Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:18, курсовая работа
Составной частью национальной экономики является так называемая теневая экономика. Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, осуществляемых с нарушением действующих в данной стране законов .
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1.СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………….6
1.1.Особенности и источники возникновения теневой экономики…….6
1.2.Формы проявления теневой экономикии её структура………….…11
1.3.Механизм функционирования теневой экономики…………………16
2.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ………………20
2.1.Теневой сектор рынка………………………………………………...20
2.2.Последствия теневой экономики…………………………………….25
3.МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………29
3.1.Роль государства по ограничению теневой экономики в стране…....29
3.2.Создание условий для сокращения теневой экономики……………..33
3.3.Меры по уменьшению масштабов теневой экономики на практике..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...43
Последствия и результат теневой экономики существенно влияет на экономику государства в целом. Если рассматривать социально – экономические последствия теневой экономики, то можно заметить, что они в большей степени негативные, чем позитивные.
К негативным социально – экономическим
последствия
теневой экономики относятся:
· уменьшение доходной базы бюджетов
всех уровней из-за неуплаты налогов, штрафов,
сборов, регламентаций;
· рост коррумпированности и преступности,
приобретение организованных форм (теневая
экономика является финансовой базой
преступности, а криминальный сектор теневой
экономики сам по себе является преступным);
· исключение инвестиционного развития
(субъекты теневой экономической деятельности
не вкладывают деньги в развитие производства);
· создание диспропорций в структуре экономики
(теневая экономика, а это около половины
всей экономики, развивается в основном
в сфере услуг и торгово – посреднической
сфере, а не в сфере производства);
· негативное влияние на инфляционные
процессы оказывают фиктивные деньги
и доходы от аккумулирования фиктивных
безналичных средств;
· кризис в сфере социально - экономического
управления (влияние государства на теневой
сектор экономики крайне ограничено, большинство
мер воздействия на него оказываются неэффективными);
· моральное и физическое разложение общества
(подпольные производства пищевой промышленности
сплошь и рядом нарушают установленные
стандарты, технологии и т. п., что отрицательно
сказывается на здоровье людей и состояние
окружающей среды; постоянное нарушение
законов, за которым не следует наказание,
формирует психологию вседозволенности). [7,с.190]
В то же время, исключив криминальный
сектор, можно говорить и о некоторых
позитивных моментах теневой экономики:
· удовлетворение покупательского спроса
(когда государство и легальные экономические
субъекты по той или иной причине не
могут предоставить требуемые услуги
и товары , их предоставляют субъекты
теневой экономической деятельности);
· поддержание производства в кризисный
период (так как заводы в Украине в основном
не работают, производя продукцию, как
правило, в небольшом количестве и в тени,
они не дают потерять квалификацию
работникам, помогают сохранить штат
и не дают простаивать оборудованию,
поддерживая производство в кризисный
период);
· создание первоначального капитала
собственникам (государство выдвигает
слишком высокие требования (лицензирование,
налоги, акцизные сборы и т.д.) собственникам
средств производства, ввиду чего они
не могут накопить первоначальный капитал);
· смягчение напряженности на рынке труда
(из-за того, что в Украине высокий уровень
безработицы, а пособия по безработице
очень низкие, безработные вынуждены идти
в теневой сектор экономики).
К числу положительных
сторон скрытой экономической деятельн
Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Среди всех форм криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет сегодня деятельность организованной преступности.
Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически все стороны общественной жизни.
Деформация
налоговой сферы находит
Скрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.
Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.
Влияние на состояние
природной среды. Преступные организации
могут нанести серьезный
Деформация структуры потребления является закономерным следствием криминальных форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг.
Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом криминальной экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества.
Существенным изменениям подлежат и системы международных экономических отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм. Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения. [5,с.148]
Таким образом,становится
очевидным,что теневая
3.МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1.Роль государства по ограничению теневой экономики в стране
В силу разнородности теневой экономики не со всеми ее сегментами можно бороться, не всегда эффективными будут и методы прямого вмешательства.
Ориентировочным параметром до какого уровня можно минимизировать теневую экономику может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен несколькими доводами. Во-первых, практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности (пример стран с развитой рыночной экономикой). Во-вторых, наша отечественная экономическая история свидетельствует, что гипертрофированные масштабы теневой экономики – специфика развития именно в 90-е годы. [10,с.155]
Необходимо придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия.
Так, значительная часть теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежащих к вынужденной внелегальной экономике, при осмысленном подходе способны стать реальной силой, укрепляющей отечественное производство. Причем именно здесь меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной защиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний). В этом контексте смещение акцента с карательных мер на совершенствование правовой базы выглядит одним из приоритетных направлений воздействия на теневую экономику. Причем речь идет не просто о правовых и институциональных реформах, а о комплексном подходе, связанном с формированием здоровой конкурентной среды и обеспечением необходимых условий развития российского предпринимательства. Необходимо предпринять усилия в направлении дебюрократизации государственной системы, создающей административные препоны для развития бизнеса, поддержки отечественного предпринимательства в международной конкуренции, легализации капиталов, полученных в результате некоторых видов теневого бизнеса.
С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Надо согласиться с высказыванием министра экономического развития и торговли Г. Грефа: “Россия должна стремиться к принятым на Западе моделям, согласно которым войти на рынок стоит 3 коп., зато неправильное поведение на рынке – 3 долл., а иногда и три года тюрьмы”. Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне российских регионов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами.
Реализация поставленных задач требует значительных изменений в структуре государственного управления. В широком комплексе институциональных реформ мы выделяем прежде всего следующие: оптимизацию структуры органов госуправления и правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля в экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников и т.п.
Практика показывает, что на переломе ХХ и ХХI вв. российское государство осознало важность вышеперечисленных проблем и в период президентства В.В. Путина уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения. В то же время проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно экономическими интересами.
Среди видов деятельности, не противоречащих закону, но нарушающих при этом этику деловых отношений, общепринятые социальные нормы и морально-нравственные принципы, можно отметить:
умышленное использование
недостатков законодательства, правовой
неурегулированности ряда аспектов
предпринимательской деятельнос
получение выгоды за счет систематического невыполнения (или нечеткого выполнения) договорных обязательств;
недобросовестную конкуренцию (сговоры на рынке, ущемляющие чьи-либо интересы);
нечистоплотные отношения бизнеса и власти, построенные на взаимовыгодной основе, но не обязательно связанные с получением взяток. Например сговор властных структур с представителями криминала, обложение их своего рода “социальным налогом”: обещание не трогать в обмен на финансирование строительства каких-либо социальных объектов (дорог, теплоцентралей, больниц и т.п.). [3,с.22]
Государство должно взять на себя ответственность за реализацию своего рода воспитательной функции, направленной на укоренение здоровых этических форм в среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих. Эта проблема должна решаться в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Набор конкретных мер государства по формированию здоровой этической основы может быть весьма обширен – от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.
Следовательно, российское
государство путем
Итак, в связи
с существенным усложнением задач
социально-экономической
Для борьбы с теневыми операциями необходимо создание комплексной системы контроля за экономикой, построенной но принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Необходимо установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан, который должен осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками. Непосредственная борьба с теневой экономикой - удел правоохранительных органов. [11,с.50]
3.2.Создание условий для
Важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса; более либеральное налоговое законодательство; упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса; ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях; приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.