Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 09:14, курсовая работа
Описание работы
Понятие «теневая экономика» стало одним из главных и болезненных вопросов для нашего времени. Одни называют ее печальным финалом былых порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки. Причина этого все нарастающего интереса – постоянное развитие этих отношений в самых разных сферах деятельности россиян, а в первую очередь в сфере экономики.
Содержание работы
Гл 1. Теневая экономика: понятие, причины и формы проявления. 5 1.1 Понятие «теневая экономика». 5 1.2 Главные причины и формы проявления теневой экономики. 7 1.3 Факторы изменения в теневой экономике. 8 1.5 Масштабы теневой экономики. 11 Гл 2. Теневая экономика в России. 14 2.1 Проявление теневой экономики в России. 14 2.2 Методы борьбы с теневой экономикой. 16 2.3 Теневая экономика в Томске и Томской области. 28 Заключение. 31 Список использованной литературы. 32 Приложение
беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями;
проводить с участием собственника имущества либо его представителей осмотр производственных, складских и других служебных помещений;
изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и денежные операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
получать от их руководителей и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства.
Милиция
в целях предупреждения экономических
преступлений наделена законодательством
также и другими правами (ст. 11 Закона РФ "О
милиции").
Органы
предварительного следствия и дознания
получают полученные в ходе расследования
уголовных дел сведения, имеющие
значение для предупреждения преступлений.
При производстве предварительного
следствия и дознания они
выявляют причины и условия, способствующие
совершению преступлений (п. 1 ст. 10 Закона
РФ "О милиции"), и вносят в соответствующие
органы и должностным лицам представления
о принятии мер к их устранению (п. 13 ст.
11 Закона РФ "О милиции").
Требование о выявлении причин и условий,
способствующих совершению преступлений,
закреплено и в нормах уголовно-процессуального
законодательства (ст. 21, 21', 21'', 68, 140, 213,321,
355 УПК РФ).
Предупредительная
деятельность органов внутренних дел
осуществляется также через взаимодействие
со специализированными контролирующими
государственными органами. Так, в целях
содействия стабилизации обстановки на
потребительском рынке и обеспечения взаимодействия
министерств и ведомств РФ по вопросам
защиты прав потребителей создан Межведомственный
совет по защите прав потребителей, который
возглавляет председатель Министерства
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства. В состав Совета
входят и представители Министерства
внутренних дел.
Повышение
эффективности социально-правового
контроля над экономической преступностью.
Важным
условием эффективного контроля над
экономической преступностью является
гармоничное, сбалансированное сочетание действенного
социально-правового контроля за социально-экономическими
и политическими процессами в стране и
соблюдения фундаментальных прав человека.
Успешное
достижение этой цели требует реализации
комплекса неотложных мер. Среди
них специалисты выделяют некоторые
наиболее важные.
Внедрения
открытости ("прозрачности") принятия
экономически значимых решений (о приватизации,
акционировании, проведении аукционов
и т.д.) государственными должностными
лицами. Именно несоблюдение этого
фундаментального принципа является
важнейшим фактором развития коррупции
и связанной с ней криминализации финансовой
системы государства. По мнению В.В.Лунеева,
нарушение установленного порядка открытости
принятия решения должно рассматриваться
в качестве коррупционного деяния, влекущего
жесткие санкции. Это должно исключить
выгодность подобного поведения.
Важнейшим
направлением социально-правового
контроля является усиление различных
видов контроля за социально-экономическими
и политическими процессами, за финансовыми
и товарными потоками
(бюджетного, банковского, валютного, таможенного
и других). Причем в среднесрочной перспективе
это направление может дать большие результаты,
чем контроль за отдельными лицами, а за
социально-экономическими процессами.
Сложность проблемы состоит в том, что
углубление дискреционного контроля является
фактором коррупции и экономической преступности.
Последовательно
вводить ограничения на совмещение
должностей в системе государственной
службы и в акционерных обществах
с долей государственного участия. В настоящее
время такое совмещение вполне законно.
Так, Указом Президента РФ "О мерах по
реализации промышленной политики при
приватизации государственных предприятий"
(1992 г.) утвержден список важнейших отраслей
промышленности, где разрешается поручать
на контрактной основе и представлять
интересы государства в советах директоров
должностным лицам органов государственного
управления за соответствующее вознаграждение.
Пользуясь этим, многие высокопоставленные
чиновники министерств и ведомств входят
в советы директоров различных акционерных
обществ. Этот феномен представляет собой
не что иное как узаконенную коррупцию.
Нуждается
в правовой регламентации процесс
перехода государственных служащих
на должности руководителей коммерческих
предприятий. Целесообразно
в этом отношении учесть зарубежный опыт
урегулирования подобных вопросов. Во
многих странах государственное должностное
лицо после увольнения со службы в течение
установленного периода должно получать
разрешение правительства, прежде чем
принять приглашение на работу в частном
секторе или начать заниматься коммерческой
деятельностью, имеющей отношение к его
прежней должности. В России подобное,
фактически коррупционное поведение является
вполне законным.
Необходимо
закрепить реально действующие формы коррупции
в уголовном законодательстве. К ним, в
частности, относятся: коррупционный лоббизм,
фаворитизм, протекционизм, взносы на
политические цели, взносы на проведение
выборов, предоставление конфиденциальной
информации, традиции перехода государственных
чиновников на должности почетных президентов
корпораций и частных фирм, инвестирование
коммерческих структур за счет бюджета,
перевод государственного имущества в
акционерные общества, обучение детей
за рубежом за счет спонсоров и многие
другие опасные завуалированные формы
коррупции.
Важной
антикриминогенной мерой является
скорейшее законодательное решение
вопроса о предоставлении государственными
должностными лицами сведений об имущественном
положении членов семей. Финансовый
контроль за доходами и имуществом
должностных лиц и их семей существует
во всех цивилизованных странах. Это нашло
отражение в Международном кодексе поведения
государственных должностных лиц.
Необходимо
принятие законов "О борьбе с коррупцией",
"О борьбе с организованной преступностью"
и "О борьбе с отмыванием доходов, полученных
незаконным путем".
Ввести
обязательную криминолого-экономическую
экспертизу проектов криминологически
значимых законодательных и иных
правовых актов в целях недопущения
в них положений (пробелов, исключений и
иных недостатков), прямо или косвенно
способствующих совершению преступлений
в сфере экономики. Проект положения о
криминологической экспертизе был разработан
по распоряжению Совета безопасности
РФ более двух лет тому назад, но так и
не был принят, тогда как Положение об
экологической экспертизе принято.
Необходима
практическая реализация конституционного
принципа равенства всех перед законом
и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ).
Это предполагает принятие законов
об уточнении депутатского иммунитета, об ответственности
должностных лиц категории "А" (в
том числе и руководителей субъектов Федерации)
за нарушения законов и о ликвидации необоснованных
привилегий.
Создание
механизма парламентского
контроля над уголовной политикой
в сфере борьбы с экономической преступностью.
Важным
направлением социально-правового
контроля над экономической преступностью
является эффективное использование
гражданско-правовых инструментов. Не
будучи связанным с
применением уголовно-процессуального
законодательства эти меры позволяют
на совершенно легитимной основе, без
применения сомнительных репрессивных
действий существенно подорвать финансово-экономическую
основу наиболее опасных видов преступности,
в том числе коррупционной.
Подходы к «высветлению»
теневой экономики.
В государственных
властных структурах, общественных организациях
и научных учреждениях доминируют
два подхода к решению проблем «теневой»
экономики.
Первый
— радикально-либеральный,
реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г.
и связанный с целевыми установками на
сверхвысокие темпы первоначального накопления
капитала. Печальные итоги воплощения
данного подхода налицо: отмеченные выше
критические масштабы «теневой» составляющей
отечественной экономики и образование
мощных финансово-производственных кланов,
проникающих в высшие эшелоны власти,
с одной стороны, подавление нормальной
предпринимательской деятельности, прежде
всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно
у некоторых политиков стали появляться
идеи относительно того, чтобы «провести
полную легализацию всей «теневой» экономики
и начать жизнь с чистого листа». Вряд
ли такие веяния получат общественную
поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников,
испытавших все «прелести» сотрудничества
с организованными преступными сообществами
и желающих «начать жизнь с чистого листа»
без угрозы быть застреленными, снова
подвергаться налетам рэкетиров и т.п.
Второй
— репрессивный — подход возник
как своеобразная реакция на социальные негативы
описанного либерального. Он предполагает:
расширение и усиление соответствующих
подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции,
налоговой полиции и Министерства финансов
РФ; улучшение взаимодействия спецслужб
в рассматриваемом отношении, формирование
системы тотального контроля и доносительства:
общее ужесточение законодательства,
направленного против «теневой» экономики,
усиление мер наказания. В качестве одной
из попыток реализации репрессивного
подхода можно рассматривать принятие
Государственной Думой в первом чтении
представленного Минфином РФ законопроекта
«О государственном контроле за соответствием
крупных расходов на потребление фактически
получаемым физическими лицами доходам».
Идея
проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не
удается зарегистрировать доходы, следует
поставить под контроль расходы граждан
(от 500 до 1000 минимальных окладов в течение
года) и подобным путем, во-первых, выявить
действительные доходные параметры состоятельных
групп населения; во-вторых, принудить
их раскрыть источники сокрытых средств;
в-третьих, собрать недовыплаченные налоги.
Однако для достоверного прогнозирования
последствий проектируемых действий необходимо
вернуться к причинам разбухания теневой
части экономики. Их много, но главные
замыкаются на сложившиеся общие условия
хозяйствования. Последние подавляют
отечественное производство, вынуждают
предпринимателей укрывать доходы от
неподъемных налогов и выводить капитал
из производства в финансовую сферу и
за границу, криминализируют общество.
Не только богатый мировой опыт (в том
числе примеры латиноамериканских стран),
но и практика преобразований в России
свидетельствуют: «теневая» экономика
есть реакция хозяйствующих субъектов
и граждан на систему, которая поставила
их в положение жертв правового и экономического
беспредела (чего стоит недавнее публичное
признание председателем Верховного суда
РФ того, что судебные решения исполняют
криминальные структуры).
Реализация
рассматриваемого законопроекта лишь
ужесточит эту систему. Под пресс попадут
прежде всего мелкие и средние предприниматели,
а также те трудящиеся, которым удалось
получить некоторые денежные средства
сверх мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной
экономики, в руках которых как раз и сосредоточена
основная масса не контролируемых государством
доходов, особых проблем не возникнет:
их регистрируемые доходы, образующие
«надводную часть айсберга», настолько
велики, что достаточны для оправдания
любой текущей покупки, сколь значительной
бы она ни была). Причем поведение этих
«накрываемых» карающими статьями закона
лиц спрогнозировать несложно: чтобы не
«засвечиваться», они или отложат на время
кампании крупные покупки (что безусловно
снизит общую хозяйственную активность),
или постараются обойти закон (к примеру,
подкупать возможных осведомителей, оформлять
торговые сделки по частям или вообще
их не документировать). Приближенные
же к власти имеют высокие шансы обрести
благодаря законопроекту эффективные
экономические и политические рычаги
для шантажа и устранения конкурентов
(внешне мотивы задействования этих рычагов
будут самыми благовидными — наказание
за сокрытие доходов). Став фактором поощрения
тотального доносительства, подобный
закон не дал бы никаких гарантий от утечки
соответствующей информации от чиновников
уголовному миру.