Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 09:14, курсовая работа
Описание работы
Понятие «теневая экономика» стало одним из главных и болезненных вопросов для нашего времени. Одни называют ее печальным финалом былых порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки. Причина этого все нарастающего интереса – постоянное развитие этих отношений в самых разных сферах деятельности россиян, а в первую очередь в сфере экономики.
Содержание работы
Гл 1. Теневая экономика: понятие, причины и формы проявления. 5 1.1 Понятие «теневая экономика». 5 1.2 Главные причины и формы проявления теневой экономики. 7 1.3 Факторы изменения в теневой экономике. 8 1.5 Масштабы теневой экономики. 11 Гл 2. Теневая экономика в России. 14 2.1 Проявление теневой экономики в России. 14 2.2 Методы борьбы с теневой экономикой. 16 2.3 Теневая экономика в Томске и Томской области. 28 Заключение. 31 Список использованной литературы. 32 Приложение
Постсоциалистические
страны. Согласно различным исследованиям, наибольшее
значение в первой половине 90-х годов теневой
сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального
ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%).
Для всех постсоветских стран характерна
одна тенденция: теневая экономика активно
растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году.
Многие компании на постсоветском пространстве
(даже крупные, с участием государственного
капитала) прибегают к теневым операциям
наряду с вполне легальной деятельностью
в официальной экономике.
В Восточной
Европе наибольший
масштаб теневая экономика приобрела
в балканских странах - Македонии, Хорватии
и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика
практически полностью функционирует
в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой
доход гражданина составляет всего 70 долларов,
сегодня только по официальной статистике
на 3,2 млн. населения насчитывается 500 тысяч
автомобилей, причем 60% из них - это "Мерседесы".
В то же время в 1990 году их было всего 5
тысяч. Основная часть автомобилей угнана
из западноевропейских стран.
Россия.
Если в 1973 году теневой сектор в СССР
равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 годах
- 10-11%, то в 1993 году он составлял 27% ВВП,
а еще через три года, согласно
данным Московского института соцэкономических
проблем, - уже 46%. Особенность и уникальность российской
теневой экономики связана с такими чертами,
как уход от налогов, бегство капитала
за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная
и бартерная торговля, скрытая безработица,
коррупция. Теневая экономика в России
неравномерно представлена в различных
отраслях. Так, по оценкам российского
Госкомстата, если в строительстве на
теневой сектор приходится около 8% деятельности,
то в торговле этот показатель превышает
63%. В условиях экономического кризиса
теневая экономика в России имеет устойчивую
тенденцию к росту. По оценке аналитиков
американского инвестиционного банка
Chase Manhattan, в 1999 году она выросла на 5,4% (официальный
ВВП лишь на 1,8%).
Гл 2. Теневая экономика в России .
2.1 Проявление теневой экономики
в России.
Оптимисты
считают, что доля
теневого сектора в России не превышает
20 %, пессимисты же называют цифру 200-300
%. То есть, если первые считают, что в каждом
рубле официально произведенной в России
продукции содержится 20 "неучтенных"
копеек, то, по мнению последних, на каждый
легальный рубль приходится 3-4 неучтенных
рубля.
Даже
оценки официальных органов власти
расходятся в "разы". По словам заместителя
председателя Госкомстата России Валерия
Галицкого: "доля теневого сектора
российской экономики составляет около
20% от ВВП", при этом "в промышленности
доля теневого сектора составляет около
10-11%, а в торговле она доходит до 60%".
Представители МВД оценивали теневой
сектор на потребительском рынке России
в 40% от существующего товарооборота. Аудитор
Счетной палаты России Владимир Пансков
заявлял в свое время, что "около 40% всего
наличного денежного оборота в России
приходится на теневой сектор экономики".
В первом
случае речь идет о соотношении теневой
экономики и ВВП, во втором случае
- о ее доле в товарообороте, в
третьем - о доле в
денежном обращении. Так что все эти разные
проценты не означают, что показатели
противоречат друг другу. Допустим, завод
укрыл от налогообложения продукцию на
сумму 100 миллионов рублей. Из этой суммы
на подкуп чиновников ушло 30 миллионов
рублей. Еще 50 миллионов рублей работники
предприятия получили "черным налом"
минуя бухгалтерию. Если сложить все эти
цифры, мы получим "черную кассу"
в 180 миллионов рублей. Фактически же "теневой
продукции" было произведено лишь на
100 миллионов рублей.
Другой
пример. Производители нелегальной
водки укрыли от налогообложения
производство спирта на 20 миллионов
рублей. Затем из этого же спирта
другой завод тоже тайно изготовил
неучтенной водки на 45 миллионов
рублей. Значит, всего произведено "нелегальной" продукции
на 65 миллионов рублей. Однако фактически
население купило подпольной водки лишь
на 45 миллионов, а весь спирт был потреблен
в процессе производства.
Как
говорят статистики, объективно судить
о масштабах теневой экономики
можно не по объемам производства, а по
объемам добавленной стоимости (то есть
за вычетом всех затрат на производство).
То
есть, если страна добывает нефть, а
затем перегоняет ее в бензин, добавленная
стоимость будет состоять только
из бензина (поскольку вся нефть
потреблена), зато объем производства
будет включать как нефть, так и бензин.
Госкомстат
России учитывает долю теневой экономики
как отношение добавленной стоимости
к ВВП, то есть все "теневые" продукты
и услуги, потребленные в процессе
производства, вычитаются.
Если
работник предприятия
получил "черным налом" зарплату
на сумму 2 тысячи рублей, из которых 500
рублей потратил на штрафы сотрудникам
ГИБДД, то учитываться как нелегальная
добавленная стоимость будут лишь полученные
им 2 тысячи, а не 2 тысячи 500 рублей. МВД
же учтет и ту, и другую сумму, тем самым
произведя двойной счет. Таким образом,
принципиальные отличия между разными
способами расчета доли теневого сектора
в российской экономике определяются
в подавляющем большинстве случаев просто
двойным счетом. Если же при расчетах его
не принимать во внимание, объемы этого
сектора экономики России вряд ли превысят
25-30%.
Оценки
распространенности неофициальных
платежей представителям органов власти, а также в медицинских
и образовательных учреждениях, в процентах
от количества опрошенных (таблица №1)
Данные
таблицы дополняет следующее
распределение ответов. На вопрос "Приходилось
ли Вам в прошлом (2005) году выплачивать
деньги чиновникам для решения вопросов
предпринимательской деятельности?"
ответили "Да" 11,7% из числа населения и 33%
руководителей предприятий.
Платежи населения
за различные виды теневых работ
и услуг.
Достоверные
данные о денежном обороте в некриминальных
формах теневой экономики, конечно
же, представляют интерес с фискальной
точки зрения. Но еще более важны они для
реализации дифференцированного подхода
в экономической политике по отношению
к тем областям теневой деятельности,
в которых особенно велик оборот финансовых
средств.
Статистические
и иные органы определяют масштабы
теневого денежного оборота в основном
по косвенным показателям из–за отсутствия
или недостоверности первичных данных
о финансовых потоках. В проведенном социологическом
исследовании получены, на наш взгляд,
относительно верные сведения о платежах
населения за различные услуги в теневой
экономике. Причем не было особых затруднений
при проведении той части интервью, в которой
респондентам предлагалось назвать реальные
суммы денежных выплат помимо касс. Возможные
погрешности полученных данных связаны
главным образом с тем, что некоторые люди
по забывчивости – и в кавычках, и действительно
по таковой – не указывали часть расходов
из семейных бюджетов, хотя в целях достижения
точности требовалось обозначить денежные
траты только за один месяц, близкий к
дате проведения опроса.
Результаты исследования
показали, что денежные расходы семей
респондентов в декабре 2004 г., выплаченные
неофициально, составили треть (33,7%) семейных
доходов в этом месяце. Первое место по
удельному весу расходов в доходах занимали
выплаты за ремонт квартир и сантехники,
второе место – за приобретенные стройматериалы
и строительные работы, третье место –
за лечение и лекарства, четвертое место
– за услуги автосервиса.
Поскольку спрос
населения на эти виды услуг наиболее
значительный, постольку, видимо, на этом
направлении целесообразно в первую очередь
сконцентрировать усилия по легализации
теневой экономической деятельности.
Речь идет именно о легализации потому,
что население оплачивает удовлетворение
насущных массовых потребностей, причем
из доходов (из зарплаты), с которых, как,
правило, уже уплачены налоги. При приемлемых
условиях легализации для этой части рынка
теневых услуг государственный бюджет
только выиграет, так как суммарные объемы
теневых выплат значительны.
Если экстраполировать
суммы теневых денежных выплат за
некоторые услуги осуществленными респондентами
на население всей страны (примерно на
52,6 млн домохозяйств) и на 12 месяцев года,
то получается следующая картина.
Ориентировочные
суммарные денежные расходы домохозяйств
в 2005 г. на некоторые услуги, осуществленные
минуя кассу (из рук в руки) - таблица №2
При вычете незаконных
платежей автоинспекторам и чиновникам
общая сумма платежей только по восьми
видам услуг достигает почти
величины двух годовых федеральных
бюджетов страны.
2.2 Методы борьбы с теневой экономикой.
Социально-правовой
контроль над экономической преступностью
в России.
Социально-правовой
контроль представляет собой деятельность
по контролю над противоправным поведением
в сфере экономики, осуществляемую
государственными органами и институтами
гражданского общества, преследующую
цель эффективного воздействия на криминогенные
факторы, детерминанты экономической
преступности. Особенностью социально-правового
контроля над экономической преступностью
в самом общем виде является установление
правового порядка в жизни и деятельности
общества. Он не связан, как правило, с
применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая
составляющая присутствует здесь лишь
в той мере, в какой выполняет предупредительную
функцию при неэффективности других мер.
Большинством криминологов признается,
что именно социально-правовой контроль
является основным в общей системе контроля
над экономической преступностью. Его
антикриминогенная роль подтверждается
международными исследованиями. Как отмечает
В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции
между углублением социально-правового
контроля и удержанием преступности на
терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим
развитием и уровнем преступности"
[17].
Зарубежные и
отечественные криминологи отмечают
взаимосвязь и взаимообусловленность
между гражданскими, административными
правонарушениями и преступлениями. В
особенности это касается правонарушений
и преступлений в сфере экономики. Они
имеют общие детерминанты противоправного
поведения, общую правовую природу, схожесть
механизма формирования личности преступника
и деликатной личности, совершаются в
одинаковых типичных условиях, порождены
сходными причинами и имеют единую направленность.
Поэтому эффективная борьба с менее опасными
видами правонарушениями - административными,
гражданско-правовыми, финансовыми, которую
осуществляют контролирующие органы,
является эффективным средством предупреждения
преступности в сфере экономики.
Объектами социально-правового
контроля являются материальные и финансовые
средства, экономическая деятельность
различных субъектов экономических отношений.
В зависимости от субъектов контроля различают
следующие его виды:
Государственный
контроль - осуществляется государственными
органами.
Контроль негосударственных
организаций. В зависимости от конкретного
субъекта можно выделить:
банковский контроль - его субъектами выступают коммерческие банки;
страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при некоторых видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;
потребительский контроль - осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей;
аудиторский (независимый) контроль - осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;
контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и другие организации на рынке услуг безопасности экономической деятельности);
внутренний контроль - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.
В зависимости
от предмета и сферы контроля различают:
финансовый контроль (в том числе - налоговый, валютный, бюджетный, аудиторский и т.п.)
финарегистрационный контроль - контроль за соблюдением законодательства при регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
лицензионный контроль и надзор - контроль за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию;
антимонопольный контроль - контроль за соблюдение антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления;