оставался таковым; работодатели
обладают неконтролируемой властью над
наемными работниками; прямые финансовые
выгоды заключаются уже в том, что никаких
налогов на фонд оплаты труда платить
не надо и т. д.
· неравномерное распределение
валового внутреннего продукта.
3. Правовые
факторы:
· несовершенство
законодательства;
· недостаточная деятельность
правоохранительных структур по пресечению
незаконной и криминальной экономической
деятельности;
· несовершенство
механизма координации по борьбе с экономической
преступностью;
· незащищенность
прав собственности;
Порождает
у предпринимателей психологию временщика.
Соответствующее хозяйственное поведение исходит
из того, что если права собственности
могут быть рано или поздно нарушены и
существующее законодательство и правоприменительная
практика отнюдь не гарантируют их надежную
защиту, надо использовать имеющиеся возможности
по максимуму. Если можно избежать уплаты
налогов, максимизировать всеми способами
свою прибыль, то это надо делать.
· политическая нестабильность.
Этот
фактор также, как и "незащищенность
прав собственности", стимулирует
и развивает психологию временщика.
Так как неизвестно, что будет завтра,
все средства хороши для приумножения
капитала. Важно отметить, что если в периоды
политической нестабильности теневая
экономика развивается очень динамично,
то официальная, напротив, замирает. Причем
ее объем уменьшается не только за счет
"затенения", но и по причине элементарного
свертывания деятельности "до лучших
времен".
В зависимости
от развития рыночных отношений, состояния
экономики в целом причин существования
теневой экономики будет больше или меньше,
степень влияния разных из них будет варьироваться.
Также на развитие теневой экономики влияют
экономическая свобода, граничащая со
вседозволенностью, деформация морально-этических
требований.
1.3 Факторы изменения в теневой экономике.
Сравнение
результатов исследований, проведенных социологическим
центром академии с разрывом в 10 лет (в
мае 1990 г. и в феврале 2004 г.), позволяет судить
об изменениях, которые произошли за эти
годы в теневой экономике.
Первый
бесспорный факт состоит в резком
увеличении доли населения, осуществляющего теневую деятельность.
По данным опроса, в 1990 г. наряду с работой
по официальному месту занятости подрабатывали
на теневом рынке труда около 8% трудоспособного
населения. В 2004 г. доля населения, совмещающего
работу в официальной экономике с теневой
деятельностью, составила 41% от количества
опрошенных. Из их числа треть (34%) занимается
незарегистрированным бизнесом, а 66% –
работают по найму на теневом рынке труда.
Кроме этого, немало людей, которые порвали
с официальной экономикой и заняты только
на нелегальном рынке труда. С учетом того,
что в теневой экономике реализуются интересы
большой массы населения, требуется максимальная
продуманность мер государственного воздействия
на нее. В ином случае неизбежен рост социальной
и политической напряженности в обществе.
Второй
существенный аспект выражается в том,
что за годы реформ теневая экономика
заняла в нашем обществе качественно
иную нишу. Раньше она была в роли
антагониста идеологической системы
и командной экономики, хотя и
компенсировала изъяны последней. Теперь
же она и официальная экономика имеет
общую рыночную основу и, в известной мере,
общую идеологическую базу. Но объективные
противоречия между ними, в центре которых
находится государство, стали более существенными.
В повседневной практике это выражается
в том, что интерес государства состоит
в пополнении финансовых ресурсов за счет
налогоплательщиков. А вектор интереса
предприятий и населения развернут прямо
противоположно. На этом и держится теневая
экономика, сокращающая налогооблагаемую
базу, а то и прямо торпедирующая "бремя"
налоговых и других выплат. В нынешних
условиях, при которых официальная экономика
выживает с большим трудом и не способна
обеспечить эффективную трудовую занятость,
а также приемлемый жизненный уровень
людей, теневая экономика, как говорится,
обречена на дальнейшее развитие. Возможности
применения репрессий против нее ограничены,
да и прямое административное давление
малопродуктивно. Поэтому необходим поиск
таких экономических решений, которые
будут способствовать сбалансированию
интересов государства и других субъектов
экономических отношений.
Третья
важная сторона проблемы связана
с тем, что теневая экономика
выросла до масштабов параллельной
экономики. Прежде она была только спутником
официальных товарно–денежных отношений и занимала
несколько процентов ВВП. Участие в ней
выражалось в приписках объемов работ
и продукции, в мелкой спекуляции, в разных
видах нелегального ремесленничества
и т. п. В настоящее время ее удельный вес,
по оценкам экономистов, достигает 20 –
30%, а то и 40% ВВП. Она срослась с официальной
экономикой и часто конкурирует с ней
в использовании трудовых, материальных
и финансовых ресурсов.
По
данным опроса руководителей предприятий
и организаций, 38,3% из них в прошлом
(2003 г.) регулярно или периодически занимались
выпуском "левой" продукции, 57,6% –
постоянно или достаточно часто нанимают
работников без официального оформления.
На частных предприятиях практика нелегального
труда наблюдается чаще, чем государственных.
Проникновение теневой экономики в разные
отрасли народного хозяйства показывают
такие примеры. В декабре 2003 г. (только
за один месяц) осуществляли на теневом
рынке пошив и ремонт одежды 19,9% опрошенного
населения, ремонт квартир и сантехники
– 15,8%, ремонт бытовой техники – 12,5%, пользовались
услугами автосервиса – 10,9%, покупали
стройматериалы и заказывали строительные
работы – 10,5% и т.д.
Приведенные
факты говорят о величине вклада
теневой экономики в удовлетворение
массовых потребностей населения. Этот
вклад также заслуживает внимательного
учета при разработке мер воздействия
на нее. Учета как в плане насыщения рынка
товарами и услугами, так и в связи с ценами,
ибо теневой рынок более адекватен нежели
официальная экономика платежеспособности
населения.
Четвертая
особенность развития ситуации
проявляется в том, что теневая экономика
образует симбиоз с теневой деятельностью
представителей органов власти и активно
утверждается в социальной и духовно–психологической
сферах общества. Проникновение теневых
отношений в органы правопорядка, юстиции
и нелегальная коммерциализация бюджетных
учреждений таковы, что вряд ли стоит рассчитывать
на их самоочищение. Во–первых, в различных
структурах государственной службы пустила
глубокие корни чуть ли не отлаженная
система поборов; во–вторых, в принципе,
при самом негативном отношении общества
к поборам многие граждане предпочитают
откупаться при решении жизненно важных
вопросов.
Однако
проблема столь остра, что противодействие
ее разрастанию требует решительных
мер. Бюрократическое вмешательство в экономику,
инициируемое с целью наживы, глушит легальную
экономическую деятельность, стимулирует
развитие теневых отношений и превращает
в фарс борьбу государства с их распространением.
Кроме того, наличие теневых отношений
в системе государственных учреждений,
в здравоохранении, образовании, науке,
культуре резко ускоряют процесс утраты
правовых и нравственных ограничителей
в обществе. Неслучайно в 1990 г. однозначно
осуждали "левую" работу в рабочее
время 71% опрошенного населения, в настоящее
время – только 28,2%. Раньше торговлю вне
магазинов считали зазорной 85%, ныне –
42,2% населения и т. д.
Самопроизвольное
оздоровление общественной морали и
правового сознания маловероятно. Лобовые
призывы к населению от имени
налогового ведомства типа "Уплати
налоги и спи спокойно"
недостаточны, чтобы исправить ситуацию.
По данным опроса, только 23,5% руководителей
предприятий видят реальную опасность
быть уличенными в уклонении от налогов;
считают допустимым не платить налоги
с доходов от индивидуальной трудовой
деятельности 64,3% населения.
В то
же время в обществе имеются социально–психологические
предпосылки восстановления нравственных
ограничителей и правовых табу, так
как в массовом сознании нарастает
недовольство процессами морального упадка
и даже демонстративной вседозволенности.
Например, 73,9% опрошенного населения считают
совершенно недопустимым уклонение от
уплаты налогов и финансовые махинации
в крупном бизнесе. Вызывает большое раздражение
у многих людей, особенно у руководителей
предприятий, вымогательство денег в медицинских
учреждениях и учебных заведениях, в дорожно–патрульной
службе и криминальной милиции, в судах
и прокуратуре, в целом в органах власти.
В массовом сознании растет понимание
того, что теневая экономика наносит обществу
больше вреда, чем пользы. Об этом свидетельствуют
сопоставимые материалы опросов, проведенных
в мае 1990 г. и в феврале 2004 г. И это представляет
собой хороший ресурс, а также опору для
реализации новой государственной политики,
направленной на развитие экономики и
оздоровления российского общества в
целом.
Несмотря
на то, что в 2004 г. в сравнении с
1990 г. в оценках теневой экономики
утратила значение ориентира идеологическая
сторона, вектор распределения мнений
о ней изменился от положительного
полюса к отрицательному. Среди руководителей
предприятий, опрошенных в феврале 2004
г., примерно такое же распределение мнений:
ответили, что от теневой экономики больше
пользы 2,7%, и польза, и вред – 29,5%, больше
вреда – 54,9%, затруднились ответить –
12,9%.
Такое
массовое настроение в
принципе является благоприятной основой
для инициатив высших эшелонов государственной
власти по оздоровлению экономических
отношений и упорядочению системы их регулирования.
1.5 Масштабы теневой экономики.
Измерение
теневой экономики, оценка ее масштабов
является достаточно сложной задачей.
Это связано с самой ее природой - теневая
экономика носит скрытый характер и возникает
из-за стремления избежать измерения.
Для ее измерения используются различные,
преимущественно косвенные методы. Рассмотрим
современное состояние и масштабы теневой
экономики в различных странах, используя
результаты исследований австрийского
экономиста Фридриха Шнейдера (Университет
Линц, Австрия), представленные в журнале
"Эксперт" [12].
Всего
в мире в теневом секторе создается как минимум
8 трлн. долларов добавленной стоимости
ежегодно, не попадая в бухгалтерские
отчеты предприятий и в официальную статистику
как отдельных государств, так и международных
организаций. Таким образом, по своим размерам
глобальная теневая экономика сопоставима
с экономикой США - страны, имеющей самый
крупный ВВП в мире.
Во
второй половине 90-х годов в развитых
странах теневая экономика была
эквивалентна в среднем 12% ВВП, в
странах с переходной экономикой
- 23%, а в развивающихся - 39% ВВП.
В странах
с развитой рыночной экономикой отмечается
постоянный рост масштабов теневого
сектора. В 1998 году страной с наиболее
высокой долей теневого сектора
является Греция (29,0% официального ВВП).
К странам с наибольшим теневым
сектором относятся также Италия (27,8%), Испания
(23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение
занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия
(от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели
доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%),
США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом,
даже в относительно благополучных странах
абсолютный объем теневой экономики составляет
в США - 700 млрд долларов, в Италии - 310 млрд,
а в Великобритании - 190 млрд долларов.
Наиболее быстрый рост масштабов теневого
сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции,
Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например,
объем теневой экономики Германии с 1975-го
по 1997 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд
долларов. Причем неофициальный сектор
рос в Германии со скоростью 8% в год - значительно
быстрее, чем официальный ВВП.
Наибольших
масштабов достиг теневой сектор
экономики в развивающихся странах.
Так, теневая экономика в Нигерии
достигает 76% от официального ВВП. Значительный
масштаб теневого сектора отмечается
также в Таиланде (71%), Египте (68%),
Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически
в большинстве развивающихся стран Азии,
Африки и Латинской Америки можно говорить
скорее о существовании "параллельной",
или "второй" экономики, ненамного
уступающей по масштабу экономике официальной.
Если в странах Запада в теневом секторе
работают в основном небольшие фирмы,
а заработки от деятельности используются
как дополнительный источник дохода, в
развивающихся странах ситуация иная.
Мигранты из сельской местности неспособны
найти работу в легальном секторе и вынуждено
добывать основные средства в экономике
теневой. Повсеместная коррупция и изъяны
в законодательстве способствуют тому,
что значительная часть хозяйственной
деятельности оказывается неучтенной
официальными властями.