Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 09:14, курсовая работа
Описание работы
Понятие «теневая экономика» стало одним из главных и болезненных вопросов для нашего времени. Одни называют ее печальным финалом былых порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки. Причина этого все нарастающего интереса – постоянное развитие этих отношений в самых разных сферах деятельности россиян, а в первую очередь в сфере экономики.
Содержание работы
Гл 1. Теневая экономика: понятие, причины и формы проявления. 5 1.1 Понятие «теневая экономика». 5 1.2 Главные причины и формы проявления теневой экономики. 7 1.3 Факторы изменения в теневой экономике. 8 1.5 Масштабы теневой экономики. 11 Гл 2. Теневая экономика в России. 14 2.1 Проявление теневой экономики в России. 14 2.2 Методы борьбы с теневой экономикой. 16 2.3 Теневая экономика в Томске и Томской области. 28 Заключение. 31 Список использованной литературы. 32 Приложение
В общем,
поскольку в законопроекте упор
сделан на преследование людей, а
не на устранение условий, препятствующих
превращению «теневой» деятельности
в легальную, экономические результаты
его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым:
вместо расширения налоговой базы — ее
сужение, вместо подавления криминальных
тенденций — их усиление.
Не
более благоприятными будут, пожалуй,
и социальные результаты использования
преимущественно репрессивных методов.
Проводя этот курс, власти
столкнутся с сопротивлением не только
«теневиков»-хозяйственников, ставших,
как уже отмечалось жертвой губительных
для производства общих условий хозяйствования,
но и значительной части рабочих, которым
«теневая экономика» помогает своевременно
получать заработную плату и избегать
безработицы. Поддержка же подобных мер
со стороны сравнительно слабых ныне групп
рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих
и служащих «лежащих на боку» предприятий,
как представляется, не позволит создать
оптимального баланса сил в обществе.
Уровень поддержки населением властей
при использовании комплекса репрессивных
мер оценивается экспертами как «относительно
низкий», а уровень сопротивления властям
— как «относительно высокий». В общем,
задействование репрессивных методов,
не сулящее перспектив существенного
обогащения государственной казны, чревато
ростом социального напряжения: всплеском
безработицы, ослаблением кадрового потенциала
руководящего звена экономики (в связи
с возможным бегством способных хозяйственников
за границу и вывозом капитала) и т.п.
Существует
мнение о том, что предлагаемый вариант
легализации теневого капитала желателен,
но нереалистичен, ибо «теневики»-хозяйственники
этого не захотят. Однако в этой дискуссии
важно принять во внимание следующие очевидные
обстоятельства.
Предприниматели
рассматриваемой категории постоянно
находятся под «дамокловым мечом»,
причем угрозы идут и от государства,
и от криминальных элементов. Уходя
от налогов, «теневик»-хозяйственник
не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам
и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические
последствия этих поборов для предпринимателей
те же самые, что и результаты жесткого
налогового прессинга, однако соответствующие
средства выплачиваются государственным
и частным рэкетирам, а значит, налицо
состав преступления. Такое положение
комфортным не назовешь, и с накоплением
минимально достаточного капитала у его
субъекта (особенно с увеличением возраста
и появлением перспективы передачи денег
по наследству) резко нарастает стремление
«спать спокойно».
Однако
это лишь морально-психологическая
сторона дела. А есть и чисто
экономические факторы, связанные,
в частности, с тем, что любая
сфера, в том числе «теневая»,
имеет свои пределы поглощения капитала,
и раньше или позже «теневики»-хозяйственники
оказываются перед необходимостью выхода
за границы занятой ниши.
Наиболее
активными критиками идеи легализации
«теневого» капитала являются представители
правоохранительных органов. И это
понятно: по долгу службы они обязаны
бороться с любыми нарушениями
закона, а вся «теневая» сфера в большей
или меньшей степени криминализирована.
Но здесь стоит вспомнить народную мудрость:
«не пойман — не вор».
Итак,
какую же политику и действия проводить
государству? Следует учесть, что
основа теневого оборота
и роста преступности – неучтенные доходы
экономических агентов и неисполнение
ими же своих обязательств. Поэтому необходимо
сделать налично-денежный оборот и неуплату
налогов экономически невыгодными и юридически
наказуемыми. Примерная программа действий
следующая:
1. Следует
всячески стимулировать безналичный
денежный оборот. Например, гражданам,
получившим доходы на банковский
счет и не обезналичивающим
их, можно учитывать половину
уплаченного ими НДС. Таким
образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом
будут «отсасывать» деньги из теневого
оборота;
2. Необходимо
запретить бесконтрольное представление
и привлечение кредитов, отчуждение
собственности и принятия на
себя обязательств неплатежеспособными
предприятиями и гражданами;
3. Важно децентрализовать,
укрепить судебную и правоохранительные
органы, закрепив за соответствующими
институтами часть налоговых доходов;
4. Необходимо
превратить защиту прав акционеров,
инвесторов и кредиторов в
государственный приоритет.
Реализация
предполагаемых мер приведет к снижению
объема кредитных и фондовых операций
при обеспечении их эффективности
и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных
расчетов – это для финансовой элиты.
Государство получит прирост бюджетных
доходов и расходов. Менеджеры обретут
перспективу упрочения своего положения
легальным образом вместо вынужденной
тактики разворовывания остатков имущества
предприятия. Подавление налично-денежного
и безналичного платежно-расчетного оборота
приведет к увеличению потребности в безналичной
рублевой массе и стабилизации рубля.
Нет
нужды доказывать, что криминальное
общество не в силах обеспечить внедрение
инноваций и экономический
рост; хуже того, разрушая систему снабжения
населения социальными благами (прежде
всего образования, здравоохранения, социального
обеспечения), оно обрекает себя на деградацию.
В то же время такая система может быть
относительно устойчива только при задействовании
внешних источников со всеми вытекающими
негативными последствиями.
Программа
интеграции теневого капитала с легальным
— лишь одна, но обязательная составляющая
нового курса в экономической
политике, суть которого: во всемерном
поощрении отечественного
товаропроизводителя.
В настоящее
время легализация теневых капиталов,
направляемых в легальную экономику
едва ли не единственный (в смысле реальной
возможности мобилизации) источник
крупномасштабного инвестирования в народное
хозяйство. Правительство
загнало предпринимателя «в тень», и теперь
обязано предоставить последнему возможность
из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям
приведут к безвозвратной потере для страны
огромных капиталов, в создание которых
тем или иным путем вложен труд практически
каждого россиянина. Заставить эти средства
работать для общего дела — задача, достойная
истинных реформаторов.
2.3 Теневая экономика в Томске и Томской
области.
В отношении
теневой экономики Томская область
не является исключением.
Теневой бизнес проявляется во всех сферах
в большей или меньшей степени. Томская
область относится к наиболее благополучным
районам страны, это проявляется в стабильных
темпах развития экономики области, в
уровне преступности, в уровне безработице,
в среднем уровне заработной платы по
области. Скорее всего, поэтому доля теневой
части экономики по области ниже чем по
стране, и примерно берётся в расчёте 23-24
%.
Эти данные могут
быть очень сильно занижены, по причине
отчётности перед вышестоящими инстанциями
и властью, а так же по просьбе областных
властей, чтобы не спугнуть инвесторов
и приток предпринимателей в области малого
и среднего бизнеса.
Примеров
проявления теневой активности во всех
сферах предостаточно, а особенно она
увеличилась после нововведений
в закон о налогах и сборах.
Скрытая отчётность
или двойные счета.
Это
самая распространенная теневая
деятельность.
Ярким
примером служить недавние споры
в городской Думе по увеличению стоимости
проезда в маршрутных такси. Владельцы и предприниматели
«маршруток» предоставили депутатам список
расходов на содержание в расчёте на один
автобус, и, якобы, цены представлены
в заниженной форме (по оптовой цене), хотя
при тщательной проверки и расчете выяснилось,
что цены были сильно превышены, но было
поздно, цену на проезд в маршрутном транспорте
уже разрешили повысить.
Коррупция (или
взяточничество).
Не
только государственных чиновников,
хотя это самое распространенное,
но и в образовании, медицине, спорте
и т.д.
Не
стоит говорить о том, что приходит
в подсознание людей, когда приходит пожарная
проверка, останавливает инспектор ГИБДД,
нужно получить различные справки, документы,
разрешения для осуществления предпринимательской
деятельности, ну и, конечно же, при поступлении
одиннадцатиклассника в ВУЗ.
В период
с 1995-2005 год в Томске наблюдалось
увеличение случаев взяточничества
преподавателями ВУЗов, так же в
тот период по неофициальной статистике
средняя сумма взятки так же росла
с каждым годом. На сегодняшний же
день по данным статистики количество
взяток уменьшилось, по сравнению с 2002
годом в 2 раза, чего не скажешь о средней
сумме - она увеличилась в 2-2.5 раза.
Не зарегистрированная
рабочая сила
Какое
количество рабочих на сегодняшний
день зарегистрированы в соответствие
с законом? Меньше половины,
как констатирует областной отдел статистики,
но даже эти данные очень сложно подсчитать.
В основном это крупные предприятия или
государственные учреждения. В малом и
среднем бизнесе предприниматели не торопятся
оформлять рабочую силу. Это и понятно,
не у всех хватит средств, времени и нервов
на оформление всей это бюрократии. Поэтому
они часто прибегают к термину «субподрядчики».
Так же метод оплаты «из рук в руки» более
удобен и для работника, не надо оформлять
документы, беспокоиться о прописке и
т.д., а отработал своё время, выполнил
работу и получил расчёт на руки, сумма
которого чаше всего выше чем у «официальных»
рабочих. «Калым», так в простонародье
называют этот вид деятельности, очень
популярен особенно в Томске, где желающих,
и предоставляющих подзаработать очень
много, к примеру студенты. Я думаю, что
каждый студент хотя бы раз выполнял сдельную
работу.
Черный бизнес,
не законный бизнес.
Это
самый скрываемый вид деятельности.
И здесь Томская область не
в самом лучшем свете, в этой сфере дело
обстоит очень серьёзно. Томская область
является чуть ли не столицей незаконного
оборота наркотиков в России, конечно
же после Тюменской области, соседство
с которой на мой взгляд так сильно и влияет.
Отчёты спец. служб просто шокируют, такое
количество только изъятого наркотика
хватило бы на всю Россию, а по статистике
ещё вдвое больше не удалось предотвратить
ввоз. И с каждым годом количество растёт,
не только масса ввезенного ЯДА, но и количество
людей, сбывающих и употребляющих его.
К примеру, если в 2004 году в г.Стрежевом
количество преступлений, связанных с
наркотиками, было 103, то в 2005 -147.
К примеру
для расчёта: по официальным данным
в Томскую область ежегодно ввозится
примерно до1 тыс. кг сильного наркотика
(героин), в одном грамме 10 доз.,
доза примерно будет стоить 600 рублей,
и получается 6 млрд. рублей.
Так
же имеет место быть воровство, лидером
в этом является Томск и близлежащие
районы. Если подсчитать на какую суммы за год было совершено
краж, то, как говорят спец. службы, хватило
бы еще на один бюджет города Томска. В
последнее время участились случаи вымогательства.
В Томской
области присутствую все виды
преступной деятельности, такие как
подделка спиртоводочной продукции, медикаментов,
незаконный оборот драгоценных металлов, оружия,
произведений искусства, перегонка украденных
автомобилей, проституция и т.д.
Заключение.
Приведенная в курсовой
работе информация представляет собой общий обзор масштабов теневой экономики, но
даже эти данные позволяют понять насколько
сильно воздействует теневая экономика
на все сферы нашей жизни.
Итак,
в России параллельно легальной
экономике существует теневая, сопоставимая
с ней по масштабам. Более того, в теневой
экономике формируется примерно тот же
набор механизмов, что и
в официальной хозяйственной системе.
В ней действуют свои правила ценообразования,
способы обеспечения соблюдения контрактов,
имеется специфический набор профессий
со своим кодексом поведения, работают
собственные механизмы инвестирования.
Эти теневые механизмы изменили жизнь
миллионов людей, создали особые условия
работы предприятий. Специалисты, занимающиеся
проблемами теневой экономики, стали вести
речь даже о "теневом порядке" в российском
обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие
пять-десять лет эти механизмы преобразуются
в легальные правила экономического поведения.
Скорее всего, нас ожидают постепенная
эволюция теневых отношений, смягчение
и легализация некоторых из них и медленное
изживание неприемлемых для цивилизованного
общества норм.
В России
теневая экономика есть, и это
факт. По масштабам она
намного выше уровня 25%. Однозначно с ней
нужно бороться, и направить на это все
силы. По моему мнению, наиболее эффективнее
будет мирный путь, т.е. на уровне законов,
а не увеличение силовых ведомств и их
штат сотрудников (тюрьмы и без того переполнены,
а милиции полным полно). Упрощение оформления
документов и снижение налогов, проведение
и введение в действие больше социальных
программ, вот в чём будет успех. Нужно
показать, что легально можно стабильно
и просто иметь прибыль и быть уверенным
в завтрашнем дне.